ПОДРОБНЕЕ ОБ ОБЛИВАТЕЛЬНОМ КРЕЩЕНИИ. О ПЕРЕКРЕЩИВАНИИ

Дорогие братья и сестры! Ввиду того, что предыдущий материал об обливательном крещении вызвал бурные обсуждения и недоумения, мы предлагаем вам более обширную подборку материалов по этой важной теме. Главное в жизни каждого христианина - правая вера в Бога-Троицу, выражением которой является формула крещения: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Скачать подробный материал по этой теме (56 стр.) в формате Word: krejenie-i-perekrejivanie.doc [442 Kb] (cкачиваний: 722)

 


 

 

alt
Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Учение двенадцати апостолов


После теплой молитвы святого Леонтия светлый облак осенил трибуна Ипатия и друга его Феодула и крестил их, оросив дождем, причем святой Леонтий призывал в это время над крещаемыми имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Мученики пострадали в конце I века.


Четьи-Минеи, июня день 18.

  

О св. мч. Лаврентии, архидиаконе Римской церкви (+10 августа 258 г.), повествуется, что он, находясь в темнице, крестил через обливание некоего воина, по имени Романа.


Так как мученик Христов Лупп еще не был крещен и весьма желал святого крещения, дабы не умереть от рук мучителей нехристианином, то помолился о сем Господу; и тотчас с неба пролилась на него вода. Таким образом святой мученик Христов восприял свыше Божественное крещение.

 

Мученик Лупп пострадал около 275 года.


Четьи-Минеи, августа день 23.

 

alt"Если возможно, принесите мне воды и масла, чтобы я мог креститься; если же это невозможно, то молитесь, чтобы Господь отпустил мне грехи мои".

 

И вот малое облако излило на главу мученика воду и масло. И из облака послышался голос:

 

"Раб Божий, ты уже принял святое крещение!"

 

Святой пострадал в середине IV века.


Четьи-Минеи, сентября день 29.


Святые мученики Акиндин, Пигасий и Анемподист, возведя очи свои на небо, молились о новообращенных, говоря:

 

"Боже, в вышних живущий! призри на рабов Твоих, истинно призывающих имя Твое, и ниспошли орошение новому Твоему достоянию, тем людям, которые ныне уверовали в Тебя".

 

Когда святые так говорили, внезапно засверкала молния, и пошел сильный дождь; неверующие бежали: с мучениками остались только одни те, которые веровали во Христа.

 

Святые сказали им:

 

"Не бойтесь, ибо сие было ради вас, чтобы через этот дождь над вами было совершено таинство крещения".

 

Когда все единогласно воссылали славу Богу, то было видно множество нисходящих с неба ангелов, которые одевали белыми одеждами новокрещенных людей, показывая тем, что души их очищены святой верой и водой, сшедшей на них свыше.

 

Мученики пострадали за Христа в середине IV века.

 

Четьи-Минеи, ноября день 2.

  

Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? В этом отношении скромность и смирение наше никого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать, как угодно, и поступать, как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полной верой и принимающего и подающего принимается то, что черпается от Божественных даров... И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают Божественную благодать через окропление или обливание,..

 

Потому, сколько нам дано разуметь верой и мыслить, мое мнение таково, что всякого, кто получил Божественную благодать в Церкви, по закону и праву веры, должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительной водой, то все же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобождении их от тяготы болезни и выздоровлении. Не могут быть крещаемы те, которые уже освящены церковным крещением; так для чего же соблазнять их в вере и благости Господней? Или они получили Господню благодать, но только сокращенной и меньшей мерой дарования Божественного и Святаго Духа, так что можно считать их христианами, но равнять с прочими не должно? Напротив, Дух Святой дается не мерой, но на каждого верующего изливается весь.

 

св. Киприан Карфагенский.

 

Аще хощет дитя умрети, родители его да призовут иерея. Аще иерей обрящет и уже на концы, да кропит е водою святых богоявлений и речет молитву крещальну над ним, и тако окрещено быть.

 

Иоанн Зонара (XII в.), правило 168.


Вопрос: "Приходящих от татар, хотящих креститися, и не будет велика сосуда, в чем погружати ему (священнику)?"

 

Ответ: "Да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

 

Константинопольский Собор 1301 г.

 

altЕсли кто-либо из крещенных в латинскую веру захочет присоединиться к нам, пусть ходит в церковь семь дней, а ты сперва нареки ему имя, потом совершай над ним четыре молитвы на день, повторяя каждую до десяти раз; мяса же и молока не давай ему, как оглашенному. В восьмой день пусть вымоется и придет к тебе, а ты сотвори ему молитвы по обычаю, облеки его в чистые одежды, или пусть сам облечется, надень на него христианские ризы и в венец; тогда помажь его святым миром и дай ему свечу.

 

В XII веке знаменитому толкователю церковных правил патриарху Феодору Вальсамону предложили вопрос об образе принятия латинских пленников Александрийским Патриархом Марком. Вальсамон ответил, что они, по оглашении, должны быть приняты к общению.

 

св. Савва, 1-й архиеп. Сербский (XIII в.) при обращении павликиан - некрещенных крестил, а крещенных по обрядам римской церкви (то есть обливательно) - миропомазывал.

 

Мы оставили латинян, как еретиков, и отделились от них. И почему так? Благочестивые постановления гласят: еретиками называются и подвергаются законам против еретиков также и те, которые в малом отступают от правоверия. Если бы латиняне ни в чем не отступили от правоверия, то мы не имели бы основания отделиться от них... И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется, оттого что они еретики.

 

Седьмой канон Второго Вселенского собора гласит: "Присоединяющихся к Православию, к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. ариан, македонян, савватиан и новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святаго".

 

Вот какому обряду мы подвергаем теперь поступающих к нам из латинской церкви. Они уподобляются всем еретикам. И что пишет о сем премудрый патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в своем ответе святейшему патриарху Марку Александрийскому: "Вопрос. Латинские пленники и другие приходят в нашу Кафолическую Церковь и ищут быть приобщенными к нашим Божественным святыням. Желаем знать, может ли это быть допущено?

 

"Ответ.- Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). Так как отделение наше от западной римской церкви последовало уже издавна, и значительное накопление ее отступлений, совершенно чуждых Православной Кафолической Церкви, отдалило ее от общения с четырьмя Святейшими патриархами, как в отношении вероисповедания, так и в отношении к обрядам, равно как и превознесением папского имени; поэтому латиняне не иначе могут быть освящаемы от рук иереев Божественными и пречистыми таинствами, как по отречении их о латинских исповедания и обрядов, по наставлении их согласно святым канонам, и по поступлении их в православие"...

 

Вы слышите, что они должны быть оглашены согласно святым канонам и соделаться православными. Если они должны быть оглашены, то они также должны быть миропомазаны.

 

св. Марк Эфесский

 

Сербский требник XV в. имеет чин принятия латинян через миропомазание.

 

При патриархе Константинопольском Симеоне 1 Трапезундском (1472-1475; 1482-1486) составлен чин приема латинян через миропомазание. Одобрен в 1484 г. на Константинопольском соборе.

 

Аще ли болен младенец, то надобе быти в купели воде теплой, и погрузить его в воде по выи, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя: "Крещается раб Божий..."

 

Русские служебники 1602, 1616.

 

Вси видят и познают латины схизматики токмо. Схизма же не творит неверна и некрещенна, точию творит отлучена от Церкви и вкупе собраний. Темже всеосвященнейший Марко Эфесский, сопротивник латинян, никогда рече латином, яко имут перекрещиватися, вменяя и утверждая крещение их правильне, понеже бывает по чину Церкви нашея призыванием Святыя Троицы. Аще же и восхощем отлучити толиких от Христианства, во многое впадаем тесномещение, и зело умаляем стадо Христово, еже есть и вне от духовного устроения и сошествия, иже отверзает милосердие всем, и приемлет возвращающихся в покаянии, яко и наши согрешающие приемлет, егда возвращаются на покаяние.

 

Грамота 1657 г. антиохийского патриарха Макария к патриарху Никону.

 

Вселенский патриарх Иоаким сказал, что "ни он сам, ни все архиереи греческие не признают действительными таинства еретиков". Непонятно, для чего сие сказано. Неужели он думает, что российские архиереи не держатся существующих о сем церковных правил? Напрасно.

 

митр. Филарет Московский

 

Далее сказал он, что "он и все греческие архиереи в латинской церкви, в частности, не видят истинного и законного совершения первого таинства христианского, святого крещения, обуславливающего само Христианство ее".

 

митр. Филарет Московский

 

Латинское крещение Константинопольская иерархия прежде признавала, а потом стала отвергать.

 

митр. Филарет Московский


Несовершенство образа крещения западного вообще - состоит в том, что оно совершается не погружением, а обливанием.

 

митр. Филарет Московский

 

Святой и великий собор 1484 года составил последование (чиноположение, устав) для обращающихся от латинских ересей к православной кафолической Церкви, которое можно видеть в афинском издании канонов 1855 года. В сем последовании, после предначинательных молитвословий, полагаются вопрошения обращающегося о вере, отречение его от латинских заблуждений, чтение им православного символа веры; "и по прочтении сего символа вполне, немедленно помазуется от иерея святым и великим миром церковным. Священник начертывает крест на его челе, на ушах, на браде, на руках, на персях, на коленах. При сем каждый раз произносит: печать Дара Духа Святаго". Вот точные слова последования. Собор не требует крещения.

 

митр. Филарет Московский

 

Вопрос о латинском обливательном крещении занимал и российскую церковь в XVII столетии. Патриарх Филарет определил было обращающихся от латинства крестить. Но больший собор 1667 года, на котором присутствовали два патриарха восточных и российский, определение патр. Филарета и меньшего с ним собора признали неправильным; и основываясь на вышеприведенном соборе 1484 года, и на свидетельстве Марка Эфесского, положили принимать латинян в православную Церковь чрез таинство миропомазания... Достойно примечания еще следующее рассуждение сего же собора:

 

"Ересь главнейшая у латинян отступление восточныя Церкве о исхождении Святаго Духа, яко от Отца и от Сына исходит Дух Святый мудрствуют; и от тоя ереси латинския, яже есть о исхождении Святаго Духа, тягчайшая есть арианская и македонская ересь. Ариане бо Сына Божия не единосущна Отцу и Святому Духу исповедают, но здание и тварь глаголют: македоняне же Святаго Духа от Отца и Сына отчуждают, раба исповедуют быти. Обаче правило 7 Второго Вселенского собора и Шестого вселенского собора 95 не повелевают их крестити, но токмо миром помазывати по чину; кольми паче латиняне, меньшее преступление имущих, не подобает крестити".

 

митр. Филарет Московский

 

Правда, есть противоположное сему определение 1756 года, напечатанное в вышеупомянутом афинском издании канонов, подписанное патриархом Кириллом Константинопольским, Матфеем Александрийским и Парфением Иерусалимским. Вот их слова: "непогруженно крещенных (то есть недостаточным образом крещенных, обливательно), когда приходят они к православию, приемлем как не крещенных и без всякого опасения крестим по правилам апостольским и соборным".

 

Теперь спрашивается: кому благонадежнее последовать: четырем ли патриархам и собору 1484 года, или трем патриархам 1756 года? Больший собор мог бы изменить решение меньшего, но меньшинство не может отнять силы у решения предшествовавшего большего собора.

 

Притом определение 1756 года основано, вероятно, на неведении. В начале его сказано: "назад тому три года возник вопрос, достойно ли приятия крещение приходящих к нам еретиков" и проч.

 

Из сего видно, что составители сего определения вопрос о латинском обливательном крещении почитали новым, и не знали, что он за три века был рассматриваем и решен соборно. Ибо если бы знали, то свойственная их церковному характеру добросовестность потребовала бы, чтобы они или подчинились древнему соборному определению, или представили причины, почему не подчиняются оному.

 

митр. Филарет Московский

 

В лето 6992 (1484) бысть собор в Константинополи, в пречестнем храме Пресвятыя Богородицы, зовомыя Паммакарист, от четырех вселенских святейших и блаженнейших патриархов, Кир Симеона Константинопольского, и Кир Григория, папы и патриарха Александрийского, и Кир Дорофея Антиохийского, и Кир Иоакима Иерусалимского, на превращение и упразднение иже во Флоренции зле бывшаго собора. Сей святой собор повеле, яко аще кто от латин возвратится ко православной кафолической восточной Церкви, помазывати их святым миром, а не перекрещевати.

 

Точные слова Московского Собора 1667 г.

 

Первым предметом сношений с Восточной иерархией в проекте полагается вопрос о перекрещивании западных, присоединившихся к восточной Церкви. По моему мнению, небезопасно начать сношение сим трудным вопросом. Хорошо видел сие дело патриарх Константий (+1859), но его уже нет. Сколько известно, недовольно рассуждающие члены греческой иерархии делом ревности по православии почитают перекрещивание. Покойный Стурдза был человек просвещенный и любитель мира церквей греческой и российской. Но когда он написал мне о сем предмете, что много читал, и не дочитался ни до чего удовлетворительного, и когда я написал ему оправдание обычая Российской церкви, он в ответ мне не изъявил ни прекословия, ни согласия, а прислал письмо Экономоса в пользу перекрещивания.

 

митр. Филарет Московский

 

Вот примечательное обличение архимандрита Порфирия (Успенского) грекам: "до 1756 года вы не перекрещивали римско-католиков, а потом увлеклись лжеучением Авксентия диакона, турками утопленного в Босфоре, и начали перекрещивать их, в противность Российской церкви, удержавшей древние постановления о крещении".

 

митр. Филарет Московский

 

По моему мнению, напрасно хвалите Вы Порту за то, что она не вмешивалась в христианские догматы, к чему она вовсе не способна. Но между тем не Порта ли, по сказанию блаженной памяти Патриарха Константия, заставила греческую иерархию перекрещивать крещенных обливательно?

 

митр. Филарет Московский

 

Возвращаю "Цвет Благочестия", процветший не в вертограде Патриарха или Собора, но в огороде врача-философа Аргента, сиречь серебряного. Некоторые слова его сребро, а некоторые - не довольно очищенное. Уязвительно для западных, что обливательное крещение, по сказанию Феодорита, производит он от евномиан, но как же не видит он в 7 правиле 2 Вселенского Собора, которое сам выписал, что евномиане крестили во едино погружение, и сие только обличил Собор, а обливания не обличил? Не все хорошо, что у него сказано, и еще менее хорошо то, что умолчано. По его учению, некоторых святых надобно признать некрещенными. Сочинение, при его односторонностях, не без пользы могло ходить по селам, к которым приражается латинство, но, в виду Церкви, в настоящее время может быть вредно.

 

митр. Филарет Московский

 

Еще в XVI-XVII веках восточная Церковь немало страдала от римской пропаганды и особенно от иезуитов, которые для достижения своей цели - распространения римокатолического учения между православными позволяли себе всевозможные недостойные средства... С течением времени они более и более приобретали на востоке силы, более и более теснили православных, и наконец притеснения, происки и всевозможные оскорбления со стороны сих недостойных миссионеров, как и вообще римокатоликов, к середине XVIII века дошли до того, что, по мнению православного народа, латиняне стали не лучше язычников или турок, и для него не оставалось никакого сомнения, что эти христиане не имеют в себе и признаков Духа Христова.

 

Неудивительно после этого, что и само крещение латинян представилось несчастному выведенному из терпения народу не крещением, а осквернением человека, и вот, когда он узнает, что латинян продолжают принимать в Православную Церковь без крещения, в 1750 году, открыто восстает против патриарха Паисия и Синода, с шумом устремляется на патриарший двор, требуя свержения патриарха с престола за его снисхождение к ненавистным латинянам, избрания нового патриарха и отмены прежних правил о принятии в Православную Церковь обливанцев. Синод, вынужденный такими несчастными и опасными обстоятельствами, для успокоения православного народа действительно избирает нового патриарха - Кирилла, и потом в 1756 году соборно в присутствии патриарха Иерусалимского и с согласия прочих восточных патриархов, отменяет прежнее правило Православной Церкви о принятии католиков и лютеран и издает новое, называя обливательное крещение не только "несогласным с Божественным и апостольским учреждением", но и "достойным отвержения и отвращения".

 

Вот каким образом, по свидетельству позднейших иерархов Востока, возник в Константинополе вопрос о действительности поливательного крещения, для решения которого... Кирилл обращался к ученому Евстратию Аргентису, и вот при каких обстоятельствах составлено определение собора 1756 года о принятии в Православную Церковь крещенных поливательным крещением через крещение. Очевидно, что причина этого определения заключалась не в сущности заблуждений римокатоликов и протестантов, и не в сущности их поливательного крещения; а в их нехристианском образе действий на Востоке, в их враждебном отношении к православным, по которому они представились православному народу не лучшими язычников и турок.

 

Правила Святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов, Святых отцов и учителей Церкви ясно показывают, что Церковь никогда не признавала истинным и ни в коем случае не признавала крещения еретиков, через одно погружение совершавшегося или во имя трех троиц, или во имя неведомого бога, во имя стихий, Монтана и Прискиллы, в трех безначальных, в трех сынов, в трех утешителей и тому подобного, равно как и крещения всех тех еретиков, которые отвергали или искажали основные догматы веры Христовой, каковые и исчислены в 7 правиле Второго, и в 95 Шестого Вселенских соборов. Всех таковых и им подобных еретиков Церковь всегда принимала не иначе, как через крещение.

 

Но крещение через обливание и окропление она никогда не отвергала, и совершение его, хотя и по нужде, допускала, крещенных таким образом не подвергала новому крещению; значит, признавала эту форму крещения не противной апостольскому Преданию и не такой, которая бы достойна была отвержения и отвращения; мало того, надобно полагать, что Церковь дозволила совершение крещения через обливание и окропление в стеснительных обстоятельствах не иначе как по апостольскому же Преданию. Противного этому Преданию она не могла дозволить, ложного не могла признать истинным, простого, и ничего не значащего, и никакой пользы не приносящего человеку омовения не могла признать таинством крещения, таинством возрождения и освящения.

 

Этим мы не то хотим сказать, что формы крещения - через погружение и обливание - безразличны и равно могут быть употребляемы в Церкви. Нет, дозволение совершения крещения через обливание только в случаях нужды, в стеснительных обстоятельствах желавших крещения,- такое дозволение само собой уже показывает, что нормальной и общеобязательной формой должно быть погружение, что поэтому кто отступает от этой формы без всякой нужды, а тем более дозволенное по нужде возводит в норму, делает общеобязательным: тот уже поступает не по разуму апостольской Церкви и вопреки ее учению и установлениям, поступает произвольно. За это-то своеволие в деле совершения таинства крещения и подлежат ответственности перед Церковью и Главою Церкви Христом римокатолики, протестанты и все, оставившие общеобязательную форму крещения - троекратное погружение, и узаконившие у себя дозволяемую только в нужде форму - обливание и окропление.

 

Прежде всех и более всех и подлежат ответственности именно законодатели, то есть те представители западных христианских обществ, которые дозволенное Церковью по нужде возвели на степень общеобязательного для членов тех обществ закона.

 

Таинство возрождения и освящения человека совершается и при обливании, или окроплении, освященной водой с произнесением имен Пресвятой Троицы, но совершители сего таинства, более послушные велениям своих законодателей, чем законам Святой Апостольской Церкви, виновны при этом перед Церковью и Господом именно за это предпочтение воли человеческой воле Божией, и согрешают подобно тому, как если бы архиереи или иереи Церкви православной стали совершать литургию вне храмов, где нашли бы удобнее для себя и своих пасомых, и мало по малу прекратили бы само построение храмов,- на том основании, что в стеснительных обстоятельствах (например, для миссионеров, во время войны) дозволяется совершать литургию на освященном антиминсе и без храма, по примеру первенствующих христиан.

 

Как это последнее своеволие было бы противно канонам и обычаю вселенской Церкви, хотя при этом святейшее таинство Евхаристии не перестало бы быть таинством; так и первое,- то есть общепринятое и общеобязательное в западной церкви совершение крещения через обливание и окропление, по справедливости может быть и должно быть названо нововведением вопреки обычаю и установлению Церкви кафолической и апостольской, но... само таинство возрождения и освящения при поливательном крещении во имя Отца и Сына и Святаго Духа совершается действительно, как совершалось и совершается оно и над больными.

 

о. Александр Серафимов

 

Возвращение в Православную веру, а также принятие в Православие лиц неправомудрствующх, но у коих основные догматы не повреждены и Миропомазание коих приемлется, совершается через таинство Причастия (95 прав. 6-го Вселенского Собора). Означенным правилом руководится Православная Церковь, им же и католическая. Посему, православный, причастившийся в католической церкви, является отпавшим от Православия и присоединившимся к католической вере... Причащение православных католиками есть несомненный перевод их в католичество, и кто дает другое объяснение является лицом непонимающим того, чего, конечно, нельзя сказать про католических священников, или просто хитрым обманщиком.

 

св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский

 

Икономия


Если крещенные обливательно, по Константинопольскому мнению, суть некрещенные, то каким образом "экономия снисхождения" может сделать их крещенными, не совершая над ними крещения?

 

Если Греческая Церковь возлагает на Российскую ответственность в признании крещенными тех, которых Греческая признает некрещенными: то Греческая Российскую признает погрешающей в деле очень важном, и следственно церковного единства нет...

 

Если бы не достоверный свидетель, трудно было бы поверить, что ученый Экономос почитает "западное крещение вместе и действительным и недействительным", смотря по тому есть ли воля Церкви, чтобы обливанец был крещенным или не крещенным? Разве сила крещения - не в имени Святой Троицы и не в таинственной благодати, данной сему действию установителем Христом Богом? Разве воля человеческая, хотя бы то была воля Церкви, может крещение сделать простым омовением, или простое омовение - крещением?

 

митр. Филарет Московский


О перекрещивании

 

Православная Церковь во все века принимала обливательное крещение, и авторы вынуждены замалчивать тот факт, что и Греческая церковь признавала обливательное крещение до 1756 г., когда, под давлением народного возмущения и турецкого правительства, Патриарх и Синод приняли неслыханное до того решение: перекрещивать крещенных обливанием.

 

Главное в жизни каждого христианина - правая вера в Бога-Троицу, выражением которой является формула крещения: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Сохранение неизменными установлений о крещении - первейшая забота священной церковной власти, и знак того, насколько данная поместная церковь верна слову Спасителя: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19).

 

Как говорит 6-е правило 7-го Вселенского Собора: "когда же будет Собор о предметах канонических и евангельских, тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении Божественных и животворящих заповедей Божиих". От Церкви требуется соблюдать евангельские постановления о крещении так, как их всегда соблюдала Вселенская Церковь. Именно соблюдать, а не изменять, уточнять или дополнять.

 

Невозможно не видеть, что Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) вступила на путь изменения установлений Православной Церкви о таинстве крещения.

 

Это нашло выражение в официальном решении о том, чтобы перекрещивать всех еретиков, или так называемых "инославных". Неофициально выдвигается требование о перекрещивании обливательно крещенных.

 

Особенно далеко на этом пути продвинулись Канадская и Восточно-Американская епархии РПЦЗ. Известно о случаях перекрещивания в других епархиях. Эти неправославные представления о крещении приносятся и в Россию.

 

Перед нами два публичных заявления: Резолюция пастырского совещания западной части Канадской епархии РПЦЗ 1993 г. и книга "Новый Маргарит, или святоотеческие наставления о покаянии, говении, исповеди и христианской жизни", изданная в 1998 г. в той же епархии.

 

В Резолюции сказано: "Крещения в инославных "церквах" считаются РПЦЗ недействительными и поэтому всех инославных, желающих присоединиться к юрисдикции РПЦЗ, принимать только полным крещением".

 

В подтверждение этого, пастыри Канадской епархии ссылаются на постановления Собора и Синода РПЦЗ и решения предыдущих пастырских совещаний.

 

Словом "резолюция" и ссылкой на "постановления" РПЦЗ о крещении пастыри западной части Канадской епархии показывают, что ими самими и Соборами РПЦЗ составлены новые, неизвестные ранее Вселенской Церкви, установления о крещении.

 

Ни РПЦЗ, ни иная поместная православная Церковь не имеют власти заменять своими постановлениями раз и навсегда переданные Апостолами заповеди о крещении. А эти заповеди не требуют перекрещивания всех еретиков, а только тех из них, которые не крестят во имя Троицы тремя погружениями. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать постановления Вселенских Соборов по этому вопросу.

 

Вселенские Соборы, следуя Апостольскому учению, многократно указывали: каких еретиков следует перекрещивать, а каких, как не чуждых Церкви, принимать через миропомазание, или через покаяние и причащение. Согласно с этим, в Русской Церкви не перекрещивали христиан западных исповеданий.

 

Книга "Новый Маргарит", о котором мы говорили выше, сейчас распространяется в России.

 

Издатели этого сборника корчемствуют истиной, примешивая к святоотеческим писаниям современные творения, содержащие неправославное учение о крещении.

 

Мы имеем ввиду Приложение 6-е, которое содержит статью "О таинстве крещения". В предисловии к этой статье говорится, что она представляет собой сжатое изложение писаний Святых отцов и святых канонов Церкви. А из примечания в конце книги видно, что эта статья является переводом с английского языка брошюры прот. Георгия Металлиноса "I Confess One Baptism", а иные якобы святоотеческие писания взяты из двух греческих журналов 1990 года выпуска.

 

Чтобы увидеть, какого рода учение предлагает "Новый Маргарит", достаточно заглянуть на с. 351: священник, кроме смертной нужды совершающий обливательное крещение, "естественно не совершает крещения, но действует нечестиво и оставляет человека некрещенным"!

 

Православная Церковь во все века принимала обливательное крещение, и авторы вынуждены замалчивать тот факт, что и Греческая церковь признавала обливательное крещение до 1756 г., когда, под давлением народного возмущения и турецкого правительства, Патриарх и Синод приняли неслыханное до того решение: перекрещивать крещенных обливанием.

 

Авторы нарушают постановление Константинопольского собора 1484 года: принимать латинян (которые крестятся троекратным обливанием) не через перекрещивание, а через миропомазание. Собор 1484 года не ввел ничего нового, а только подтвердил позицию свт. Фотия Константинопольского, патриарха Феодора Вальсамона и свт. Марка Эфесского.

 

Свт. Марк Эфесский пишет: "Мы оставили латинян, как еретиков, и отделились от них... И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется, оттого что они еретики. 7-ой канон 2-го Вселенского собора гласит: "Присоединяющихся к Православию, к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македонян, савватиан и новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святаго". Как мы видим, свт. Марк Эфесский не считает нужным перекрещивать обливательно крещенных латинян.

 

На с. 351 "Нового Маргарита" говорится, что крещение (по-гречески baptismos) означает "погружение".

 

Но, согласно словарным указаниям, baptismos может означать и "омовение". Вообще говоря, у слова baptismos есть три значения: 1) "погружение", 2)"омовение", 3)"крещение, как христианское таинство". Поэтому христианам следовало бы понимать слово baptismos в христианском смысле.

 

На с. 353 утверждается, что совершающие обливательное крещение подлежат анафеме 7-го Вселенского Собора: "кто отвергает всякое писанное и неписанное Предание церковное, тот да будет анафема". Следовательно и авторы статьи также подлежат анафеме, поскольку отвергают постановление Собора 1484 г.

 

На с. 353 утверждается, что обливательное крещение "есть грех смертный", причем слова эти приписываются свт. Досифею, патриарху Иерусалимскому. Тем самым на блаженного патриарха возводится клевета. Ведь именно по совету свт. Досифея, Русская Церковь стала принимать без перекрещивания не только латинян, но и лютеран, которые также крестятся обливанием.

 

На с. 353 утверждается, что троекратное погружение есть догмат. Ссылка же дается на Правило 1 св. Василия Великого. Авторы совершают подлог: у св. Василия Великого ничего подобного не говорится.

 

На с. 355 авторы ссылаются на 7 правило 2 Вселенского собора, в котором "вместе с безумными евномианами, погружавшими лишь единожды" якобы "отвергается... обливание". Это утверждение есть подлог. Собор осудил только то, что евномиане крестили во едино погружение, а обливания не обличил: "Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами... приемлем, якоже язычников".

 

На с. 355-356 авторы искажают истину, давая ссылки на "Кормчую книгу" без указания, что имеется ввиду новейшая греческая редакция "Кормчей". В славянской Кормчей, переведенной с древней греческой, указанных в "Новом Маргарите" положений нет.

 

На с. 356 даются две цитаты из творений свт. Афанасия Великого.

 

Первая из этих цитат гласит: Священное Писание "требует, чтобы те, кто верует во Христа, были не облиты в крещении, а погружены". Эти слова сочинены самими авторами статьи, а отнюдь не находятся в сочинениях свт. Афанасия. Для этих слов указан фиктивный адрес: "Письмо о Соборах PG 26:689АВ". В этом месте ничего не говорится о крещении.

 

Вторая цитата: "тот, кто окроплен или облит, оскверняется нечестием вместо того, чтобы быть обновленным во Христе". Это, действительно, искаженные слова свт. Афанасия из Второго слова на ариан. Но искажены не только слова, но и смысл. У свт. Афанасия говорится об арианах, а они крестили тремя погружениями.

 

Св. отец говорит: "Ариане преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и в произведение. Как иное есть тварь и иное Сын, так и крещение, мнимо ими преподаваемое, есть иное и не истинное, хотя наружно произносят они, по написанному, имя Отца и Сына. Не тот преподает [крещение], кто говорит только: Господи!, но кто с этим именем соединяет правую веру. Посему и Спаситель не просто заповедал крестить, но говорит прежде "научите", а потом уже крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), чтобы от учения произошла правая вера, а с верою соединялось тайноводство крещения.

 

"И другие многие ереси, произнося только Имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезной делают преподаваемую ими воду, как скудную благочестием, почему окропляемый (rantidzomenon) ими более сквернится нечестием, нежели омывается. Так и язычники, хотя произносят устами Божие имя, но обвиняются в безбожии, потому что не знают подлинно сущаго и истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа".

 

Итак, у свт. Афанасия говорится не о недостатках образа крещения: обливания, или окропления, а о недостатке веры у ариан и других еретиков. Поэтому Св. отец говорит о воде, скудной благочестием, а не о благочестии, скудном водой. Слово же "окропление" (rantismos) он использует не для того, чтобы обозначить способ крещения у ариан, которые, как мы сказали, крестили тремя погружениями.

 

Называя арианское погружательное "крещение" - "окроплением", свт. Афанасий сравнивает его с бесплодными иудейскими омовениями, которые, хотя повторялись многократно, не могли сделать в совести совершенными омывающихся (Евр. 9:9-10).

 

На с. 357 "Нового Маргарита" утверждается, что Церковь всегда смотрела на обливательно крещенных людей с сомнением, как на запечатленных неполной печатью.

 

Это ложь. Еще свт. Киприан Карфагенский возражал тем, которые считали, что обливательно крещенные получили сокращенной и меньшей мерой дарования Святаго Духа. "Напротив,- писал свт. Киприан,- Дух Святой дается не мерой, но на каждого верующего изливается весь".

 

Более того, Православная Церковь имеет прославленных святых, принявших обливательное крещение. Это мученики Ипатий и Феодул, Лупп, Роман-воин, Гаведдай, Акиндин, Пигасий и Анемподист и многие другие. Среди новомучеников Российских - это царица-мученица Александра и сестра ее Елизавета Феодоровна.

 

Итак, мы видим, что статья, написанная современными греческими авторами, не является святоотеческим учением о крещении, а противоречит ему.

  

В примечаниях от русских издателей говорится, что особенно подвизались о Православии в этом вопросе следующие Отцы: свт. Киприан Карфагенский, свт. Фотий, свт. Марк Эфесский, Феодор Вальсамон, свт. Досифей Иерусалимский.

 

Почему же издатели "Нового Маргарита" противоречат их авторитету, ведь все эти святые отцы признавали обливательное крещение действительным?

 

Роман Вершилло

 

13/26 сентября 1998 г.

 

Скачать подробный материал по этой теме (56 стр.) в формате Word: krejenie-i-perekrejivanie.doc [442 Kb] (cкачиваний: 722)

23 августа 2016 Просмотров: 16 497