ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧУ. 27 ОКТЯБРЯ - ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ XII ЧАСТИ ЦИКЛА «ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ»

Дорогие мои!

  

Счастлива пригласить Вас 27 октября на торжественное открытие XII части нашего цикла.


Вас ждёт удивительный  фильм о судьбе  М.В.Ломоносова и  встреча с необыкновенными  людьми:


протоиереем Артемием Владимировым, профессором, доктором географических наук А.Ю.Ретюмом (МГУ), доктором экономических наук Н.Д.Матрусовым (РАН) и режиссёром, искусствоведом Б.М.Конуховым. Все у кого есть в семьях отроки и отроковицы, непременно приходите вместе! 


С надеждой, упованием  и неизменной Любовью  Ваша Лина. 

 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.altПротоиерей Артемий Владимиров

 

Протоиерей Артемий Владимирович Владимиров служит в храме Всех Святых с момента его открытия (30 марта 1991 года).

 

Родился о.Артемий в Москве 21 февраля 1961 года. Закончил филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1983 году. Закончил Московскую духовную семинарию в 1992 году. После окончания Университета преподавал русский язык и литературу в Математическом интернате имени академика Колмогорова при МГУ, а также в Московской Духовной Семинарии и Академии.  

 
Дьяконская хиротония о.Артемия состоялась на летний праздник прп.Сергия Радонежского 18 июля 1987 года. А на праздник Рождества Христова в 1988 году - священническое рукоположение. Хиротонию совершал епископ Дмитровский Александр. Свое служение батюшка начинал в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (бывшая ул.Неждановой). А в 1991 году становится настоятелем храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря.  
 
Награжден правом ношения набедреника, камилавки и наперсного креста.  


Возведен в сан протоиерея в 1998 году.  


В 2003 году удостоен права ношения палицы (4 декабря 2003 года в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы).  


20 апреля 2008 года удостоен права ношения священнического креста с украшениями.  


Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени (в 2001 году) и орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (в 2006 году).  


В сентябре 2010 года о.Артемий награжен орденом Святого Страстотерпца Царя Николая  


В июне 2011 года указом Святейшего Патриарха Кирилла награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 50-летием со дня рождения.

Протоиерей Артемий является членом Союза Российских писателей. Преподает в Свято-Тихоновском богословском университете, где заведует кафедрой гомилетики. Батюшка также является заместителем декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, батюшке присвоено звание почетного профессора факультета православной культуры.  

 
26 октября 2010 года Департаментом образования г.Москвы о.Артемию присвоена высшая педагогическая категория.  
 
Именины батюшка празднует 6 июля (день памяти праведного отрока Артемия Веркольского).

 

Алексей Юрьевич Ретеюм. Путь.


altЖизнь моей семьи  связана с Московским государственным  университетом имени М.В.Ломоносова. Университет закончили мои родители Юрий Янович и Галина Алексеевна (перед  самой войной). Они были направлены работать на прииск Перевоз Бодайбинского района Иркутской области, где я и родился. Поскольку отец был геологом, мы вели кочевую жизнь. Побывав в Северном и Южном Забайкалье, в Казахстане и Таджикистане, уже к 7-8 годам я сформировался как полевик: владел соответствующей терминологией, знал, где надо искать золото, умел его мыть и т.д. Когда родители вернулись в Москву, мы оказались в университетской среде. Таким образом, моя дорога естественно привела меня после окончания школы на географический факультет МГУ. Позднее туда же поступил мой брат Александр.

 

Учась на последнем  курсе, я познакомился с трудами  Вернадского. Сам характер его личности, полностью погруженной в научное  творчество, на меня оказал очень сильное  влияние. С годами я стал понимать, что это национальный тип ученого, отличающийся космическим кругозором. Вернадский привел меня к Ломоносову - «нашему университету», как назвал его Пушкин (раньше он был для меня только исторической фигурой). В нем я увидел те же привлекательные - для меня - черты универсальности (враги трактовали ее как дилетантизм). Позднее был найден еще один важный ориентир - Менделеев, в котором в полной мере проявилась природа всестороннего русского гения.

 

Идеи этих ученых, близких мне духовно, по странному  стечению обстоятельств развиваются  в моих работах. Теория нуклеарных (ядерных) систем обобщает землеведение Ломоносова и учение о биосфере Вернадского. Элемент Х, помещенный Менделеевым в начало его таблицы (он был изъят при посмертных изданиях в угоду господствующим взглядам), удалось обнаружить по реакции галактических космических лучей на движение Венеры. Найдены неоспоримые доказательства неорганического происхождения нефти, о чем Менделеев давно догадывался. Перечень связей можно было бы продолжить.

 

Как мне представляется, каждая национальная научная школа  имеет свои преимущества. Наша сильная  сторона - синтетическое миропонимание, поддерживаемое университетской традицией. Она дает нам собственную экологическую  нишу в международном разделении труда, и ее необходимо всемерно укреплять, а не разрушать.

 

Николай Данилович Матрусов. Путь.


Родился в Брянской области, в небольшом городе Новозыбкове, одном из центров старообрядчества. Здесь расположена резиденция архиепископа Новозыбковского и всея Руси (старообрядцев беглопоповского толка). По отцу предки - старообрядцы белокриницкого толка, бежавшие в эти места, граничащие с Малороссией и Белоруссией, возможно, из московских пределов.

 

По маме предки - православные украинцы. Отец мамы, Петр, в 1937 году был арестован за православную веру и дружбу с православным священником и расстрелян, а мама с бабушкой выброшены из квартиры в Мариуполе. Эта незабвенная  бабушка Домна была моим главным  учителем в жизни, с детства приводя  всех нас - четырех внуков -  в храм и научая православным истинам  и житейски мудростям.

 

Поступив в  МГУ, основные силы и время тратил не на учебу по специальности, а на уже осознанный поиск смысла жизни  и Бога. Освоил сотни философских трудов, пропитался народной и классической музыкой (русские хоры, Шаляпин, Лемешев, Бетховен, Чайковский, Бах, Брамс).... И, конечно, Достоевский. И Господь снова прикоснулся к моей душе. С тех далеких пор живу не «по своему хотению», а по Божьему благословению, окормляясь у выдающихся православных старцев.

 

По образованию  экономист-географ, доктор экономических  наук, лауреат премии Ленинского комсомола. В отличие от естественных и технических наук, базирующихся на изучении объективных природных законов, современная экономическая, а, точнее, финансово-экономическая наука, исходя из ложных идеологических постулатов и принципов, не только всецело определяет тупиковый вектор социально-экономического и регионального развития человечества, но и активно участвует в формировании общественного мировоззрения, противоречащего не только Божественному Промыслу, но и непредвзятой человеческой логике. К сожалению, даже видные отечественные экономисты принимают на веру антихристианскую аксиоматику западной экономической науки...

 

Моя душа всегда противилась такой «науке», поэтому  работать всегда было очень сложно. Трудился в системе Академии наук СССР, в разных министерствах, в Совете Безопасности РФ. И не только. И почти  всегда увольняли, поскольку никогда  не плыл по течению: выступал против многих разрушительных для страны проектов и планов: в составе группы ученых-экспертов (под руководством профессора А. С. Некрасова) - против поворота рек (наши исследования и заключения легли в основу решения  о прекращении этого безумного  проекта); в начале 90-х гг. - против одобряемой почти всеми в то время приватизации (присвоения государственного и народного имущества в преступных формах); против других социальных и экономических преступлений в стране. Никогда не был членом КПСС, «демократом» или «либералом», поскольку всю сознательную жизнь являюсь православным монархистом.

 

Последние годы работаю в Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития и Российской Академии Наук (редчайший вариант  двойного подчинения научной организации), созданном в 1915 году распоряжением  царя-мученика Николая II по просьбе выдающихся русских ученых - В. И. Вернадского, А. П. Карпинского и других. Совет разрабатывает Стратегии, Концепции и Программы социально-экономического развития страны, её отдельных округов и регионов. В должности ответственного руководителя и исполнителя ряда таких документов удается постулировать и обосновывать необходимые, важнейшие принципы, направления и механизмы социально-экономического восстановления России, практически разрушаемой и опустошаемой в результате проведения преступной «Перестройки».

 

Любовь моя  и боль моя - родное Отечество, уничтожаемое и плененное. Но верю, что дом Пресвятой Богородицы - Русь Святая будет свободной  и духовно могучей державой, ведомой  Православным Царем.

 

altБорис Михайлович Конухов. Путь

 

Я родился не дома, а в командировке, в большом, старинном, загадочном селе Кимры. В нем искони жили сапожники, там было семь церквей, и о нем знала вся Европа. Но жить мне там не довелось.

 

Первые полтора  года жизни в Москве я не помню. Чувствую, что это было что-то светлое  и богатырское. Потом, когда к  нам в дом прилетела из Европы огромная бомба, свет померк, и следующие  шесть лет я жил во тьме и  полумраке. Запомнились слова: война, эвакуация, голод. Я не понимал, почему, глядя на меня, женщины плачут.

 

Потом пришла победа, и мы вернулись домой, и в доме запели «Степь да степь кругом», «Меж крутых бережков», «Тонкую рябину», «Огонек», «Землянку». «Дороги», и я  понял, что я русский, что мы победили злого врага, и что надо кем-то в жизни стать. Я рисовал, писал  стихи, играл в оркестре, выступал на сцене. Но я ни кем не хотел быть, я хотел только жить. О режиссуре я не мечтал, даже став актером. Но вдруг жизнь резко изменилась. Все, что было мне дорого, Большой театр, МХАТ, великий кинематограф, все шельмовалось и вытеснялось из жизни. Жизнь стремительно глупела и теряла смысл. Мои кумиры сникли, не успев оказать на меня решающего влияния. Вот тогда я понял, что такое режиссура. Я отказался от игры как от произвольного моделирования жизни. Я обратился к факту, к документу к исторической правде и понял, что занят восстановлением отвергнутой жизни, воскрешением ее. Когда в завалах истории я искал для себя опору, я стал узнавать Пушкина, Гоголя, Достоевского как свою родню. Тогда же я понял и причину войны, понял, что она не окончена, и что до ее окончания мне не дожить. Но это понимание пришло лишь с верой в Бога. 

alt

КАК ВСЕ, НЕСУ СВОЙ КРЕСТИнтервью с Линой Мкртчян

  

.. В голосе этой певицы я расслышал что-то такое, что не знал прежде о собственной стране - промерзшей, исстрадавшейся, чающей чуда и святой воды. Искусство для нее служение. Ее талант - дар Божий, а жизнь - усилие ничем против дара этого не согрешить» (писатель Н. Климонтович).

 

.. Голос Лины Мкртчян отличается редкой красотой, силой, наполненностью. Он точно льется с небес, одновременно приподымаясь, устремляясь ввысь» (академик Д. С.Лихачев).

 

... Страшная мука и наказание обладать талантом такого масштаба» (кинорежиссер А. Сокуров).


altИмя этой певицы слышали многие. К сожалению, концерты с ее участием в крупных  городах России проходят редко, музыкальных записей с ее голосом выпущено мало. И это при том, что ей рукоплескали ценители музыки Германии и Италии, Франции и Америки. В нашей же стране вокруг имени певицы словно выстроена глухая стена молчания...

 

Лина, как вы считаете, можно ли ставить рядом такие разные понятия, как талант человека и его судьба?


Для многих людей слово «судьба» окружено неким мистическим, даже оккультным ореолом. И это мешает им задуматься, что за этим понятием, какое влияние наша воля и трезвое сознание оказывают на нашу судьбу... Я могу говорить только о себе. Для меня моя судьба - дар, который я получила от Господа. Вне этого для меня не существует понятия моей судьбы. Но, откровенно говоря, я очень поздно осознала свой дар как Божий Простите слишком, может быть, смелое сравнение. Александр Пушкин прожил как бы две жизни: одну до создания трагедии «Борис Годунов», иную - после. Мне кажется, в значительной степени это произошло потому, что поэт впервые ощутил свой дар как Божий именно в ходе работы над «Годуновым». И это озарение преобразило всю его жизнь.

 

Мы  знаем немало примеров, когда человек  по своим личностным качествам оказывался ниже себя самого как художника. Я имею в виду такие хрестоматийные примеры, как Лев Толстой, Владимир Маяковский, Алексей Горький. Список этот, увы, огромен. Нет, я не отклонилась от темы. Мы часто сами на имеем достаточно ясного представления... Как я могу оценить дар, данный мне Богом, и рассуждать о нем? Повторяю, для меня вся моя судьба заключена в этом даре, в служении ему. Из-за верности этому я теряла на пути все. И, к сожалению, всех. Мне тяжело говорить на предложенную вами тему.

 

Большинство людей не осознают свой дар как Божий и расплескивают, растворяют его в ничего не значащей жизни, занятой вновь и вновь устройством быта. И, что хуже, сознательно или бессознательно они нередко используют свой дар против людей. Их образ жизни подчас развращает тех, кто им верит и любит.

 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Но можно вспомнить  и другие примеры...

 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Да-да, святость русская неизбывна. И живут, к счастью, на нашей земле люди, достойные своего дара. Глубокая ответственность за Божий дар, за свой талант не только как за особый «знак свыше», но и как за крест Господень, выражена в творчестве и судьбе такого человека, как Георгий Васильевич Свиридов. Я называю Георгия Васильевича не только потому, что я музыкант, а потому, что душа моя - христианская и не может не чувствовать той правды, по которой он живет и которая звучит в его музыке. Я особенно волнуюсь, говоря об этом гениальном композиторе, - ведь я пою практически все циклы Свиридова - и на стихи Пушкина, и на стихи Блока. Особое место занимает в моей творческой жизни его вокальный цикл «Отчалившая Русь» на стихи Есенина. Если бы за всю свою жизнь я смогла только это спеть, записать и оставить после себя, то, наверное, большего я и сказать не могла бы. Есенинскими словами и пророческой свиридовской музыкой выражено все, что я накопила за весь мой путь...

 

Георгий Свиридов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Евгений Светланов, Григорий Соколов... Эти имена я произношу с огромной любовью. Творчество этих музыкантов выражает стремление к той высоте, на которой пребывает человек, достойный своего дара. Конечная цель каждого из нас, безусловно, в том, чтобы вернуть людям все, что Господь вдохнул в тебя. Ради этого мы и живем. Сколько себя помню, меня всегда окружали прекрасные люди, которые много лучше, светлее, талантливее меня.

  

Вы  вспомнили Пушкина, говоря о переломном этапе в его жизни. Нечто похожее было и у вас?

 

Перелом во мне произошел не под влиянием какого-то произведения - это были личные обстоятельства моей судьбы. Говорить о них мне тяжело и невозможно... Тогда я искала спасения в музыке. И чем старше я становилась, тем требовательнее и точнее старалась выбирать музыку, которую обязана петь.

     

- Нет ли у вас ощущения, что Господь взял вас за руку и ведет за Собой?

 

Было  бы очень легко успокоить себя, сказав: что бы я ни делала, это Спаситель ведет меня за руку. Но я никогда не теряю трепета и тревоги, совершая очередной свой выбор...

 

Лина, что дает вам пение в церковном хоре?

 

-  Вы задали очень важный для меня вопрос. Уже не помню, сколько лет  я стою, когда не в разъездах, на церковном клиросе, и все острее ощущаю: это вечное ученичество. Как пленительно оно для меня! Не говоря уже о том, что пение на клиросе - один из самых естественных способов проявить хоть какое-то смирение. В жизни мне не всегда это удается. А в церкви, если мой голос не будет растворяться в хоре, если я не подчинюсь, - начнет выпирать мое «я» солистки. Я ни в чем себя не ущемляю, как бы растворяясь в других. Это радостное смирение. От тебя ничего не убывает, а, напротив, ты ощущаешь глубоко, до самого дна души, объем, который приобретает хор. У меня низкий голос, и я, оставаясь почти не слышимой, должна создавать основу, ту «воздушную подушку», на которой хор выстраивает гармонию... На большие праздники я пою соло. Но это иная радость, какая-то другая, светлая печаль.

 

-Совсем без соло мне, конечно, тяжело.

 

Когда вы говорите об ученичестве, то имеете в виду свое духовное возрастание?

 

Невозможно  оторвать любую профессиональную деятельность от духовной жизни. Вся нынешняя бесхозяйственность, разорение страны и убийство людей в конечном итоге - следствие бездуховности. Начало гибели любого общества, любой личности всегда происходит прежде всего из-за отступления от Бога. Поэтому даже у самого маленького человека, независимо от того, чем он занимается, плоды его деятельности зависят от объема его личности, то есть от духовного опыта. Этот опыт и заставляет человека развиваться дальше.

 

Я решительно не понимаю, когда говорят: такой-то - злой, бесчестный человек, зато - настоящий профессионал. Так не бывает. Отсутствие духовности при совершенном владении ремеслом оставляет человека холодным ремесленником.

 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.- В Московской консерватории прошла премьера «Военных писем» Валерия Гаврилина, где главную партию исполняли вы. Это, на мой взгляд, событие в современной нашей музыкальной культуре...


- До сих пор  живу под впечатлением от этой премьеры. Произведение написано для двух певцов, детского и мужского хоров и большого симфонического оркестра. И, может, потому оно почти не звучит со сцены, что для исполнения произведения такого трагедийного масштаба мало владения ремеслом, мало даже любви к этой вот Гаврилинской музыке и к этим словам - в основу поэтического текста легла переписка двух любящих людей, навеки разлученных войной. Тут надо либо прочувствовать, пережить все до конца, либо не браться за исполнение вовсе.

 

Для меня Гаврилин - единственный музыкант в нашей стране, по глубине дара сопоставимый с Георгием Свиридовым. Хотя знаю и люблю очень многих. Его музыка будто была всегда,

  

У вас огромный репертуар. Но в нем есть и  самые любимые произведения?

 

altВо  время учебы меня то и дело выгоняли и отчисляли, я очень рано начала свою концертную деятельность. А когда получила диплом ГИТИСа, я в нем уже не нуждалась. Но никогда не стремилась сделать карьеру, получить какое-то звание. Я просто пыталась делать все, что могу. Я спела огромное количество произведений, начиная от итальянских духовных песен XIII века и кончая тем, что было написано специально для меня. И чем старше я становилась, чем больше сомневалась в себе, тем требовательнее подходила к отбору репертуара. В итоге я стала «певицей русского языка», если так можно выразиться. Я служу возрождению традиций русской вокальной школы.

  

А в чем ее отличие  от других?

 

Прежде  всего - ее отличает молитвенное  отношение к слову.

  

Была  ли у вас возможность  уехать из страны?

 

Да, и никто этой возможности у меня не отнимает. Выбор в своей судьбе человек совершает ежедневно всю свою жизнь. Это то напряжение воли, которое должно сопровождать каждый шаг. Скажу о наиболее заманчивом предложении с точки зрения той выгоды, которую принято подразумевать в наше время. Речь шла о пятилетнем контракте в Германии, который включал в себя турне по сценам мира, возможность иметь студию, записать и выпустить то, что я пою. Но в контракт входили и невозможные для меня пункты: запрет на интервью и записи на радио и телевидении в России, где я не имела права давать больше одного концерта в год. Как я могу не петь в России, как это возможно?

  

Лина, жизнь в искусстве и жизнь в Боге - совместимо ли это?

 

Я все же разделила бы понятия «лицедейство» и «искусство». Лицедей не станет отказываться ни от каких выгодных ролей. Настоящий же артист, человек с высоким душевным и духовным опытом согласится только на то, что согласуется с этой его духовностью.

 

На  многих людей невероятно влияет среда. А есть люди, которые сами влияют на среду и которые создают вокруг себя поле иного самостояния. Среди них - такие великие артисты, как Шаляпин, Ермолова. Такие люди служили национальной культуре, обогащали ее своей болью, опытом, верой. Мне неловко, конечно, говорить о себе, но я тоже хотела бы сказать: «Я не стремлюсь быть понятной. Я хочу быть понятой».

 

- В музыкальных кругах вы - Лина, в крещении - Елена. Кем вы ощущаете себя больше?

 

Я откровенно скажу то, что, может быть, удивит человека не-воцерковленного. У меня в блокноте написано: «Прошу, чтобы на моей могиле стоял простой дубовый православный крест со словами: «Раба Божия Елена». И ничего больше. Вот ответ мой на ваш вопрос. Многие в актерском мире называют меня Лена или Елена Владимировна. Но так уж закрепилось в статьях, на афишах - Лина.

  

Какие надежды согревают  вашу жизнь?

 

Невозможно  принять в свое сердце Бога не до конца. Невозможно быть немного или наполовину верующим. Православный человек вбирает в свое сердце Бога с Его крестным путем, с Его крестными муками. И он уже не может воспринимать испытания, страдания и потери в своей личной жизни в отрыве от происшедшего с Господом. Я знаю только, что несу свой крест, - так же, как все. Я такой же слабый и грешный человек, как все. Но мысли о Кресте для меня неразрывны с памятью о светлом и торжествующем Воскресении Христовом. Меня не покидает надежда, что буду лучше. Верю и верую, что мера ответственности - того, с чего мы начали нашу беседу, - будет с годами не угасать во мне, а только укрепляться. И это поможет сохранить душу, которую Господь мне даровал.

25 октября 2011 Просмотров: 8 399