Рубрика: » » Хочешь уничтожить народ - уничтожь его язык

Хочешь уничтожить народ - уничтожь его язык

Во второй половине пятидесятых годов XX века (т.е. с началом хрущевской оттепели) руководство СССР решило предпринять непродуманную затею - организовать множество специализированных английских школ.

 

Наряду с гораздо меньшим количеством французских, немецких, математических, физических и др., которые в одночасье сделались элитными. Такое искусственное насаждение англомании явилось фатальной ошибкой.

 

Во-первых, оно затормозило расцвет русского языка и культуры, переключив внимание на западные языки, исторические и культурные реалии и т.п.

 

Дело в том, что любой естественный язык тянет за собой целый шлейф культурных и исторических ассоциаций. Даже отдельные слова, точнее, выражаемые ими понятия, имеют архетипические и культурно-стереотипные смыслы. А тексты, созданные в рамках той или иной культуры на том или ином языке, полны этнокультурным и этнолингвистическим материалом (реалиями, символами, аллюзиями, идиомами, расхожими метафорами, пословицами, поговорками, крылатыми фразами и т.п.).

 

Практически в каждом тексте содержится оценка обсуждаемого материала, таятся идеологемы и мифологемы. Через тексты все эти смыслы внедряются в сознание, формируя наши архетипы, стереотипы, гештальты и проч. концептуальные образования. В то же время, если интенсивно насаждается иноязычный и инокультурный материал, то он вполне способен вытеснить родные концепты.

 

Что касалось образования, то там был неразумный космополитический перекос. Если бы в нем преобладал национальный уклон, то это способствовало бы развитию русского языка и культуры, приумножило бы созданные на них произведения, обогатило бы их как качественно, так и количественно.

 

Во-вторых, затея с английскими спецшколами сыграла впоследствии злую шутку, превратив  нашу страну после развала СССР, помимо экспортера сырья, в своеобразный "виварий" человеческого материала для экспорта на Запад.

 

Делая английские школы элитными, руководство косвенно подстрекало нездоровый интерес к английскому языку и англоязычной культуре. Казалось бы, это делалось для приобщения людей к иноязычной культуре и просвещения их о жизни там. Но наповерку все оказалось сложнее. Образы англосаксонской культуры проникали в сознание, причем маркированы они были как престижные, высшего качества.

 

Помнится, я, еще учась в 6-м классе английской спецшколы, имела голубую мечту - жить в Англии и учиться в Оксфордском университете, а к 8-му классу мои помыслы устремились к Америке, к ее ковбойскому Техасу. Смешно и глупо, конечно. Однако откуда могли взяться такие мысли, если они не были привиты с детства в ходе вполне официального школьного образования (в странном сочетании с ортодоксальной социалистической идеологией)?

 

Кто-то возразит, что в советских учебниках по английскому было немало "неанглийского": текстов гуманистических, критикующих англосаксонский империализм и колониализм, выдержанных в духе марксизма-ленинизма  или посвященных русской истории. Однако все равно в учебниках преобладали тексты, отражающие идеологемы и мифологемы англосаксонской культуры.

 

С конца восьмидесятых годов XX столетия, когда разлился мутный поток антисоветской пропаганды, Запад стал восприниматься как эталон демократии и единственного прогрессивного пути развития. При этом абсолютным воплощением прогресса стала англосаксонская история, а  высшим достижением человечества - англосаксонская культура.

 

Итак, благодаря неразумной затее Хрущева, мы добровольно стали подобием колонии Англосаксонии, признав приоритет ее языка и культуры и во многом восприняв ее восприятие реальности. А заодно способствовали тому, что ее язык надолго, если не навсегда, закрепился в качестве всемирного.

 

Потому все продолжается нескончаемый исход наших соотечественников за рубеж, уезжающих без угрызений совести и сожалений, быстро забывая родную культуру и язык. Не спасают ситуацию и родные архетипы и стереотипы, оказавшиеся хрупкими перед иноязычным и инокультурным доминированием - так же, как и русские национальные ценности бескорыстия и духовности.

 

Впрочем, в сознании многих эмигрантов и "западников" архетипы и стереотипы родной культуры остаются и своеобразно преломляются. Многие адепты западной культуры не ассимилируются с ней, но сохраняют свою идентичность. Точнее, застревают "в пограничной зоне" двух ментальностей. Часто случается их одиозное перевоплощение в диффаматоров бывшей Родины и всего, что с нею связано. При этом, однако, они не в состоянии порвать с ней связь. Их диффамация сродни известной в психологии ненависти обидчика к обиженному, предателя к преданному - это как бы самооправдание тем, что жертва "сама виновата, потому что плоха".

 

Что касается постсоветской эпохи, то с начала 1990-х русская культура и язык фактически капитулировали перед англосаксонским засильем. Эрозия национальных архетипов и ценностей теперь начинается в России с раннего детства - прежде всего, через СМИ, но также и через образование и потребление.

 

Следует признать, что язык издавна являлся мощным оружием колонизации. Рассмотрим наиболее яркий пример - пример бывших колоний и доминионов Британской империи. О насаждении английского языка в Северной Америке и Австралии, сопровождавшемся физическим уничтожением туземного населения, говорить не будем. Возьмем те случаи, когда язык колонизаторов принимался добровольно.

 

Большой капитал часто колонизировал многонациональные народы, не имевшие единого языка, а некоторые из них - и государственности. Поэтому народы, которые колонизировала, скажем, Британская империя, были даже рады признать язык колонизаторов своеобразным койне - языком межплеменного общения. В ситуации искусственно подогреваемой вражды между народами и племенами (принцип "разделяй и властвуй"), английский язык служил объединяющим фактором. В разговорной форме койне пиджинизировался и служил как в общении с колониальными властями, так и с соседними племенами. Обычно же он перемещался в сферу официального и культурного общения, был признаком образованности, элитарности и заставлял все новые поколения стремиться к овладению им. Вместе с тем, такое положение вещей способствовало торможению развития или угасанию литературных национальных языков.

 

Уже формально освободившись от колониальной зависимости (но в большинстве случаев находясь в путах неоколониальной), практически вся Африка, многие страны Азии (включая Индию, Пакистан, Таиланд и т.д.) используют язык бывших колонизаторов в качестве  государственного. А их колониальное прошлое, подернувшись пеленой забвения, уже не представляется  полным крови и эксплуатации. Более того, к примеру, бывшие колонии в Содружестве наций (ранее Британском содружестве), в которых монарх Британии де-юре остается главой государства, добровольно и даже с радостью принимают за эталон англосаксонские государственные политические институты и культуру.

 

Так, общаясь с молодыми индианками, приехавшими по обмену преподавать в Россию, я узнала, что сейчас официальная индийская точка зрения такова, что британская колонизация принесла Индии как вред, так и пользу, причем пользы больше, чем вреда, поскольку объединила страну и ввела разумные государственные институты. Английский язык и европейское образование эти девушки считают исключительно престижными (а вот холодная и лишенная лоска российская действительность заставляет недовольно морщить носики).

 

Знакомый нигериец, волею судеб изучающий экономику в провинциальном российском вузе, вообще не понял вопроса о том, как в нигерийских учебниках по истории освещается колониальное прошлое Нигерии. Он с гордостью заговорил о том, что Нигерия - бывшая колония Британии, ныне член Содружества наций, переняла британскую систему образования и использует британские учебники.

 

Значит, историю колоний пишет бывший колонизатор!

 

При этом идет колоссальный проанглосаксонский идеологический прессинг через СМИ и экономический прессинг через ограничение торговли, инвестиций в  страны, дерзнувшие проводить независимую политику. Вспомним зимбабвийского президента Мугабе с его обвинением Британии в белой гегемонии и решительным выходом из Содружества.

 

До сих пор не прекращается травля этого лидера, применение разнообразных санкций со ссылкой на попрание "прав человека" - то есть белого меньшинства, потомков колонизаторов, по-прежнему претендующих на привилегированное положение в обществе. Были и попытки организации переворота в Зимбабве.

 

Memento servitudinem! Видимо, забылись столетия рабства, колониализма, жестокого подавления восстаний против произвола колонизаторов (в Нигерии: в 1907-08 в Лагосе; в 1908-13 в Калабаре, Ониче, Ондо, Абеокутс и др.; в 1918 -  в Эгбе;  в 1929 г. - в Абе, Калабаре и т.д. вплоть до 60-70-х годов 20-го столетия). Были стерты из памяти организованные колонизаторами геноцид, этнические войны, голодоморы, эпидемии и опиумная торговля.

 

Все, кажется, смирились со странной пандемией СПИДа в Африке, и никого не удивляет тот факт, что процент носителей ВИЧ является наивысшим в бывших британских колониях на юге и востоке Африки (2003, http://mwcnews.net/content/view/5429/26/). Кстати, даже в относительно благополучной ЮАР носителей ВИЧ - около 5,7 миллионов человек, а белое меньшинство предпочитает  не выходить из автомобилей, чтобы избежать контакта с черными. Та же проблема (СПИД) обуславливает низкую среднюю продолжительность жизни в Нигерии - всего около 47 лет.

 

История Англосаксонии вообще покрыта завесой благообразия. О ее преступлениях в приличном обществе говорить не принято.

 

Но вернемся к бывшим британским колониям. Благодушная позиция бывших колонистов к своим колонизаторам объясняется рядом причин. Во-первых, их историю пишет колонизатор. Во-вторых, многие из них приспособились к навязанной им вестминстерской политической модели, встроились в экономику Содружества наций. В-третьих, у большинства из них появилась привычка к патернализму. Включенность в англосаксаксонский мир позволяет использовать различные бонусы со стороны бывших колонизаторов: благоприятный режим торговли, преференции, финансовые инвестиции и т.д., отчего эти страны экономически выигрывают по сравнению с полностью эмансипировавшимися  соседями.

 

Однако дело не только в этом. Столетия рабства, десятилетия колонизации заставляли их использовать язык, который одновременно был транслятором культуры колонизатора. Это обусловило восприятие мифологем и идеологем колонизатора, усвоение чужих смыслов бытия и  чужого понимания мира.

 

Последнюю мысль вполне можно перенести на наш предмет - англоманию в Россию.

 

Надо сказать, что культурная и идеологическая заряженность языка и речи отнюдь не игнорировалась отечественным языкознанием. На влияние "внутренней формы слова", несущей символическую нагрузку и влияющей на означивание предметов и явлений действительности, обращал внимание еще в XIX веке лингвист А.А. Потебня; психологический, социологический и мифологический аспекты языка рассматривал  И.А Бодуэн де Куртенэ; Л.В. Щерба  представлял язык социально обусловленным единством речевой деятельности, языковой системы и языкового материала; об идеологической сущности динамической стороны языка - речи - говорил В.Н. Волошинов.

 

Однако воцарившийся с середины 1950-х гг. формальный структурализм надел своеобразные шоры на языкознание, чем ограничил его исследовательские горизонты и не позволил пристальнее взглянуть на психолингвистическую сущность языка, на лингвокультурную ауру слова, а также на идеологическую  составляющую любого текста и дискурса. Тем самым не была замечена опасность языковой и культурной экспансии англосаксонского мира.

 

Продолжение следует.

 

Анна Ломако

3 июля 2017   Просмотров: 12633   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (3)
3 июля 2017 16:39

В Англии представители интеллектуальной и творческой элиты не занимаются оплёвыванием своей собственной культуры и истории, как это принято в России.

 

Например, в Англии было бы невозможно измазать грязью в книгах и в кино образ королевы Елизаветы 1, хотя она крови в Британии  и её колониях пролила куда больше, чем царь Иоанн Грозный.

 

В Британии никто бы не осмелился изобразить в кино облик короля Ричарда Львиное Сердце в образе подонка и мерзавца, каким российские кинематоргафисты сделали князя св. Владимира в кино "Викинг".

 

Никто бы не догадался приписать королеве Виктории кучу сексуальных скабрезных похождений, как это сделал кинорежиссёр Учитель в фильме про святого царя Николая Второго.

 

 

В Британии никто бы не признал тупого и примитивного Шнура с его шариковщиной  "выдающимся деятелем всех современных искусств". 

 

Почему-то в России представители элиты очень стремятся выискивать в своей истории всякое дерьмо, в 1000 раз всё преувеличивать и это распространять по всему миру, как "величайшую правду", в которой какая-то, типа,  особенная "сила"... В то время, как эта  сила может быть только одна -

сила саморазрушения.

 

Англичане уважают себя, чтобы не потерять себя же в глазах других.

 

Вот поэтому  в России англоманы сейчас везде. Особенно во власти.

 

И это не есть хорошо!

 

Когда же Россия сама себя примет? Без истерик и преувеличений?

        1
3 июля 2017 18:20

потому что у нас не русские во власти! все просто!!! именно поэтому они и унижают и разрушают все наше,они ненавидят нас,они грабят и уничтожают нас,непонятно еще???

        2
3 июля 2017 22:53

Цитата: Anna Ru
В Англии представители интеллектуальной и творческой элиты не занимаются оплёвыванием своей собственной культуры и истории, как это принято в России.
 
Например, в Англии было бы невозможно измазать грязью в книгах и в кино образ королевы Елизаветы 1, хотя она крови в Британии  и её колониях пролила куда больше, чем царь Иоанн Грозный.
 
В Британии никто бы не осмелился изобразить в кино облик короля Ричарда Львиное Сердце в образе подонка и мерзавца, каким российские кинематоргафисты сделали князя св. Владимира в кино "Викинг".
 
Никто бы не догадался приписать королеве Виктории кучу сексуальных скабрезных похождений, как это сделал кинорежиссёр Учитель в фильме про святого царя Николая Второго.
 
 
В Британии никто бы не признал тупого и примитивного Шнура с его шариковщиной  "выдающимся деятелем всех современных искусств". 
 
Почему-то в России представители элиты очень стремятся выискивать в своей истории всякое дерьмо, в 1000 раз всё преувеличивать и это распространять по всему миру, как "величайшую правду", в которой какая-то, типа,  особенная "сила"... В то время, как эта  сила может быть только одна -
сила саморазрушения.
 
Англичане уважают себя, чтобы не потерять себя же в глазах других.
 
Вот поэтому  в России англоманы сейчас везде. Особенно во власти.
 
И это не есть хорошо!
 
Когда же Россия сама себя примет? Без истерик и преувеличений?
 потому что рулит жи2

        3