Тысячи украинцев ищут убежища в России. Активист волонтеров рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются беженцы с Украины

«Вздрагивают от каждого шума»

Тысячи украинцев ищут убежища в России

 

Около четырех тысяч жителей Юго-Востока Украины обратились к российским властям за статусом беженца. Реальная численность тех, кто бежал от войны в Россию, намного выше. Волонтеры и неравнодушные люди помогают беженцам устроиться. В Ростовской области ввели режим ЧС, но активисты жалуются, что органы ФМС живут еще в «мирное время».


Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал враньем заявление украинских властей об отсутствии беженцев. По его словам, уже около четырех тысяч человек обратились к российским чиновникам за получением статуса беженца. «Это беспрецедентная ситуация», – отметил глава правительства.

 

«В ночь с 30 на 31 мая на границе группу детей в полночь высадили из автобуса и отправили пешком в направлении России»

 

«Люди напуганы, боятся, при этом украинские власти не видят гуманитарных проблем, говорят об отсутствии беженцев – это вранье, конечно, это грустно все слышать», – заявил Медведев на заседании правительства в четверг, передает РИА «Новости».

 

В Центре общественных связей ФСБ сообщили, что за последние сутки через пункты пропуска на российско-украинской границе было пропущено 55 тысяч 743 гражданина, из них въехали в Россию 33 тысячи 837 человек, выехали 21 тысяча 906 человек.

 

Между тем министр образования, науки, культуры и религии самопровозглашенной Луганской народной республики Леся Лаптева сообщила, что около 600 детей из Луганска и окрестных населенных пунктов планируется эвакуировать в ближайшее время в Крым, еще 450 – в Одессу. Она пояснила, что представители ЛНР недавно посетили Крым и достигли договоренности с крымскими властями о временном размещении детей.

 

«В направлении России»


В четверг администрация Ростовской области, в ряде районов которой накануне был введен режим чрезвычайной ситуации, заявила, что на территории региона разместили более 400 беженцев с Юго-Востока Украины.

 

Как сообщили в пресс-службе губернатора Ростовской области, в регионе подготовлено 49 пунктов временного размещения граждан, прибывающих с юго-восточных территорий Украины.

 

«В этих пунктах организовано дежурство сотрудников медицинской и психологической служб, охрана общественного порядка. Решены вопросы питания и обеспечения людей предметами первой необходимости. Общая вместимость пунктов временного размещения на территории Ростовской области – 2 623 человека.

 

В детском оздоровительном центре «Дмитриадовский» Неклиновского района Ростовской области размещено 275 человек из Славянска и Луганска, среди них 161 ребенок. «Они обеспечены временным жильем, предметами первой необходимости, пятиразовым питанием. Организован досуг детей и шефство волонтеров из Донского государственного технического университета. Установлен стационарный пункт службы занятости населения, где можно получить консультации о порядке трудоустройства, подобрать варианты трудоустройства.

 

Кроме того, выразили готовность принять граждан с Украины 1409 донских семей из 37 муниципальных образований области», – отметили в областной администрации.

 

«По данным УФМС России по Ростовской области на 5 июня, границу Российской  Федерации на территории области пересекли 8386 граждан Украины. Для сравнения, 1 мая их число составляло 5608 человек. С тех пор поток прибывающих с Украины ежедневно увеличивается», – отметили в администрации региона.

 

Как пояснила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова, режим чрезвычайной ситуации было необходимо ввести, поскольку в обычных условиях регион не имеет права тратить бюджетные деньги на помощь беженцам – такая статья не предусмотрена. В условиях режима ЧС такая возможность появилась. Кроме того, правительство области взаимодействует с волонтерами и открыло счет для перечислений добровольных пожертвований граждан «с учетом того, что пребывание одного человека в сутки в центре с пятиразовым питанием обходится от 500 до 1000 рублей».

 

Она также заявила, что украинские власти отрицают некоторые факты, которые имели место. «В ночь с 30 на 31 мая на границе группу детей в полночь высадили из автобуса и отправили пешком в направлении России. Там был трехмесячный ребенок на руках. Когда нам позвонили пограничники, им организовали автобусы, перевезли их на ночевку в пансионат, оказали помощь, приготовили два автобуса и отправили их дальше в Крым. Позднее в СМИ появилось опровержение украинских пограничников, заявивших, что такого не было. Официально заявлению, что это было. У нас есть фотографии этих детей, которые вздрагивают от каждого незначительного шума: «Нас обстреливают», – сказала Четвертакова.

 

«Играют в футбол»


По словам активиста волонтерского движения «Братская помощь» Анатолия Котлярова, «если власть на местах пытается что-то сделать, то ФМС просто играет людьми в футбол. Например, приехала беременная девушка. Ее муж на работах в Ставрополе уже. Мы с горем пополам на «перекладных собаках» отправили ее в Ставрополь. Там она пришла в ФМС. А ей говорят: «Зачем вы к нам приехали? У нас квота на беженцев закончилась, до свидания». То есть миграционная служба в Ставропольском крае не понимает, что происходит! Как можно женщине на четвертом месяце беременности предложить поехать обратно на Украину, в Ростов», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

 

«Представьте себе: женщина-беженец с двумя детьми приезжает в Тарасовку к своим родственникам и друзьям. Размещается тут. То есть она снимает с государства проблему размещения. Но когда она приходит в ФМС с требованием получить статус беженца, ей говорят: «Это не к нам, езжайте в Ростов, за 250 км, на улицу Советская». То же самое говорят в ФМС города Таганрога. То есть женщине туда и обратно 250 километров?» – сказал он.

 

«Приехали молодые мама и папа с двухлетним ребенком. Они пересекли границу – и тут же начался минометный обстрел. Он понимает, что если бы ехал на 15 минут позже, то попал бы под этот обстрел. Люди в шоке», – рассказал волонтер

 

«Готовы помогать чуть ли не КамАЗами»


Не только ростовчане стараются поддержать попавших в беду жителей Юго-Востока Украины. О том, как помогают беженцам и оставшимся в Донбассе людям в Воронеже, газете ВЗГЛЯД рассказал координатор волонтерского движения Мокей Русинов.

 

«Наша работа делится на две части. Первая – организация сбора гуманитарной помощи для жителей Юго-Востока Украины. Мы поставили в центре Воронежа палатку. С 9 мая мы собрали уже тысяч на 700 гуманитарной помощи. Люди приносят одежду, разгрузки, бронежилеты, ножи, чтобы Бабай с ними сфотографировался и отчитался: у нас за всю медицину отчитывается Бабай на фотографиях, потому что все это едет в Славянск, в штаб.

 

Постепенно на нас начали выходить люди с большими ресурсами. Вышли ребята из центра «Созвездие», они занимаются высокими технологиями, и сейчас они готовят средства спецсвязи, порядочное количество комплектов раций, которые нельзя прослушать. Потому что они там все бегают с китайскими рациями, которые легко прослушиваются, и им не хватает закрытой связи», – сказал волонтер.

 

«На нас выходят наши местные олигархи, которые готовы помогать чуть ли не КамАЗами – они видят, что у нас есть отчетные фотографии, есть понятный поток. Мы сейчас сотрудничаем и входим в гуманитарный батальон, который создан под эгидой Донецкой народной республики. Склад находится на территории Ростовской области. Месяц назад губернатор Ростовской области договорился с МЧС, и это ведомство выделило склад. Все медикаменты складируются на складе МЧС, и по мере возможности это все переправляется через границу легковыми машинами и микроавтобусами», – продолжил он.

 

«Вторая часть нашей работы – беженцы. Этим начала заниматься в Воронеже молодежь епархии. В храмах они собирают еду и гигиенические средства, мы собираем то же самое в нашей палатке. Опять же появляются коммерсанты, которые готовы предоставить жилье и работу целым семьям. Сейчас на территории Воронежа уже человек 200. Их расселяют по квартирам, помогают с регистрацией, с работой», – рассказал Русинов.

«Отфутболивают людей»

Активист волонтеров рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются беженцы с Украины

 

«Сейчас стоит вопрос о том, что людям, которые выходят из-под обстрела, нужно дня три, просто чтобы прийти в себя, им нужно где-то перекантоваться. В данный момент в Ростове нет пунктов временного размещения», - заявил газете ВЗГЛЯД волонтер Анатолий Котляров. Он рассказал, с какими проблемами сталкиваются украинские беженцы в России.


В четверг премьер-министр Дмитрий Медведев назвал враньем заявление украинских властей об отсутствии беженцев. По его словам, уже около 4 тысяч человек обратились к России за получением статуса беженца. «Люди напуганы, боятся, при этом украинские власти не видят гуманитарных проблем, говорят об отсутствии беженцев, это вранье, конечно, это грустно все слышать», – заявил премьер.

 

«Приехали молодые мама и папа с двухлетним ребенком. Они пересекли границу и тут же начался минометный обстрел. Он понимает, что если бы ехал на 15 минут позже, то попал бы под этот обстрел»

 

По информации ФСБ, за последние сутки через пункты пропуска на российско-украинской границе было пропущено 55 тысяч 743 гражданина, из них въехали в Россию 33 тысячи 837 человек, выехали 21 тысяча 906 человек.

 

О том, как помогают беженцам с Украины в Ростове-на-Дону, газете ВЗГЛЯД рассказал активист волонтерского движения «Братская помощь» Анатолий Котляров.

 

ВЗГЛЯД: Господин Котляров, в регионе ввели режим чрезвычайной ситуации. Как сейчас обстоят дела?


Анатолий Котляров: Режим ЧС ввели только в приграничных районах области. По нашим оценкам, из пятнадцати муниципалитетов готовы четыре. Самым подготовленным оказался Неклиновский район.

 

Параллельным курсом идет Федеральная миграционная служба. Они еще в режиме мирного времени. Доходит до сумасшествия!

 

ВЗГЛЯД: В чем именно?


А.К.: Представьте себе: женщина-беженец с двумя детьми приезжает в Тарасовку к своим родственникам и друзьям. Размещается тут. То есть, она снимает с государства проблему размещения. Но когда она приходит в ФМС с требованием получить статус беженца, ей говорят: «Это не к нам, езжайте в Ростов за 250 км на улицу Советская». То же самое говорят в ФМС города Таганрога. То есть женщине туда и обратно 250 километров? Пока что режим пробуксовывает. Но я думаю, мы сможем добиться, чтобы он работал нормально.

ВЗГЛЯД: Много людей обращаются к вам с Украины?


А.К.: Да. Мы дали порядка 750 консультаций за неполные две недели работы нашей организации.

 

ВЗГЛЯД: Жители из разных регионов России обращаются к вам, предлагают разместить семьи беженцев у них...


А.К.: Сейчас стоит вопрос о том, что людям, которые выходят из-под обстрела, нужно дня три, просто чтобы прийти в себя, им нужно где-то перекантоваться. В данный момент в Ростове нет пунктов временного размещения. Да, этот вопрос решается. Он на повестке дня. Но ситуация развивалась на Украине не один месяц. Режим ЧС уже действует сутки, но Ростов не попал в этот режим. Соответственно, власть разводит руками «А что? А, ничего». Думаю, завтра-послезавтра появятся пункты временного размещения. Кстати, наше движение первое обратилось к властям с просьбой ввести режим ЧС. Мы об этом говорим уже неделю. Письма были направлены президенту, в Государственную думу.

 

Нет информационного центра. Нужно срочно открывать единый call-центр. Нужно давать консультации, что делать людям. Люди, которые пересекают границу, находятся в информационном вакууме. Вот они пересекли границу и поехали в Россию-матушку. А что дальше? Они не знают.

 

ВЗГЛЯД: Есть ли у беженцев трудности с переходом границы?

 

А.К.: Утром пост Успенский пост был свободен. А сейчас люди говорили, что сразу за ними начался обстрел, прямо на посту. Они приехали счастливые, что проскочили. Очень многие собираются ехать. Украина вроде бы собралась закрыть границу с Россией, но пока сегодня граница открыта.

 

ВЗГЛЯД: Чего больше всего не хватает беженцам?


А.К.: Свободных площадей для размещения. Не хватает информации. Люди в информационном вакууме. Вот если бы пограничник дал им пошаговую инструкцию, где и что получить, и что нужно делать... Мы эту инструкцию разработали, даем тем, кто к нам обращается, но нас пять человек на четырехмиллионную область - это очень мало.

 

ВЗГЛЯД: Теми, кто собирается поехать в другие регионы, вы тоже занимаетесь?


А.К.: Да. У них те же самые проблемы. Например, приехала беременная девушка. Ее муж на работах в Ставрополе уже. Мы с горем пополам на «перекладных собаках» отправили ее в Ставрополь. Там она пришла в ФМС, а ей говорят: «Зачем вы к нам приехали? У нас квота закончилась, до свидания». То есть миграционная служба Ставропольского края не понимает, что происходит! Как можно женщине на четвертом месяце беременности предложить поехать обратно на Украину, в Ростов? Она уже туда приехала! «Дайте нам регистрацию!» Человек беженец, какую он регистрацию может предоставить? Если власть на местах пытается что-то сделать, то ФМС, создается такое впечатление, просто играет людьми в футбол, они отфутболивают людей.

ВЗГЛЯД: Вы принимаете помощь от граждан, одежду, еду, медикаменты?


А.К.: Мы ориентируемся прежде всего на продукты питания, потому что людям нужно что-то перекусить. Нужны и медикаменты. Мы имеем канал переброски туда. Денежные средства мы стараемся пока не принимать, хотя уже испытываем дефицит, потому что наши волонтерские возможности небезграничны.

 

ВЗГЛЯД: В Ростове много желающих вам помочь?


А.К.: Желающие есть. Приносят продукты, медикаменты. С жильем пока серьезные проблемы.

 

ВЗГЛЯД: Были истории, которые вам запомнились, отметились у вас в памяти?


А.К.: Ехала семья на машине. Ее просто развернули на посту, сославшись на то, что отцу семейства нужно служить в украинской армии. А то, что у него в машине сидела жена, двое маленьких детей и старая бабушка – это их не интересовало. Получается, с одной стороны, Киев говорит: «чемодан-вокзал-Россия». Люди говорят: «Хорошо, хрен с вами, мы поехали!». А их не выпускают.

 

Сейчас в процессе движения семья из Славянска. Девять человек, все родственники, и там только один мужчина! То есть там дети, старики. Чтобы добраться в Ростов-на-Дону, они сейчас уехали в Харьков. Оттуда направились в Крым. ПО моей информации, ФМС в Крыму тоже работает не очень качественно. Из Крыма они хотят попасть на материковую Россию. Мы сейчас всем миром стараемся им помочь, чтобы они купили билеты до Ростова. Завтра, надеюсь, эта история завершится. Хотя от Ростова до Славянска – 270 километров!

 

ВЗГЛЯД: Что говорят сами беженцы о происходящем на Украине?


А.К.: Рассказывают, что происходит ужас. На Украине происходит дележ власти. Есть 10% населения, которые яростно стоят за киевскую власть, есть 10%, которые стоят яростно против нее. А остальным 80% все равно. И они попали под этот удар и прессинг. Люди не хотят воевать. Они понимают, что все это бессмысленно, что нельзя стрелять в братьев. Люди находятся в психологическом шоке. Приехали молодые мама и папа с двухлетним ребенком. Они пересекли границу и тут же начался минометный обстрел. Он понимает, что если бы ехал на 15 минут позже, то попал бы под этот обстрел. В Донецкой области! Более мирного региона придумать сложно. Люди в шоке, как можно стрелять по своим - никто не понимает!


Источник: vz.ru


6 июня 2014 Просмотров: 6 640