«Бэкбэбибум» в России: сирот массово возвращают в детдома

altЗа последние два года в детские учреждения вернули около 30 тысяч детей.

Как рассказала накануне председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, выступая в нижней палате в пятницу, детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны, – 697 тысяч против 678 тысяч в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот – это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

Два года назад депутаты приняли закон, касающийся детей-сирот, и с тех пор «почти в два раза выросло количество возвратов детей-сирот из приемных семей в детские дома». «Специалисты считают это гуманитарным ударом по детям: сначала свои родители отказались от них, а потом и приемные», – подчеркнула Мизулина.

Такая ситуация сложилась потому, что никто не работает с приемными родителями, не оказывает им разностороннюю помощь, убеждена депутат Мизулина. Кроме того, подчеркнула она, негативные тенденции во многом вызваны коммерциализацией самого процесса усыновления детей-сирот. «Многие берут их в семьи ради материальной выгоды, институт патроната вымирает», – сказала Мизулина.

Действительно, государство проявляет заботу о приемных семьях, предусмотрев ряд пособий для тех, кто желает взять детей на воспитание. Социальные выплаты, установленные на федеральном уровне, приводит сайт «Юридическая помощь усыновителям». На региональном уровне дополнительные меры социальной поддержки предусмотрели власти города Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и некоторых других субъектов Федерации.

Мизулина привела примеры того, как данная проблема решается в ряде развитых стран. Например, во Франции, отметила депутат, разрешена общая опека сирот, осуществляемая приемными родителями, и опека по надзору, которую осуществляют конкретные органы.

О детях, получающих двойной удар – брошенных сначала биологическими, а потом приемными родителями – общество заставил вспомнить случай с семилетним Артемом Савельевым. Мальчик, рожденный без отца матерью-алкоголичкой на Дальнем Востоке, был помещен в детский дом в связи с лишением матери родительских прав. Впоследствии его усыновила приемная семья в США, но затем американка, пытавшаяся взять на себя роль приемной матери, отправила его обратно в Россию с запиской об отказе от усыновления.

На этой неделе переговоры в России по вопросам усыновления должна была провести межведомственная делегация американского правительства во главе с первым заместителем помощника госсекретаря США по консульским делам Майклом Кирби. Однако ее вылет в Москву в воскресенье был сорван из-за извержения вулкана в Исландии и отмены трансатлантических рейсов. Визит делегации был перенесен на будущую неделю.

По данным российской прокуратуры, до 2006 года, когда Россия ужесточила правила усыновления детей иностранными гражданами, американскими приемными родителями были убиты 12 детей, усыновленных в России. С 2006 по 2010 годы в американских семьях погибли еще трое российских сирот.

Но эти отдельные случаи теряются в многотысячной массе детей, отвергнутых семьями в России. Сознавая это, граждане в большинстве не поддерживают идею запретить усыновление российских детей иностранными гражданами.

По данным президента Международной ассоциации детских фондов Альберта Лиханова, в 2009 году число отвергнутых детей должно было превысить 10 тысяч. В 2007 году по всей стране более 6 тысяч приемных родителей отказались от детей, которые жили вместе с ними под одной крышей.

Эксперты отмечают, что в неудачах усыновления виновата и социальная реклама. Она создает у потенциальных усыновителей иллюзию, что усыновление – выгодное и простое дело. «Коллеги с возмущением рассказывали мне о рекламном слогане, размещенном в одном из регионов – «Потерял работу, возьми ребенка!», – рассказала Татьяна Тульчинская из фонда «Здесь и сейчас». – Излишне говорить, что такая мотивация до добра не доведет. Или, например, слезоточивая реклама «Быть рядом – просто!». На самом деле воспитывать чужого ребенка – это тяжкий труд».
24 апреля 2010 Просмотров: 9 584