Трагедия Святого Креста

14 июня 1995 г. в полдень в г. Буденновск Ставропольского края ворвалась чеченская банда Шамиля Басаева (около 200 боевиков), убивая всех, кто попадался на улицах, и захватила все административные здания.

 

По рассказу Басаева, он планировал добраться до аэропорта Минеральные воды и захватить самолет на Москву, но у него кончились деньги на взятки милиции, благодаря которым хорошо вооруженный отряд Басаева миновал несколько КПП и милицейских патрулей. Ехали на большегрузных "КамАЗах", маскируясь под военнослужащих федеральных сил, якобы вывозящих из Чечни "груз-200" – гробы с телами погибших воинов-сослуживцев. Басаев почти безпрепятственно преодолел укрепленную административную границу Чечни. Однако денег на взятки милиции, чтобы добраться до Минеральных вод, не хватило. После этого боевики решили провести террористическую акцию «в случайно оказавшемся на их пути городе Буденновск».

 

Бой с боевиками приняли местная милиция и солдаты части внутренних войск, расположенной в самом городе. Срочно вертолетами из Ставрополя были направлены части особого назначения. Около 80 боевиков захватили более 1800 заложников и шесть суток под дулами автоматов при изнурительном июньском зное удерживали их в главном корпусе больницы. В заложниках оказались старики, дети, женщины, больничный медперсонал, готовившиеся стать матерями роженицы, только что появившиеся на свет малыши.

 

Боевики выдвинули свое требование к властям: «Заложники будут освобождены в обмен на вывод российских войск из Чечни». Город был оцеплен, из Москвы прибыл спецназ "Альфа", "Вымпел", у которых изначально была четкая уверенность в неотвратимости штурма здания, к этому готовились три дня, собирая необходимую информацию.

 

17 июня рано утром в результате возникшей со стороны боевиков перестрелки начался штурм больницы. Спецназовцы освободили около сотни человек, сходу взяв не особо охраняемые террористами неврологическое и травматологическое отделения. Было обнаружено несколько трупов заложников, убитых бандитами в упор, мертвая 14-летняя девочка с перерезанным горлом – жертва группового изнасилования.

 

Когда же "Альфа" ворвалась на первый этаж центрального корпуса, боевики выставили живой заслон из сотен женщин, что заставило спецназ приостановить штурм внутри первого этажа данного корпуса. Прикрываясь заложницами, которых выставляли в оконных проемах с белыми простынями, боевики вели из-за них огонь как по бойцам "Альфы", так и по мирным жителям. Тем не менее снайперы, слаженно работая парами (один пугает заложника выстрелом в стену, другой поражает прячущегося за ним боевика), стали постепенно прореживать боевиков в окнах. Было ясно, что при продолжении штурма шансов у них нет.

 

И поскольку "Альфа" на первом этаже здания захватила основную часть вооружения, Басаев и его окружение запаниковали, казалось, еще час-другой – и им придет конец. Однако в эти минуты из Москвы поступила команда на немедленное прекращение штурма. Как стало известно позднее, на прекращении действий против террористов настоял депутат-правозащитник Сергей Ковалев, которому удалось уговорить главу правительства РФ Черномырдина сесть за "стол переговоров" с террористами, мотивируя это тем, что при штурме могут погибнуть все заложники. Вся страна помнит эти позорные "переговоры"...

 

Условия диктовал Басаев, Черномырдин с ним, как правило, соглашался: федеральные войска прекращают боевые действия в Чечне в ответ на освобождение основной массы заложников, а отряду Басаева дают автобусы, чтобы покинуть Ставрополье с остальными заложниками – "живым щитом". К больнице были подогнаны автобусы. Возник удобный момент для их штурма в сочетании с массированной снайперской поддержкой, – что и предложили силовики, однако им запретили это. Посадить в автобусы "своих" людей им тоже запретили. Боевики безпрепятственно ушли в Чечню, отпустив заложников на административной границе. Правительство "Ичкерии" наградило участников басаевского рейда высшими своими наградами, подарками, денежными премиями.

 

Итогом налета террористов на Буденновск стала гибель 129 русских людей, в том числе 18 работников милиции и 17 военнослужащих, огнестрельные ранения различной степени тяжести получили 415 человек. При нападении были уничтожены 16 боевиков – 9 на территории города и 7 в здании больницы.

 

Расследование обстоятельств налета на Буденновск шло более 5 лет, дело насчитывало более 150 томов, а в ходе предварительного расследования были собраны показания почти 1700 потерпевших и свидетелей. К 2007 году из 195 боевиков, участвовавших в нападении на Буденновск, 30 были уничтожены, 20 осуждены на сроки лишения свободы в среднем 11-12 лет, максимум – 15. Шамиля Басаева ликвидировали в результате спецоперации 10 июля 2006 г.

 

+ + +

 

Во время этих кровавых событий многие заложники в больнице и даже чеченцы видели являвшуюся им Богородицу. И в самом конце трагедии, утром в воскресенье 18 июня в праздник иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец", в небе на полчаса появился крест со скорбно обращенной к нему Божией Матерью. Ее видели даже атеисты. В связи с этим чудесным явлением к сороковому дню поминовения убиенных уроженкой города была написана икона Богородицы, названная Свято-Крестовской – по дореволюционному названию этого селения: Святой Крест. Празднование иконе "Свято-Крестовская Пресвятыя Богородицы" определено совершать 18 июня. Икона находится в храме этого города.

 

Один из священников ставит вопрос перед горожанами: случайно ли был избран для нападения бандитами с зелеными повязками на голове город, носивший прежде имя Святой Крест, но названный именем большевицкого военачальника, "героя гражданской войны"? (Опубликованы сведения, что Святой Крест посетил тогда Троцкий и расстрелял там 5 тысяч "контрреволюционеров".) Случайно ли больница, захваченная боевиками, находится на территории разрушенного большевиками монастыря, который связан с памятью Князя-Мученика Михаила Тверского?

 

В начале XIV века в кочевой ставке хана Золотой Орды, располагавшейся на берегу Терека, был замучен Благоверный Великий Князь Михаил Ярославич. У князя был выбор: остаться в живых, но навлечь карательный поход ордынцев на свою родину, либо поехать в Орду на верную смерть, предотвращая пролитие невинной крови на Русской земле. Святой Князь стал Первомучеником Православия на Северном Кавказе и одним из его Небесных покровителей.

 

Когда тело убиенного князя везли в повозке на Русь через город Маджары, располагавшийся на месте Святого Креста, была сделана остановка, и местные христиане попросили на ночь поставить гроб с телом мученика в храм. Сопровождавшие ордынцы не допустили этого и приказали положить тело в хлев. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столп от земли до неба в виде креста, а днем была видна над ним дивная радуга. Это было первое прославление Святого Князя Мученика, давшее название и этому месту: Святой Крест.

 

На месте, где просияли мощи Святого, в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о Первомученике Кавказа. После "безбожной пятилетки" в 1930-х годах от обители остались только келейные корпуса. Все храмы и стены были разрушены... И почти через семь столетий после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей от агарян. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял удар на себя за всю Россию. А явление Божией Матери можно считать предостережением о том, что при таком правительстве, если Россия не опамятуется, не покается, то превратится в сплошной Буденновск.

 

К сороковинам памяти невинно убиенных, совершавшимся 23 июля, новонаписанную икону Свято-Крестовской Богоматери после Божественной литургии Крестным ходом понесли по улицам к монастырю-больнице. Бывший монастырь, над которым было явление Богоматери, стоит на самом краю города. За ним открывается степь... Но наверное, еще ни одно событие здесь никогда не собирало столько людей воедино. Над городом плыло безконечно повторяемое песнопение «Пресвятая Богородица, спаси нас!». В центре Воскресенского монастыря перед Свято-Крестовской иконой был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь Святого Князя Михаила Тверского, кавказского Первомученика с желанием обязательно возродить и сам Воскресенский монастырь – первый на Северном Кавказе.

 

Храм в последующие годы построили. Но городу христианское имя так и не вернули...

 

Использованы материалы:

https://www.informacia.ru/2006/news10088.htm

https://www.rustrana.ru/article.php?nid=11676&sq=19,27,61,71&crypt=

 

Не забыть и не простить!

18 июня 2017 Просмотров: 6 517