Россия приближает Дальний Восток. Кадры решают всё…

altЗадача ускорения социально-экономического развития российского Дальнего Востока и в условиях кризиса остается одним из приоритетов государственной политики. Этот тезис получил наглядное подтверждение, когда премьер-министр России Владимир Путин объявил о завершении работы правительства над программным документом, посвященного стратегии развития Дальнего Востока и байкальского региона до 2025 года.

Как заявил сам глава кабмина в понедельник на совещании по развитию российского Дальнего Востока, конечная цель стратегии состоит в том, чтобы «обеспечить формирование здесь устойчивой экономики и комфортной среды для жизни граждан». При этом очевидно, что в условиях крайней удаленности региона от Центральной России главными точками приложения усилий со стороны федеральных властей станет развитие транспортной и энергетической инфраструктуры этого региона. Помимо этого, на Дальнем Востоке планируется создать «зоны опережающего экономического роста» на базе крупных населенных пунктов и городов. Кроме того, Владимир Путин подтвердил настрой правительства продолжать проекты в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится во Владивостоке в 2012 году.

Еще одним стратегическим направлением инвестиционной активности центра станут вложения в судостроительную отрасль, которую в силу специфики региональной экономики можно считать системообразующей. По словам Владимира Путина, в ближайшие 10 лет Дальний Восток получит пять миллиардов долларов на строительство морских гражданских судов. Речь идет о заказах крупнейших российских компаний — «Газпрома», «Роснефти», «Совкомфлота» (строительство танкеров и газовозов совместно с южнокорейской фирмой Daewoo для углеводородного экспорта в страны АТЭС), а также о поставках рыболовецких и специальных судов. А в бухте Чажма в Приморье появится новая верфь для выпуска буровых платформ (этот проект осуществляется совместно с сингапурскими партнерами).

Что касается прочих целевых расходов, то премьер отдельно выделил статью на развитие туристического бизнеса и инфраструктуры жилья (Приморье уже получило на эти цели 8,5 миллиарда рублей). На аналогичные программы могут рассчитывать и другие дальневосточные регионы. В частности Амурская область получит средства на детскую клиническую больницу и выплату долгов по зарплате судостроителям, в Чите будет построен онкологический центр, Магаданская область получит деньги на строительство дорог, а Бурятия — на строительство курортной зоны.

Способна ли Стратегия развития Дальнего Востока дать импульс модернизации этого региона? С этим вопросом KM.RU обратился к директору Института мирового развития Серафиму Мелентьеву:

— Вообще, само по себе стремление российского руководства формулировать подобного рода долгосрочные программы можно только приветствовать. Особенно приятно, что ставка делается именно на Дальний Восток. С другой стороны, необходимо более детально обратить внимание на то, каким образом создавалась эта стратегия и что в нее заложено. В этом смысле предусмотренных в стратегии мер не достаточно для того, чтобы достичь поставленных в ней целей.

Достаточно сказать, что речь идет о регионе, который занимает 40% российской территории и при этом здесь проживают менее 8 млн человек. Более того, люди продолжают уезжать отсюда. Причем прежде всего молодежь. Динамика миграционных потоков очень хорошо показывает, что происходит на Дальнем Востоке — люди «голосуют ногами». Безусловно, то, что в программу развития Дальневосточного региона России предполагается вложить достаточно большие деньги, это отрадно. При этом надо понимать, что финансовые ресурсы нужно тратить с умом — не в целом понемногу на отдельные отрасли или между предприятиями, а сконцентрировать инвестиции в тех направлениях, которые могут серьезно изменить ситуацию.

Возьмем в качестве примера проект космодрома Восточный. Он действительно мог бы стать очень серьезным импульсом для дальнейшего экономического развития региона. Однако уже сегодня мы видим, как постоянно возрастает смета расходов по этому проекту. Если изначально речь шла о 180 млрд рублей, то сегодня это уже 400 млрд. Конечно, этот рост предполагаемых издержек можно объяснить инфляцией. Но при этом никто не обсуждает, а какую функциональную нагрузку, собственно, должен нести этот космодром — помимо того, что отсюда будут запускаться автоматические и пилотируемые космические аппараты. Однако никто не говорит, как этот космодром должен стать эффективным. Чтобы его наличие стало одним из условий поступательного развития всего Дальнего Востока за счет создания здесь высокотехнологичной промышленности и десятков тысяч новых рабочих мест, требующих высокой квалификации.

Мало кто всерьез обсуждает и программу развития сельского хозяйства. Потому что для многих дальневосточных регионов (особенно для Амурской области, Еврейской АО, Хабаровского края и юга Приморья) это базовая отрасль экономики. И здесь можно было серьезно заняться производством сои. Причем не дотируемым и убыточным, а экономически эффективным.

Без обсуждения таких системных программ (при ставке только на отдельные аспекты вроде саммита АТЭС при всей его важности) мы не получим серьезной основы для развития региона. Проекты надо выделять не по отраслевому принципу (энергетика, инфраструктура и т. д.), а по функциональному принципу. То есть они должны быть нацелены на создание действительно конкурентоспособного производства в этом регионе. Потому что по-другому конкуренцию с Китаем, Кореей и Японией нам здесь никогда не выиграть.

Наконец, нужно, чтобы по-настоящему заработала госпрограмма по переселению соотечественников. Причем нам нужны те люди, который действительно способны поднять кадровый потенциал этого региона. Без этого в регион можно вкладывать любые деньги, но нет никакой гарантии, что они будут эффективно использованы.

Стоит упомянуть, что на днях состоялось открытие восточного нефтепровода. Это, конечно, знаковое событие для Дальнего Востока. Потому что стратегия развития маршрутов транспортировки нефти в восточном направлении абсолютно оправданна. Западная Сибирь ведь себя мало-помалу исчерпывает, и потому ставка на нефтегазовое освоение Восточной Сибири в такой ситуации, по сути, безальтернативна.

5 января 2010 Просмотров: 7 716