Рубрика: » » Государыня Императрица Екатерина II дала ответ на вопрос, как стать русским, и в чем состоит понятие «русский человек»

Государыня Императрица Екатерина II дала ответ на вопрос, как стать русским, и в чем состоит понятие «русский человек»

altЕкатерина Великая - немка по рождению, но русская душой

 

Своей жизнью, своим подвигом Императрица доказала, что понятие «русский» - более глубокое и широкое, чем просто этническая принадлежность. Это, прежде всего, цивилизационная, духовная принадлежность, и эту мысль Государыня как-то выразила словами: «Я немка по рождению и русская душой». Может, этим самым она и раскрыла тайну русскости - что это понятие и состояние прежде всего духовное? В том, что немецкая принцесса стала русской Царицей есть некое чудо  русской истории.

 

Ее царствование невозможно объяснить естественными законами. Она была немкой, и до 15 лет не представляла, где находится Россия, и не слышала ни одного русского слова. Тем не менее, ее жизнь оказалась тесно связана с Россией, она стала русской Императрицей не только по своему сану, но и по духу своего царствования.

 

Как она этого добилась, как она совершила это чудо? Прежде всего, конечно, тем, что она приняла Православие. Когда будущая Императрица приехала в Россию, она стала изучать русский язык, русскую историю, готовиться к принятию Православия, Господь попустил ей момент духовного испытания - она тяжко заболела.

 

Заболевание было таким серьезным, что могло иметь самые трагические последствия. К ней пришел пастор, чтобы ее напутствовать, но она ему отказала и пригласила к себе своего духовного наставника - православного священника, и это был действительно ее духовный выбор. Она почувствовала полноту Христианства именно в Православии.

 

Екатерина II полюбила Россию и смогла влюбить Россию в себя. Она прямо говорила - я хочу понравиться всем своим поданным. Это не было, как может показаться, каким-то женским кокетством. Это было мистическое, духовное соединение с Россией. Она добилась, казалось, невозможного: внушить к себе любовь верноподданных после стольких лет «бироновщины», когда все русское общество получило устойчивую прививку против всего немецкого.

 

С верноподданными Императрицу соединяло не только величие сана и страх наказания, а, прежде всего, именно любовь. Показательно, что за все царствование Екатерины II не было дворцовых заговоров и мятежей, если не брать в расчет пугачевский бунт (это был особый феномен, стихия, которая не поддавалась ее влиянию). Не было массовых репрессий, опал, жестоких казней. Это было царствование благоденствия, изобилия и процветания, причем на всех уровнях. Екатерина II сделала своей системой, программой - понравиться русским. Она выучила дни рождения всех своих придворных чинов, никого не забывала поздравить с именинами. Один из принципов ее царствования были достойные награды верноподданных. Императрица говорила: «Я говорю громко, а порицаю вполголоса». В этом смысле она вела себя как мать.

 

Неслучайно Сенат присвоил ей официальное звание Матери Отечества вслед за Императором Петром, который был удостоен титула Отца Отечества. Это был не формальный титул, а выражение ответной любви верноподданных к своей Государыне. Не секрет, что Императрицу в народе так и называли - Матушка Екатерина. Что такое слово «матушка» для русского человека, для русской души, пояснять не надо. Это одно из самых емких, теплых понятий в русском лексиконе. То, что Императрица удостоилась этого звания, говорит о многом.

 

Немаловажный и показательный факт: Екатерине II впервые была совершена прививка оспы. Этот первый опыт она повелела осуществить именно на самой себе, а уже потом только на верноподданных. Это очень характерная деталь. Екатерина II, как настоящая мать, испытывала это на себе, а потом уже на своих детях.

 

Екатерина II мыслила себя как продолжательница дел Петровых. Тот памятник, который она воздвигла в центре Петербурга, был ее программой, воплощенной в бронзе. Как-то мало обращают внимание на то, что она и свое имя - Екатерина Алексеевна - приняла неслучайно. Ведь это точное повторение имени супруги Петра Великого, матери Елизаветы Петровны. Таким образом, Екатерина II обозначала свою преемственность петровских преобразований, петровского духа. Она действительно продолжила курс Петра. И то, что две главы Российской Империи имеют титул Великих, - также объединяет Петра I и Екатерину II.

 

Императрица прожила в России полвека и никогда не уезжала в Германию, оставшись верной России, русской земле. Ее царствование, основанное на любви к России, дало удивительные плоды. Это была эпоха блистательных побед. Турция, с которой Россия воевала еще со времен Алексея Михайловича, наконец, была сокрушена. Состоялось присоединение Крыма, Белоруссии, Курляндии, Северного Казахстана. Именно при Екатерине II было заложено единство России и Закавказья (Георгиевский трактат).

 

При Екатерине Великой был беспримерный рост народонаселения и городов. Население России умножилось практически вдвое. Если в первой половине XVIII века в Империи проживало около 17 млн, то к концу века - уже 36 млн. То же самое можно сказать о городах - только личными указами Императрицы было основано более 150 городов. Если в конце царствования Петра I было около 300 городов, то в конце царствования Екатерины II - почти 600.

 

Неслучайно в последнее десятилетие мы стали свидетелями настоящего парада памятников Екатерине II. Кроме известных дореволюционных памятников в Петербурге появились памятники в Екатеринодаре, Одессе, Севастополе, Подольске и во многих других местах. Потенциально 150 городов должны украсить свои площади памятниками своей основательнице - Государыне Императрице Екатерине Великой.

 

Екатерина II оставила большое литературное наследие в самых разных формах - государственные наказы, драматургические рассказы, сказки, письма. Она переписывалась с европейскими просветителями своего времени - такими, как Вольтер, Дидро и др.

 

Удивительна была у нее какая-то веселость, бодрый оптимистический дух, ее хорошее чувство юмора. Она царствовала с удовольствием и радостью. Ей нравилось быть русской Царицей. Она говорила: «Кто веселиться не может, тот болен», «Народ, который поет и пляшет, - зла не думает». С другой стороны, она отличалась системностью, строгостью к себе в быту и распорядке дел. Но, будучи Императрицей, она оставалась в то же время женщиной, что придавало ей особое очарование. Будучи русской в душе, она не потеряла немецкую организованность, подтянутость.

 

В начале царствования Екатерина II составила известную программу из пяти пунктов, отображающих первейшие потребности в государстве. Первое - необходимость просвещения нации. Второе - введение доброго порядка в государстве, дабы заставить всех равно соблюдать законы. Третье - учреждение хорошей полиции. Четвертое - способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. Пятое - сделать государство грозным для внутренних врагов и внушающим уважение у соседей.

 

Эта программа остается актуальной и поныне, особенно, что касается последнего пункта. Нашим политикам есть чему поучиться у Екатерины Великой».

 

Источник: «Русский монархист»,  www.ruskmir.ru

31 августа 2017   Просмотров: 11406   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (4)
31 августа 2017 16:15

Да, сейчас наоборот - у власти многие русские по рождению и не русские душой. Это страшно!

        1
31 августа 2017 16:24

Екатерина и  еще на один вопрос ответила.Жалко,что  не пошла до конца.

        2
31 августа 2017 18:31

Нужно обладать изрядной долей простоты (которая хуже воровства), чтобы искренне поверить тому, кто берется утверждать, что душой он совсем не тот кем родился.

Да, сказал лис в курятнике - по рождению я лис, но душой я кура!

(Германия при Екатерине приросла Россией, но это вам конечно неизвестно)

Так, или иначе, Екатерина 2 действительно самая живая и активная из всех обладателей трона российского после Ивана Грозного.

Но, почему мы не называем её настоящим именем - София?

Почему мужа её не называем Карлом?

Почему не говорим, что это уже новая династия, а не Романовы?

 

 

        3
31 августа 2017 18:48

Восемнадцатый век был временем страдания всей русской земли от чужих ей иноземцев, поставленых, однако, ею управлять и ею руководить.

Вторая половина XVIII века весьма значительно отличается от первой. Век Екатерины - век преклонения перед французской философией. Сама Екатерина преклонялась перед Вольтером, Дидро и д'Aаламбером; с ними она ведёт дружественную переписку, ведёт нескончаемые разговоры с Дидро, признаваясь что не устала бы говорить с ним всю жизнь, покупает у него его библиотеку, оставляет её в его пожизненном распоряжении и за заведывание его же собственной библиотекой назначает ему жалование, уплачивая его за 50 лет вперёд. ''Дух законов'' Монтескье, по мнению Екатерины, должен быть молитвенником всех монархов со здравым смыслом. Русские вельможи как бы спорят с императрицей в уважении к новым французским кумирам. Древние русские люди мечтали о благочестивых путешествиях на Священный Восток ко Гробу Господню и на святой Афон; теперь у русских людей нашлась новая святыня на Западе - Фернейский замок, где жил безбожный Вольтер.

За век Екатерины болезнь раздвоенности русского общества сделала большие успехи в своём развитии. Появилось новое образование и воспитание, совершенно независимое от Церкви, вполне свободное от её влияния, часто Церкви враждебное и древней Руси безусловно неведомое. Так сама Екатерина воспитала своего внука будущего императора Александра. В основу его воспитания положены были философские идеи энциклопедистов, а религиозное образование, т.е. знакомство с душой русского народа, было оставлено на задний план.

Священномученик Иларион [Троицкий].

http://www.pravoslavie.ru/5854.html

        4