СВЯТЫЕ СТАРЦЫ – СВЯТОГОРЦЫ И СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОМИНОВЕНИЯ. Афонский монах Варсанофий (Богославский)


«А я и на один час не принял бы общения с ними,
если бы нашел их хромающими в вере».
Святитель Василий Великий


Смущение в Церквах Божиих. Одни говорят одно, другие – другое. Одни говорят можно поминать еретичествующего патриарха, другие – нельзя. Одни говорят что непоминание – исповедничество, другие говорят – раскол. Одни говорят что у «поминающих» Таинства не совершаются, другие говорят, что это «граничит с хулой на Святаго Духа». 

Во всем этом разнообразии мнений и эмоций у нас есть только один непоколебимый «якорь» - Священное Писание и Священное Предание Церкви. Жизнь святых отцов древности и современных нам духоносных старцев – является неотъемлемой частью церковного предания. Святая Гора Афон с ее преподобными отцами и старцами – это одна из граней «церковного адаманта» Истины. Давайте посмотрим, как жили и действовали святые отцы в подобной нашей ситуации.

Этот скромный труд, который является переводом фрагмента из книги иеромонаха Харитона святогорца «Святая Гора и ее позиция в разные времена против ересей», мы посвящаем мужественным исповедникам, которые прекратили поминовение еретичествующих патриархов Кирилла и Варфоломея и пока без поддержки со стороны епископов, подобно препп. Максиму Исповеднику и Феодору Студиту, несут знамя истины против лжи экуменизма.

Сам иеромонах Харитон, тщательно изучив постановления Вселенских и Поместных Соборов, правила святых отцов, а также, все отступления вселенского патриарха Варфоломея, несколько лет назад прекратил его поминовение за богослужением и поминает «всякое епископство православных». В своей книге он приводит множество свидетельств того, как старые отцы святогорцы ревностно защищали Православие. (Книга ждет профессионального перевода. Если кто из сочувствующих нам пожелает перевести всю книгу, обращайтесь к автору этой статьи по электронной почте: duhovnoe-ravnovesie@mail.ru).
 
Отец Харитон также сравнивает ревность старых отцов с нынешним состоянием почти всеобщего безразличия и боязливости. Как говорил наш Царь Великомученик Николай Александрович: «кругом измена, трусость и обман». 

Фрагмент перевода из 15 главы, 3 подзаголовка «Святая Гора и прекращение поминовения Патриарха Афинагора». 

Приведем лишь некоторых из многих старых отцов святогорцев которые прекратили поминовение (Патриарха Афинагора). (Здесь и далее, в круглых скобках примечания переводчика и автора статьи).
 


Одним из добродетельных старцев той эпохи был знаменитый папа Максимос Иверский, духовник, служивший многие десятилетия при «параклисе» Богородицы – Вратарницы, который исповедовал братий четырех монастырей, многих монахов и мирян. Он был одним из многих святогорцев, которые не поминали (патриарха).

Когда п.Афинагор прибыл на Святую Гору для празднования тысячелетия в 1963 году, тогда некоторые его спросили:

- Что вы будете делать, Ваше Святейшество, с теми, кто вас не поминают?
 
Он ответил: - Э, пусть не поминают. Разве я спасаюсь от того, что поминают меня или не поминают. 

Когда он пошел поклониться Вратарнице ему сказали, что там его не поминают. (Всегда и везде найдутся желающие услужить начальству). Тогда он спросил:

- Кто здесь меня не поминает?

- Мы здесь поминаем «Архиепископа нашего…», ответил святой духовник папа Максимос. (Вселенский патриарх носит титул «архиепископа»).

- Какого Архиепископа? У него что, нет имени?
- Э, его имя знает Бог!

Такой раньше была Святая Гора и старые святогорцы!

Еще и другие рассудительные и добродетельные старцы и духовники не поминали (патриарха). Приводим некоторые имена для истории:

В скиту Кавсокаливия в кириаконе (главный храм скита) не поминали все и зилоты, и не зилоты. (Зилотами отец Харитон называет тех, кто создали свои синоды). Последний из старых кавсокалавитов, геронда Никанор не поминал ни в кириаконе, ни у себя на келии.


 
В скиту Святой Анны в кириаконе не поминали (патриарха) и даже не допускали литургисать «новостильных» священников и епископов.


 
(Знаменитый) геронда Анфим духовник тоже не поминал. И когда позднее начали поминать в кириаконе, под влиянием новых монастырских братств, он, когда совершал литургию как предстоящий – не поминал; и все относились к этому с уважением. Но и он ни на кого не оказывал давления, чтобы не поминали, ибо в вопросах веры нет места насилию, но свободной совести. (Отец Харитон имеет в виду конечно не свободу мнений, как хочу мол, так и делаю; в Церкви такая «свобода» недопустима, но недопустимость насилия над произволением человека. Ибо и Господь наш не заставляет никого идти за Ним, но призывает).

Здесь необходимо заметить, что это изменение, отступление и соглашательство в вопросах веры, которое противное учению Церкви и Святогорскому Преданию, окончательно установилось с началом общения с епископами экуменистами, и которое в наше время завершается (то есть отступление. См. например последнее решение «двойного» собрания Кинотиса о критском лжесоборе или открытые гонения на прекративших поминать лжепатриарха Варфоломея).

Поминовение в кириаконе (скита Святой Анны) возобновилось по причине одного новостильного епископа потому, что ему запретили совершить литургию, и некоторые из этого сделали (большой) шум (буквально проблему). Истории ради необходимо заметить, согласно устным свидетельствам пожилых старцев той эпохи, что первыми кто стоял за возобновление поминовения в кириаконе Святой Анны, а также оказали влияние на монастыри, было братство о.Герасима гимнографа с Малого скита Святой Анны.

В Новом Скиту большинство отцов также не поминали ни на келиях ни в кириаконе, зилоты и не зилоты. Поминовение возобновилось в 1972 году.

В Кариесе («столица» Афона) большинство старцев келиотов не поминали. Так, в келии Архангелов добродетельное братство «Аверкийцев». Здесь был и центр знаменитого «Святогорского Братства».


 
С этим братством имел много духовных связей игумен монастыря Агио Павла геронда Андрей. Когда он приходил в Кариес на синаксис (собрание) Священного Кинота, сначала шел и литургисал у «Аверкийцев» и потом, подымался на синаксис.

В келии святителя Спиридона «Керкирийцев» (с острова Керкира), где проживали в духе трезвения добродетельные старцы, не поминают до сегодняшнего дня, не примыкая ни к какой зилотской группировке.

В келии «Обрезания Господня», принадлежащей монастырю Агио Павла, отец Пантелеимон духовник не поминал, как и другие «кариеские» отцы.


 
В ватопедских келиях в Скиту «Колицу» папа Дионисий (известный своей святостью румынский старец) не поминал имя патриарха и это унаследовал от своих старцев (келии) и большинства румынских старцев той эпохи, когда был введен новый стиль.


 
Блаженной памяти папа Тихон Русский говорил одну истину, которой жили старые святогорцы: «сегодня, чтобы остаться православным, ты должен быть наполовину зилотом», осуждая явные крайности зилотов. Мы слышали от одного старого святогорца, старца келии, на которой по преданию (своих отцов) не поминали (патриарха). Пришел из монастыря, к которому они принадлежали, один иеромонах «проистаменос» (первый соборный старец, второе лицо после игумена) на их келию и захотел совершить литургию. Геронда келии ему ответил: «мы отец здесь не поминаем, если хочешь литургисать и не поминать – буди благословенно, а иначе – никак». И иеромонах тут же исчез…


 
Геронда Иосиф Пещерник всю свою жизнь был зилотом (умеренным) и все свои благодатные состояния пережил, будучи зилотом. В последние десять лет своей жизни он вернулся к общению с монастырями. Однако, несмотря на это, он продолжал не поминать (патриарха) до конца своей жизни в 1959 году, в Новом Скиту. Это не афишируют и (стараются) скрывать.
 
(Кстати, это является главной причиной, по которой не хотят канонизировать старца Иосифа. Хотя при этом, старцу Иосифу составлена служба его учеником ватопедским старцем, тоже Иосифом и, в день преставления Иосифа Исихаста, в монастыре Ватопед совершается торжественное Всенощное Бдение в честь преподобного Иосифа Исихаста, как местно чтимому святому).


 
Так же поступали и его послушники. Геронда Ефрем (что сейчас в Аризоне) со своим братством, сколько лет был на келии святого Артемия в Скиту «Провата», - не поминал до того времени, пока не стал игуменом в монастыре Филофей в 1973 году. Его братству мы обязаны за те письма отца Епифания Феодоропулоса (см. «Две крайности, экуменизм и зилотство»), которые он послал как ответы на их вопросы на тему поминовения.


 
Геронда Харалампий (вместе со старцем Арсением) со своим братством на келии «Белозерка» не поминал (патриарха) до того момента, пока не стал игуменом в монастыре Дионисиат в 1978 году.
 

 
Знаменитый исихаст и молитвенник (букв. трезвенник) папа Ефрем Катунакский, который был выходцем от зилотов, к тому же он и хиротонию принял от зилотов, также не поминал (до того момента) пока не упокоился его «старец» (Никифор). Потом он начал поминать, чтобы избежать зилотских крайностей (отрицание благодати и анафем на всю церковь).

Дорогие отцы, братия и сестры! Как мы видим из собранных отцом Харитоном и выше приведенных примеров, прекращение поминовения еретичествующих иерархов не является церковным расколом. Это способ стояния за истину, способ борьбы за предотвращение раскола, который вносят в Церковь Божию враги Божии – еретики. Исповедники, прекратившие поминать иерархов еретиков – это соль Церкви, которая предотвращает загнивание всего церковного организма.

Мы призываем всех; епископов, священников и благочестивых мирян последовать за святыми отцами древности и святыми старцами наших времен в открытом, твердом, но умеренном противостоянии лжи экуменизма, глобализации, нарушении принципа Соборности Церкви многими епископами и священниками, которые не дают мирянам и слова сказать.

Простите, расскажу вам один, несколько забавный, но и грустный случай, который нам рассказал батюшка Рафаил (Берестов). В бытность его в Троице – Сергиевой Лавре, приехал на праздник какой-то епископ. И вот, стоит он перед братией, бьет себя в грудь кулаками и с гордостью заявляет: «Я епископ, Я – Церковь, Я епископ, Я – Церковь». И не знаешь, что тут делать, то ли смеяться, то ли плакать.
 
Это, пожалуй, будет покруче папизма. Папа и то «посмиренней» заявляет, что он только глава Церкви. Мы нисколько не хотим оскорбить апостольское достоинство епископского сана, упаси Бог, но, в конце концов, каждый должен знать свою «мерность». Мы уверены, что среди епископата Русской Православной Церкви много хороших «ортодоксальных» епископов, но чего-то им не хватает до Святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Марка Эфесского, Григория Паламы и Геннадия Новгородского.
 
Помоги им Господь и Пресвятая Богородица, и их святыми молитвами да помилует и нас грешных «полузилотов».
Просим у всех прощения, благословения и молитв.


Святая Гора Афон. 21 октября 2017 года. Преп.Илариона Великого (371-372).
Грешный монах Варсанофий (Богославский).
11 ноября 2017 Просмотров: 6 514