Митрополит Иоанн Снычев "о грехе пьянства, о традиции избавления от него в русской православной церкви и обете трезвости"Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. "Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид" (Притч.23,32). По словам Св. Ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: "Не обманывайтесь... Ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10).
Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество за губленных душ таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития. Борьба с таким пороком дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим нам настоятельно необходимо разъяснение каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом.
Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине:
"...Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя!..."(Мф. 9, 22). Личные усилия молящегося Русская Православная церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и ее Таинствах обрести спасение от этого зла. Притом средства в борьбе с пьянством были различны:прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.
Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие. Таинство Покаяния называется "духовной врачебницей" и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием исцеления от порока пьянства...
В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковноприходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось "о здравии" в праздники на ектений. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко. 30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви".
По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел. Каждому члену при вступлении выдавался особый "священный лист трезвости" как необходимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т.п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и благородному.
Вот еще несколько примеров обязанностей члена общества: "Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн. Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена. Всегда помни, гласило наставление, что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение. Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Святое Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви, думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал, как оскорблю Тебя грешным пьянством!? Плакать надо, а не пьянствовать.
Видишь землю, думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят. Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший покажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него". Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому. "Всегда держи в памяти слова Апостола Павла о том, что мы должны "друг друга тяготы нести". Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, гласило одно из правил Общества.
Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого "гонят и преследуют на земле", ожидает "великая мзда на небесах". Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику". Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства. Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами.
Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью. Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит на душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. |
ПОПУЛЯРНОЕ ВЧЕРА ОБСУЖДАЮТ
МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ? УЭК (БИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ) – ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, ДАЛЕЕ – ЗОМБИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ
Главные новости / Публикации / Православие / Глобализация / Апостасия / Апокалипсис / Эл.концлагерь / УЭК | 20 августа 2012
0
977 060
ЧУДЕСА БОЖИИ...О двух чудесах святых Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита
17 апреля 2024
0
20 368
8 ноября 2022
Просмотров: 6 268
|