Рубрика: » » Миф о вековечной бедности простого русского народа

Миф о вековечной бедности простого русского народа

Миф о вековечной бедности русского народа поддерживается с таким же тщанием, как и миф о беспробудном пьянстве, неумелости и лени русов. В том, что это именно мифы, можно легко убедиться, прочитав заметки заграничных туристов...

altВесьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск – его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провёл 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», так же известный, как «Политика», в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России:

«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шёлка… Следовало бы запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие чёрные люди носят шёлковые платья. Их жён не отличить от первейших боярынь…»

Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий. А вот что пишет Крижанич про еду:

«Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии…»

А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1,09 га) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчёл, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтёлками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба…»

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот, что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг.

«Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дёшев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку…» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то её не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и
рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег…»

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России:

«Мы пробыли в городе [Казани] восемь дней, причём нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать…»

А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве:

«Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук…»

Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса:

«Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму…»

Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарём при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят…»

В том же 17-м веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны (1618-1648) было уничтожено около 40% населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многожёнство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далёкий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живёт в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предаётся отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина.

Если бы здесь были лучше известны ремёсла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку ещё не достаточно прочувствовали необходимость ремёсел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дёшево, что, получая два луидора, крестьянин живёт весьма зажиточно…»

Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских, пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть, у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

«Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдалённых провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб.

Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролёт, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбённый в рабской покорности, часто понапрасну тратит своё время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд…»

Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А.С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал:

«Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что по чистой совести судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности…»

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн.

«Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дёшевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами…»

Напомним, что в 1741 г. голод унёс в могилу одну пятую часть населения Ирландии – около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн. 178 тыс. человек, то в 1901 г. – всего 4 млн. 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить», – Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продаётся невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», – Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», – Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.).

Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины…»

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году:

«Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около неё разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, тёмными лицами и тонкими длинными руками...

Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплётах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всём доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены…»

Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа, как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы…

Литература:

1. «Россия – это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век». Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. «Мифы о России и дух нации», М., Pentagraphic, 2002.
3. В. Мединский. «О русском пьянстве, лени и жестокости». М. Олма, 2008.
4. А.В. Чудинов «О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты»
5. Ричард Пайпс «Россия при старом режиме».
6. В.К.Арсеньев. «По Уссурийскому краю. Дерсу Узала». М., Правда, 1983.

http://patalogostilist.livejournal.com/601110.html#cutid1
19 апреля 2017   Просмотров: 6636   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (13)
19 апреля 2017 14:18

Тоесть бунты Разинский, Болотникова, Стрелецкий, Соловецкий и т.д. - это всё от хорошей жизни? Типа зажрались крестьяне?

Вообще судя по Русским летописям и мемуарам европейских путешественников, Русский простой народ прекрасно жил только при Рюриковичах, при Романовых аж до начала 20 века народ выживал в лачугах под соломенной крышей. Съездите  в Тарханы на Родину М.Ю.Лермонтова и увидите избы крестьян, и как они жили. В избах кроме прялки и двух скамеек, на которых спали взрослые, не было ничего!

        1
19 апреля 2017 17:56

Небыло никаких бунтов и восстаний, это всё жыды придумали и переписали историю

 Татищев, Ключевский, Ломоносов тоже жиды?

 Зажравшихся богатых аристократов-дегенератов небыло.

Были, к сожалению.

И не обращались к ним со словами Ваше Величество, Ваше Высочество, Ваше Превосходительство, Ваше Сиятельство, и т. д. А все обращались друг к другу со словами брат и сестра, и любили друг друга как самого себя.

 Ну да, прям вижу,как крестьянин говорит царю:"Здравствуй, брат!"

Небыло богатых и бедных, у всех были равные права, и все жили хорошо!

Как при коммунизме.

        2
19 апреля 2017 20:07

Жаль фотографий с жемчугами и соболями не прилагается. А те фото, которые до нас все таки дошли почему-то только с лохмотьями, да с перекореженными домами под гнилыми крышами. Шиды картинки профильтровали?

 

фото крестьян дореволюционной России

 

Как жилось крестьянам в царской России. Аналитика и факты

 

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России.

Сегодня иностранные путешественники отмечают тоже самое. Ах как замечательно мы живем.

Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских,

Это просто паталогия.

Но не у того кто это сказал, а у того кто это печатает для русских на "патриотическом ресурсе". Шидовский сайт?

        3
19 апреля 2017 20:50

Вы что, не видите: antriouxa просто прикололся, а вы уже девятиэтажный дом построили smile. Этот товарищ, видно, обладает повышенным оптимизмом...

        4
19 апреля 2017 21:13

Не могу знать за 1659 год, но мне посчастливилось застать на этом свете живыми моих прабабушек и прадеда. Они время до революции помнили. И жили люди хреново, совсем не так, как пишут ревнители царя- батюшки. Прабабушки так и читать не умели, хоть тогда они и не считались беднотой. 

        5
19 апреля 2017 22:08

Цитата: antriouxa
Небыло никаких бунтов и восстаний, это всё жыды придумали и переписали историю. Зажравшихся богатых аристократов-дегенератов небыло. И не обращались к ним со словами Ваше Величество, Ваше Высочество, Ваше Превосходительство, Ваше Сиятельство, и т. д. А все обращались друг к другу со словами брат и сестра, и любили друг друга как самого себя. Небыло богатых и бедных, у всех были равные права, и все жили хорошо!

 

Это даже не смешно.

        6
19 апреля 2017 22:26

Ивана Бунина трудно заподозрить в изготовлении агиток на злобу дня или в лакировке того времени.

Поэтому - И. А. Бунин, "Танька", маленький рассказ.

 

http://thelib.ru/books/bunin_ivan/tanka-read.html

 

 

        7
19 апреля 2017 23:59

Портрет крестьянки - правда.

И статья не ложь.

Просто кот и собака из разных окон на жизнь смотрят. Собака из конуры, а кот с хозяйского стола. Дали бы слово собаке, а то все коты нам рассказывают про собачью жизнь. И крестьянки у каждого свои. Крепостные.

 

"Пшеницу, хорошую, чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь... а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костером, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурения, - вот это ест мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает... От плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут туже, совершенно подобно тому, как бывает с дурносодержимым скотом...

Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно..."

 

А.Н.Энгельгардт, 1880 год.

        8
20 апреля 2017 15:00

Цитата: antriouxa
А как же ''Портрет крестьянки'' написаный Иваном Аргуновым, который жил [1727-1802]. Не похожа крестьянка на этом портрете на голодающую, и одежда на ней приличная для тех времён. Объясните пожалуйста, кто знает.

 

Раньше телевидения не было, поэтому пропаганда шла через живопись, газеты и т.д.

Мне вспоминаются слова великого полководца конца 19 века, генерала М.Д. Скобелева. Он возмущался тем, что окраины России как то Кавказ, Финляндия, Прибалтика и т.д. получают всё и живут лучше тех кто внутри страны. Скобелев говорил, что не рамка от картины украшает, а наоборот - картина украшает.
 

        9
20 апреля 2017 15:43

Цитата: antriouxa
Небыло никаких бунтов и восстаний, это всё жыды придумали и переписали историю. Зажравшихся богатых аристократов-дегенератов небыло. И не обращались к ним со словами Ваше Величество, Ваше Высочество, Ваше Превосходительство, Ваше Сиятельство, и т. д. А все обращались друг к другу со словами брат и сестра, и любили друг друга как самого себя. Небыло богатых и бедных, у всех были равные права, и все жили хорошо! Только кто в это поверит?

 

 

При Рюриковичах крестьяне и простой люд хорошо жили, даже прекрасно. При Романовых не жили, а существовали. Крепостных крестьян ( православных христиан) продавали как рабов да ещё и отдельно детей от родителей, и продавали помещики (православные христиане), и у церковников были свои крепостные...

При Рюриковичах были Земские соборы и Вече, которые могли прогнать зажравшегося князя или царя и выбрать другого - честного и умного. Двуглавый орёл на гербе означает власть царя и народа, а над ними власть Бога. А Романовы власть узурпировали и никому продыха не давали, потому что были неруси, чистокровные немцы. 

        10
20 апреля 2017 16:52

А как же ''Портрет крестьянки'' написаный Иваном Аргуновым, который жил [1727-1802]. Не похожа крестьянка на этом портрете на голодающую, и одежда на ней приличная для тех времён. Объясните пожалуйста, кто знает.

 Врядли Аргунов выбрал бы голодную крестьянку для портрета.

  А Романовы власть узурпировали и никому продыха не давали, потому что были неруси, чистокровные немцы. 

 Первые Романовы не были немцами, но со смертью Елизаветы Петровны династия пресеклась, а вот последующая стала немецкой Голштейн-Готторп.

        11
21 апреля 2017 19:19

Цитата: antriouxa
Меня больше интересует почему православные цари допустили крепостной беспредел?

На этот вопрос тебе трудно будет найти ответ на этом сайте, потому как за ответ забанят раньше чем ты успеешь прочитать его.

        12
21 апреля 2017 22:30

Цитата: antriouxa
Просто надо высказываться культурно, ни с кем не ругаться и никого не оскорблять.

За это здесь не банят. Хотя бы потому что так здесь редко кто ругается. Банят же с особой жесткостью за оригинальные свидетельства. То есть - выложил цитату, или факт озвученый самими, ну допустим Готторпами, или их ближайшими друзьями и готов. Прикончили. smile 

        13