Рубрика: » » Не имеющая аналогов Хронология мировых событий (начиная с 1900 года). Часть 1. Вячеслав Медушевский

Не имеющая аналогов Хронология мировых событий (начиная с 1900 года). Часть 1. Вячеслав Медушевский

О проекте

 

Наверное, потомки будут нас судить не столько за плохие дела, сколько за мелкий масштаб большинства наших замыслов. Нет дерзновения, все утонуло в говорильне и пресловутом пиаре. И на фоне этого мелкотемья проект грандиозной «летописи»-Хронологии, подготовленный профессором Московской государственной консерватории Вячеславом Вячеславовичем Медушевским, поражает. Независимо от того, сойдутся ли с ним во взглядах читатели, сам факт появления такого величественного по архитектонике замысла вселяет надежду на то, что творческие силы русского народа не иссякли. Что еще не всех усыпили телевизор и интернет.

 

Как бы ни старался, по-видимому, быть объективным создатель Хронологии мировых событий едва ли не от Сотворения мира, это не должно нас вводить в заблуждение. Перед нами — именно авторский проект изложения и интерпретации мировых событий. И любой из нас, возьмись мы за такое дело, сделал бы его по-другому, хуже или лучше, неизвестно, но уж точно — иначе. Тут все субъективно — от выбора фактов до их — пусть и весьма лаконичной — интерпретации. Но ведь нам, за временной удаленностью, сейчас неизвестно, насколько были личностны и тоже по-хорошему субъективны древние летописи, ведь не случайно же писания преподобного Нестора Летописца разнятся даже и в изложении фактов (не только в их оценке!) от других летописных сводов. Порой одно и то же событие (например, уничтожение Рязани Батыем или завоевание Казани Царем Иоанном Грозным) трактовалось по-разному в разных летописных сводах. И дело тут не только, наверное, в географической и временной близости авторов к описываемым событиям, а и в личной, эмоционально-окрашенной реакции на драматические события Ее Величества Истории. Так что на субъективность и летописец имеет столько же прав, сколько и публицист.

 

Но здесь мы имеем дело не с произвольной трактовкой, а с твердым и мудрым взглядом на события мировой и отечественной истории русского Православного человека. Именно Православие создает для Медушевского ту абсолютную систему координат, с «колокольни» которой он и оценивает все происходящее. И в этом — ценность его Хронологии для читателей. Другой особенностью текста является то, что события в нем соотносятся с известными предсказаниями Православных подвижников. Эти пророчества становятся для автора своего рода пунктирами, по которым, по его мнению, Господь проводит линию Своего Промысла…

 

Еще одна отличительная черта проекта — попытка через музыку (и шире — через культуру) объяснить политические и духовные процессы. И тут Медушевскому, признанному российскому теоретику музыки, ближе и понятнее тенденции, которые сменяли друг друга в музыке. Именно от этого он отталкивается в описании тех или иных явлений. Мы предлагаем вашему вниманию только последнюю часть Хронологии, в которой описываются события начиная с 1900-х годов. Времени, быть может, самого трагического в русской истории. Времени великой русской катастрофы, но и времени великих нравственных побед.

 

Надеемся, этот труд поможет читателям лучше понять драматизм советского времени и последующей перестроечной эпохи, а в скоплении как будто случайных, разрозненных фактов для нас откроется дивный Промысл Божий, через все испытания ведущий наш народ по пути к Вечности.

 

Антон Жоголев

 

 


1900-е годы. XX век

 

1890-1940-е

 

— Интенсивное потепление. Уровень воды поднялся на 10 сантиметров.

— Вторжение языческого начала, интерес к африканским и иным неевропейским ритмам, танцевальным телодвижениям.

 

1900

 

— По данным последней императорской переписи в России в 1900 году проживало 150 миллионов человек.

— (1900-е годы) воинствующее разрушение Православия. Лозунги «Религия — опиум для народа», «Христианство — религия рабов». Приняв эти лозунги, потеряв с ними веру и рассудок, народ открыл себя манипуляторству рвущихся к власти темных сил. «В России бунт можно начинать только с атеизма» (Ф.М. Достоевский).

— Пекин. Императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Опубликована «Декларация о войне»: «Ихэтуани» атаковали русские части Заамурского округа, охранявшие участки строящейся в Манчжурии русской Китайско-Восточной железной дороги, начав разрушение железнодорожного полотна и станционных построек и убивая строителей. Российская стотысячная армия оккупировала Маньчжурию.

 

— На острове Крит начал раскопки А. Эванс: открытие Кносского дворца, напоминающего Лабиринт из мифа о Тезее, открытие Крито-Микенской культуры, погибшей в результате взрыва острова Санторина.

— А. Чехов. «Дядя Ваня».

— Лев Толстой. «Живой труп».

— 1 января на Московском телеграфе керосиновое освещение заменено электрическим.

— 14 декабря — рождение квантовой механики Макса Планка (излучение осуществляется не непрерывно, а порциями).

— «Три разговора» (об Антихристе) Соловьева. Смерть философа.

— «Учение о логосе в истории» С.Н. Трубецкого (1862-1905).

— «Протестантская этика и зарождение капитализма» Макса Вебера.

— «О многообразии религиозного опыта» Джемса.

— «Возникновение герменевтики» В. Дильтея (1833-1911).

— «Природа и история» В.В. Розанова (1856-1919).

— «Сирень», «Царевна-лебедь» Врубеля.

— «Будденброки» Т. Манна.

— «Сестра Керри» Теодора Драйзера.

— Четвертая и Пятая симфонии Малера.

— (1900-1911) «Песни Гурре» Шенберга.

 

1901

 

— 12 марта Царь Николай вскрывает в Гатчине адресованное ему Павлом I письмо с пророчеством прозорливого иеромонаха Авеля о гибели династии и пленении России третьим (условно: "большевистско-еврейским") — после татарского и польского — игом, тоже не вечным. «В утро 12 марта 1901 года и Государь, и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной веселой прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что они обрели в том ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о будущем 1918 годе как о роковом для него лично и для династии» (Мемуары М.Ф. Герингер, обер-камерфрау императрицы Александры).

 

— † схимонах Никита, Валаамский старец.

— (1901-1909) 26-й президент США Теодор Рузвельт. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

— К.К. Жиллетт запатентовал безопасную разборную бритву.

— «Песнь о Буревестнике» М. Горького, «Три сестры» А.П. Чехова.

— Отлучение от Церкви Льва Толстого.

— А.С. Голубкина (1864-1927), скульптурные горельефы «Пловец» и «Волна» на фасаде МХТ в Москве.

— Опера «Добрыня Никитич» Гречанинова.

— Десятая тетрадь Лирических пьес Грига (№ 1 — «Это было однажды». № 3 «Кобольд»).

— С. Рахманинов. Второй фортепианный концерт («С первого колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия… Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская». Н.К. Метнер), Десять прелюдий (ор. 23), сюита № 2 для двух фортепиано, виолончельная соната.

— Равель. «Игра воды».

— 8 апреля, на Пасху Христову, — торжественное открытие и освящение Большого зала Московской консерватории. Газеты того времени писали: «На торжество собралось избранное столичное общество. Присутствовавших было более двух тысяч человек. Съехалась чуть не вся интеллигенция российской империи: композиторы, поэты, художники, духовенство, военные чины. На церемонии присутствовали послы: Германии, Франции, Англии, Америки, Италии, Греции, Испании, Швеции, Японии. Постановлением Императорского русского музыкального общества приглашены следующие святыни: Иверская икона Божией Матери, образ Спаса Нерукотворного, образ Святителя Николая Чудотворца, святыни Успенского Собора и местного прихода. По прибытии Его Императорского Высочества Великого князя Константина Константиновича Романова началось молебствие».

 

«Настоящей музыке служат, а не прислуживают… Чтобы быть её проводником, надо иметь чистую душу, трудолюбие и помыслы творца. Ибо душа и Божья милость избранника создают впоследствии настоящее чудо» — слова из выступления великого князя Константина Константиновича Романова.

 

Царь Николай II, внесший денежный вклад в открытие зала, прислал приветственное слово: «Русский Императорский Дом никогда не был в стороне от тех личностей, которые создавали славу государства Российского, всегда был союзником и помощником во всех начинаниях среди деятелей науки, культуры, искусства и образования. Вложенные средства в новое детище впоследствии дадут плоды и послужат на благо народа и его будущего».

 

1902

 

— Россия и Китай подписали договор, предусматривающий вывод российских войск из Маньчжурии при гарантии интересов России в регионе.

— В.И. Ленин. «Что делать?».

— Г. Mapкони передал радиосигналы через пролив Ла-Манш.

— «На дне» М. Горького.

— Л. Толстой богохульно заявляет: нет книги вреднее Библии.

— «Демон поверженный» Врубеля.

— «Водоем» Борисова-Мусатова.

— «Кащей Безсмертный» Римского-Корсакова.

— Женитьба Рахманинова, кантата «Весна», романсы ор. 21 («Сирень», «Здесь хорошо»).

— Опера «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси.

 

1903

 

— 17-19 июля. Великие торжества в Сарове: открытие мощей Преподобного Серафима Саровского. 20 июля Царю Николаю вручено запечатанное письмо Преподобного Серафима, которое он завещал передать Царю через 70 лет после его смерти, последовавшей в 1833 году.

Дивеевская монахиня Серафима так описывает прибытие Государя и Семьи в Дивеево:

 

«…поехали к Елене Ивановне Мотовиловой. Государю было известно, что она хранила переданное ей Н.А. Мотовиловым (1808-1879), «служкой» прославляемого Святого, письмо, написанное самим Преподобным Серафимом и адресованное Государю Императору Николаю Второму. Это письмо Преподобный Серафим написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову со словами: «Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней. Пусть она ему передаст».

 

По поводу этого письма участник Саровских торжеств 1903 года игумен Серафим пишет: «Преподобным Серафимом, еще при жизни, было написано по откровению Божию собственноручно письмо к тому Царю, которому будет суждено приехать в Саров и Дивеево, и передал его другу Мотовилову. Это письмо было вручено лично Государю Николаю Второму в Дивеево 20 июля 1903 года. Что было написано в письме, осталось тайной. Только можно предполагать, что святой прозорливец ясно видел все грядущее, а потому предохранял от какой-либо ошибки и предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в Вере, что все что свершится, свершится не случайно, а по предопределению Предвечного, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

«Во время прославления в Дивееве жила знаменитая на всю Россию Христа ради блаженная Паша Саровская. Государь был осведомлен не только о Дивееве, но и о Паше Саровской. Император со всеми Великими Князьями и тремя Митрополитами проследовали из Сарова в Дивеево, куда на торжество собралось около 200 тысяч человек.

 

Блаженная Паша, ожидая Государя, не велела готовиться особо, но попросила сделать из глины девять солдатиков и сварить чугунок картошки в мундирах. Матушка игумения приказала вынести из келий блаженной все стулья и постелить большой ковер. Их Величества, Великие Князья и Митрополиты едва смогли войти все вместе в эту маленькую келию. Паша, когда Государь вошел, взяла палочку и посшибала головки у всех солдатиков, предсказывая их мученическую кончину (на самом деле погибло 11 человек, ибо двое из близких Царской Семье пожелали остаться и стать соучастниками страданий Царственных Мучеников), а к трапезе предложила картошку в мундирах, что значило суровость их последних дней. Потом блаженная сказала: «Пусть только Царь с Царицей останутся». Государь извиняюще посмотрел на всех и попросил оставить его и Государыню одних, — видимо, предстоял какой-то очень серьезный разговор.

 

Все вышли и сели в свои экипажи, ожидая выхода Их Величеств. Матушка игумения выходила из келий последняя и слышит, как блаженная Паша, обращаясь к Царствующим Особам, сказала: «Садитесь»". Государь оглянулся и, увидев, что негде сесть, смутился, а блаженная говорит им: «Садитесь на пол». Великое смирение — Государь и Государыня опустились на ковер, иначе бы они не устояли от ужаса, который внушало то, о чем им говорила Паша Саровская.

 

Все, что она им сказала, потом исполнилось, то есть гибель России, Династии, разгром Церкви и море крови. Беседа продолжалась очень долго. Их Величества ужасались, Государыня была близка к обмороку, наконец она сказала: «Я вам не верю, этого не может быть!» Надо понять состояние Императрицы! Ведь это было за год до рождения Цесаревича Алексея, а они очень хотели иметь Наследника, и Параскева Ивановна (Паша) достала с кровати кусочек красной материи и протянула Императрице: «Это твоему сынишке на штанишки, и когда он родится, то поверишь тому, о чем я говорила Вам», — так описывает этот эпизод упомянутая нами выше «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (4.2), составленная по благословению и при участии Митрополита Серафима (Чичагова) (1856-1937).

 

— Совет Преподобного Серафима святому Царю-Мученику Николаю — как удержать Россию над пропастью. Нужно «отказаться Государю и Государыне от личного счастья, принять монашеский постриг, Государю же — Патриаршество и регентство над сыном, как это было при избрании на Царство первого Романова — Михаила» (К прославлению Царя-Мученика в России. М., 1999. С. 324). Предложенная Государем жертва была отвергнута членами Священного Синода (Архиереи встретили предложение молчанием). Что касается опаснейшей болезни Царевича, то Г.Е. Распутин предсказывал «великому Самодержцу», как он его называл, полное выздоровление к 13-14 годам.

 

— Прославление Преподобного Серафима Саровского.

 

— 23 августа Царь Николай II подписал приказ о совершении в армии панихид в Дмитровскую субботу по усопшим воинам ради духовных связей с прошлым. Дмитровская родительская суббота совершается в память о погибших на Куликовом поле русских ратниках.

В настоящее время Дмитровская суббота совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.

 

— 28 декабря отошел ко Господу блаженный Корнилий Крыпецкий (прославлен в чине местночтимых святых 10 января 2000 г.). Завещание-пророчество монаха Корнилия, блаженного и прозорливого, о его погребении «головою на север»: «и будет это погребение на бедствие России», но, говорил он, что бедствия России кончатся, как только тело будет предано земле по Христианскому чину лицом на восток.

Любимое его изречение: «Другому пожелаешь — себе получишь!»

Знал всех усопших.

Имел простой нрав — и с пьяницей посидит, никого не осуждал. Юродствовал, надевая личину пьяницы (но говорил Василию Графову: «Мне вино пить, что на крест идти».

Своему духовнику каялся в чужих грехах.

Чтил святого Пророка Илию, побуждал молиться ему — «а то плохо будет» (мировая война 1914 года была объявлена 19 июля по старому стилю в канун Ильина дня).

Рассказал одному человеку всю его будущую жизнь. Тот решил проверить, пошел к другому юродивому, Матфею, а тот говорит ему: «Ну чего ты ко мне бредешь?! Тебе же Корнилий рассказал всю твою жизнь». Дал совет одному человеку: «Не много ты знаешь молитв, — поминай же тех, кто умер на твоей памяти, — и спасешься».

Молился, чтобы Господь помиловал монастырь, — и молнии ударили рядом, расщепив в щепы пять берез на скотном дворе.

Исцелил слепую девочку. На могилке старца встала на расслабленные ножки девочка.

Предрекал и страшный голод. Предсказал день и час своей смерти. Говорил, что тело не опустят в день отпевания в землю. Так и было: хоронили без настоятеля. «Похоронят меня — вся Россия заплачет». «Когда тело мое переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России».

Предсказывал: «Монастырь наш станет Лаврой». Спел тропарь, который будут ему петь.

 

— Второй Сионистский Конгресс. Отказался от решений Великого Синедриона 1807 года.

— Министр иностранных дел России Плеве принял лидера сионистского движения Теодора Герцля.

— Масоны из Франции во главе с оккультистом (позднее великим магистром «Восточной ложи») Анри Папюсом и Вашоном основали в столице России ложу и ее филиалы в городах Империи, но вскоре были изгнаны.

— Второй съезд РСДРП, победа большевиков.

— Г. Форд применил метод поточного производства на своем новом автомобильном заводе.

— Американцы братья Райт совершили первый полет на самолете: при скорости 50 километров в час Орвилл Райт продержался в воздухе 12 секунд.

— В. Эйнтховен изобрел электрокардиограф — прибор для записи работы сердца.

— «Зов предков» Джека Лондона.

— «Вишневый сад» А.П. Чехова.

— Десять прелюдий ор. 23, Вариации на тему Шопена Рахманинова.

— Пятая симфония Малера.

— Опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

 

1904

 

— Рождение Наследника Цесаревича Алексея.

 

— Стеклянные лампы-диоды Джона Флеминга стали непременной частью радиооборудования.

— «Шестикрылый серафим», «Жемчужина» Врубеля.

— (1904-12) «Жан-Кристоф» Ромена Роллана.

— «Сказание о невидимом граде Китеже…» Римского-Корсакова.

— Третья симфония Скрябина.

— «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» Рахманинова.

 

1905

 

— Первая русская революция.

 

17 апреля (Пасха) —обнародован «Именной Высочайший Указ об укреплении начал

веротерпимости.

 

1905-1917— «золотой век» старообрядчества, вышедшего из изоляции и активно включившегося в общую жизнь. Зарегистрировано свыше 2000 старообрядческих общин. Официальный статус приобрели Освященные соборы Старообрядческой Церкви, Епархиальные съезды, Всероссийские съезды старообрядцев. Возникли старообрядческие общественные организации, налажен выпуск периодических изданий. Книгоиздательство «Знаменное пение» начало массовый выпуск старообрядческих печатных певческих книг. В старообрядческом храмостроительстве – неорусский стиль. «Старообрядческое возрождение» поддержали купцы-меценаты М.И.Бриллиантов, А.И.Морозов, П.П. Рябушинский, Третьяковы, Бахрушины и др. 25 марта 1908 г. Женский старообрядческий хор Богородско-Глуховской мануфактуры А.И.Морозова первым выйдет на концертную эстраду — в Большом зале Московской консерватории. С 1907 года на средства А.И.Морозова выпускаются грампластинки с записями знаменных песнопений. В 1912 году откроется Старообрядческий богословско-учительский институт.

 

— между США и Китаем проложен подводный кабель для телеграфной связи.

 

— Учрежден «Союз русского народа». По чину св. Апостолов были положены две записки перед иконой Тихвинской Божией Матери. Вынутая игуменом Арсением записка оказалась с благословением Богородицы. Вслед за благословением Царицы Небесной создание союза благословил св. прав. Иоанн Кронштадский, и сам вступивший в союз, ради спасения России объединивший в своих рядах представителей всего народа. В союз вступили Государь Николай II с царевичем Алексием, будущие Патриархи Тихон, Сергий, Алексий I, практически все будущие новомученики и исповедники Российские. Союз был очернен и оболган газетами либералов.

 

С. А. Нилус включил «Протоколы сионских мудрецов» в свою книгу «Великое в малом».

 

— Цусимская битва. Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского уничтожена в Цусимском проливе после семи с половиной месяцев плавания из Балтики мимо мыса Доброй Надежды.

 

— В марте Государь сообщил членам Священного Синода свое предложение, согласованное с Императрицей: оставив престол сыну и учредив при нем регентство из Государыни Императрицы и брата Михаила, принять монашество, священный сан и стать Патриархом. От неожиданности никто не мог проронить ни слова. Государь вышел и больше не возвращался к этому вопросу.

 

— Пророческое предупреждение святого праведного Иоанна Кронштадтского. В случае отхода народа от веры и Самодержавия русский народ «будет несчастливейший из народов, порабощенный уже не прежними суровыми помещиками, но врагами всех священных устоев его тысячелетней жизни, — врагами упорными и жестокими, которые начнут с того, что отнимут у него возможность изучать Закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи святых угодников Божиих, собирая их в анатомические театры».

 

— Царь Николай II получает благословение на мученическую смерть у старца Варнавы из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры. Крестный путь Государю предсказал в своей келии и знаменитый старец Варнава из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры, предрекая «небывалую еще славу Царского имени его…» Николай II пришел к старцу с покаянием в начале 1905 года. О содержании беседы Императора со старцем Варнавой точных сведений нет. Достоверно известно лишь то, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить»…

 

— Статья Эйнштейна о теории относительности.

— Опера «Саломея» Р. Штрауса.

— Сонатина Равеля.

 

1906 

 

— Царь Николай II утвердил Основные государственные законы, провозгласил Основной закон Российской империи, в котором подтверждается принцип Самодержавия. Председателем Совета министров назначен П.А. Столыпин. Первая Государственная Дума. Столыпин — министр внутренних дел.

— Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает русский народ о перспективе появления самозваных «самодержцев». Этими самодержцами будут «инородцы и иноверцы, враги России и веры Православной, которые намереваются лишить церкви исконного благолепия, небоподобного Богослужения, лишить их имуществ и свободы и совсем закабалить и русских, и веру их, а свои «веры» сделать господствующими».

 

— «Синяя птица» Мориса Метерлинка

— «За волшебным колобком» Пришвина.

— Кубизм: Пикассо, Брак, Леже.

— Восьмая симфония Малера.

— (1906-21) «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси.

— (1906-07) «Чудесное путешествие Нильса…» Сельмы Лагерлеф.

 

1907

 

— Вторая Государственная Дума. 16 ноября 1907 года П.А. Столыпин обращается к Думе на ее заседании с речью «Дайте России покой!»: «Правительство должно избегать лишних слов, но есть слова, выражающие чувства, от которых в течение столетий усиленно бились сердца русских людей. Эти чувства, эти слова должны быть запечатлены в мыслях, отражаться в делах правителей. Слова эти: неуклонная приверженность русским историческим началам в противовес безпочвенному социализму. Это желание, это страстное желание обновить, просветить и возвеличить Родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада, это, наконец, преданность не на жизнь, а на смерть Царю, олицетворяющему Россию».

 

† К.П.Победоносцев. «Мы не должны Министерство Народного Просвещения превращать в министерство народного растления».

 

— Построено здание типографии «Утро России» в Страстном проезде в Москве по проекту Ф.О. Шехтеля (1859-1926).

— П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» — эта дата считается годом возникновения кубизма.

— В Москве организована выставка «Голубая роза», под этим же названием определилось объединение московских художников.

 

— «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» Льва Тихомирова предостерегает: апокалиптическая «Жена Любодеица есть никто иной, как Россия, изменившая Богу», ибо: «Ни одна нация не сливала так своего гражданско-политического бытия с церковным, как Россия. Только древний Израиль представляет с нею в этом аналогию, ибо даже и Византия несла в себе наследство политического учреждения — древнего Рима, а Россия, подобно Израилю, родилась вместе с обручением Господу. Если это печальное предположение верно — то и суд над великой Любодейцей, и ее уничтожение десятью царями, вассалами Антихриста, — все это исторически должно быть относимо к судьбам России».

 

— Новые грозные пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Царство Русское колеблется, близко к падению.

…И чем бы мы стали Россияне, без Царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия — не Россия… Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению».

«Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города». «Самодержавие — единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи».

 

— † святой праведный Илия Чавчавадзе (канонизирован Грузинской Православной Церковью в 1987 г.). «Христос распялся ради нас, и мы распялись ради Него. Этой маленькой Грузии раскрыли грудь, и на ней, как на скале, возвели храм Христианству. Строительным камнем кости свои клали и раствором — кровь свою, и врата адские не сокрушили его», — писал грузинский поэт.

 

— «Железная пята» Джека Лондона.

— «В краю непуганых птиц» М.М. Пришвина (1873-1954).

— «Гамбринус» Куприна.

— Горький написал роман «Мать».

— В Эйзенахе (Германия) основан музей И.С. Баха.

— «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

— «Поэма экстаза» Скрябина.

— Вторая симфония, Первая фортепианная соната Рахманинова.

— Опера «Ариадна и Синяя борода» П. Дюка.

— Равель: опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» (1907-12).

— (1907-13) С.П. Дягилев организовал за границей «Русские сезоны».

— «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» Бузони (рус. пер. — СПб, 1910): «Музыка рождена свободной».

 

1908

 

— В ночь на 1 января 1908 года святой праведный Иоанн Кронштадтский видит пророческий сон о всей последующей истории России и человечества с начертанием дат: 1913, 1914, 1917, 1922 и др. Среди тем и образов видения — реки крови, падение трона, люди со звездой во лбу, певшие: «Вставай, проклятьем заклейменный», звери, терзавшие Помазанника («Могилы моей не ищите», — сказал он), великое число прославленных Богом мучеников за веру, огромное множество убиенных во чреве, живоцерковная ересь, огромное число измученных, воспитанных не Святым Духом, а красным знаменем, восстановление Православия на малое время, затем новые мучения, клеймление людей, Иерусалимский храм, на котором звезда, вокруг миллионы желавших протиснуться внутрь, конец антихриста.

 

— † великий чудотворец, святой Иоанн Кронштадтский. «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и чистоты нравов…». (И.К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский. Свято-Ильинское издание, 1979 г., т. I, с. 192). «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами» (Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых. Москва, 1998, с. 176).

Пророчество святого о восстановлении России после падения: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

 

— † Московский чудотворец — протоиерей Валентин Амфитеатров.

— В Англии впервые в мире введено меняющееся летнее и зимнее время. Оно способствует запанибратскому обращению с мирозданием: не себя вписать во время, а время приспособить к себе. В 1917 году меняющееся время в России введут большевики. Ныне, в XXI веке, существует конвенция, согласно которой все европейские государства не могут отменять летнее время. К соглашению присоединилась даже Япония, которая долгое время игнорировала «перевод стрелок». (В России переход на зимнее время отменен в 2011 году указом президента Д.А. Медведева).

 

— Счетчик, созданный Гейгером, впервые применен для обнаружения и замеров радиации.

— Г. Минковским теория относительности изложена в форме псевдоевклидовых геометрических соотношений четырехмерного пространственно-временного мира.

— В Петербурге основана Народная консерватория.

— Пьеса-сказка М. Метерлинка «Синяя птица» (постановка).

— В Москве основана «Музыкально-теоретическая библиотека».

— В Вене основан музей Ф. Шуберта.

— (1908-14) «Отчаяние», «Наваждение», токката, Первый фортепианный концерт, «Сарказмы» Прокофьева.

— Первый скрипичный концерт Б. Бартока.

— «Ночной Гаспар» Равеля.

 

1909

 

— Компания «Дженерал Электрик» выпустила электрический тостер.

— «Мартин Идеен» Джека Лондона.

— «У стен града невидимого» М. Пришвина.

— «Кикимора» Лядова.

— Третий фортепианный концерт Рахманинова. Однажды С.В. Рахманинова спросили о главной теме Третьего фортепианного концерта: не заимствована ли она из церковных крюковых книг? — уж очень она напоминает старинный лаврский распев «Гроб Твой, Спасе, воини стерегущии». Сергей Васильевич ответил: «Нет. Просто так написалась!».

 

Т.Маринетти, основатель футуризма и учитель Муссолини: «Человек, испорченный

библиотеками и затюканный музеями, не представляет больше ни малейшего интереса… Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку к дерзновенности. Хотим восславить агрессивность, лихорадочную безсонницу и кулачный бой… Мы воспеваем наглый напор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и мордобой».

 

— Поэма «Остров мертвых» Рахманинова.

— Пять пьес для оркестра, монодрама «Ожидание» А. Шенберга.

— Прославление Жанны д`Арк, 16 мая 1920 года канонизирована Римско-католической церковью.

— С.М. Волнухин (1859— 1921), памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве.

— Открыт памятник Александру III скульптора П.П. Трубецкого (1866— 1930).

 

Источник: портал православной газеты «БЛАГОВЕСТ»

9 ноября 2017   Просмотров: 10441   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.