Еврейство из пробирки выведет всех на "чистую воду"

Моя история очень похожа на историю Джозефа Пикрелла. Вот только произошла она не в Америке, а в России. Мне кажется, что многим будет интересно узнать о том, что и в нашей стране уже делают такие тесты. Да и просто хочется со всеми поделиться своим открытием. 


Я выросла в семье, где вопросами веры почти не интересовались. Родители, воспитанные в духе «воинствующего атеизма», в Перестройку приняли православие, поддавшись популярному тогда увлечению религией. Однако на этом дело и кончилось: в церковь не ходили, постов не соблюдали. Как и большинство моих сверстников, я росла ребенком, совершенно не задумывавшимся о Б-ге. Когда мы переехали в Москву, мне только-только исполнилось 15. С новыми одноклассниками общение не заладилось с самого начала: тому не способствовала ни моя подростковая замкнутость и угрюмость, ни статус «понаехавшей» провинциалки.

Только с Розой, невысокой полненькой хохотушкой, мы сдружились сразу. Вместе высмеивали манерность одноклассниц, готовились к геометрии, обменивались книгами, одновременно влюблялись... Именно Роза как-то принесла мне книжку Эрика-Эммануэля Шмитта «Дети Ноя», с которой и начался мой интерес к еврейской культуре. Тогда, еще будучи школьницей, я буквально поселилась в гостях у подруги, с огромным интересом наблюдая за традициями и обычаями, составлявшими повседневную жизнь ее семьи. Они странным образом резонировали со мной. Роза не раз в шутку говорила, что если не бабка, то прабабка моя точно была еврейкой. Чего не знаю — того не знаю: мать моя еще подростком ушла из дома, порвав всякие связи с родственниками, и разговоры о бабушках были в доме под запретом. Еврейское происхождение и звучные имена я придумывала им молча. Впрочем, к делу: мы давно уже не школьницы. Я учусь на биолога, Роза поступила на искусствоведа.

После одной из лекций по генетике я прибежала к ней с горящими глазами: нам рассказали про новые возможности в генеалогии, связанные с исследованием ДНК. По словам лектора выходило, что мне достаточно плюнуть в пробирку, чтобы узнать наконец правду о своих корнях. Если честно, разочарования боялась я страшно, однако любопытство все же пересилило. Нам оставалось только найти компанию, занимающуюся генетическим тестированием: лектор говорил, что в России такие тоже есть. В конце концов решили позвонить в одну известную компанию, которая сотрудничает с нашим биофаком. К нам оперативно прислали курьера с пробирками, мы в пробирки от души поплевали и стали ждать результатов (Роза не удержалась и тоже сдала тест на ДНК: интересно же).

А результаты получились ошеломительные. Тому, что генетический анализ обнаружил в числе моих предков евреев-ашкеназов, я даже не удивилась: восприняла это как долгожданное подтверждение того, что давно уже знала. Разумеется, до настоящей еврейки мне, воспитанной вне культурного и религиозного бэкграунда, далеко; однако теперь я чувствую себя... вправе со всей страстью, что ли, отдаться изучению еврейского наследия и еврейской веры. То, что тест на генетическом уровне подтвердил «еврейство» Розы, лишь убедило нас в его надежности. Самым удивительным оказалось другое: то, что мы с подругой — дальние родственницы. Совсем дальние, даже не знаю, как такое родство называется, но тем не менее. В общем, у меня теперь вместо подруги — семья, а генетическое тестирование — это вещь! На собственном опыте проверено.

 

Ольга Мокина


Проверься на «еврейство»

В апреле прошлого года 27-летний докторант Чикагского университета Джозеф Пикрелл отправил образцы своей слюны на генетический анализ в одну из ведущих калифорнийских лабораторий 23andMe. На протяжении многих лет Пикрелл занимается исследованием чужих ДНК, однако на этот раз он захотел узнать подробности собственного происхождения.

 

Результаты анализа ДНК показали, что часть предков Пикрелла происходит из Северной Европы, другая часть — из Средиземноморья.

 

Пикрелл и 11 его коллег и друзей отправили образцы своей слюны на анализ и получили результаты, обработанные специальной компьютерной программой. Компьютерный анализ показал, что Пикрелл и его приятель, адвокат из Нью-Йорка Дэн Ворхаус, происходят от евреев-ашкеназов. Пикрелл, воспитывавшийся в католической семье, был поражен этим открытием. Он обратился с расспросами к своей матери, которой удалось выяснить, что ее дедушка родился в Польше в еврейской семье, однако в юности он иммигрировал в США, где женился на католичке.

 

«Удивительно, что я узнал об этом благодаря генетическому тесту», — говорит Пикрелл.

 

Пройти тест на «еврейство» уже на протяжении многих лет предлагают лаборатории Family Tree DNA (Хьюстон) и DNA Tribes (Арлингтон). Специалистам удалось выяснить, что многие испаноязычные американцы являются потомками евреев-сефардов.

 

Предлагаемые сегодня ДНК-тесты основываются на изучении двух небольших участков генома: Y-хромосомы, которая передается строго по мужской линии, и митохондриальной ДНК, которую дети наследуют от матери. Данные участки ДНК передаются из поколения в поколение в неизменном виде, поэтому их анализ особенно эффективен для определения происхождения по отцовской и материнской линиям. Проследить всю родословную при помощи этого анализа, увы, невозможно. Тест, который предлагают сделать специалисты лаборатии 23andMe, в своем роде уникален, так как основан на анализе миллионов фрагментов ДНК, что позволяет не только с высокой точностью определить ваше происхождение, но и выявить предрасположенность ко многим распространенным заболеваниям.

 

По словам специалиста Майка Макферсона, у двух процентов из 40 тысяч человек заведомо нееврейского происхождения, которые тестировались в лаборатории, были обнаружены ашкеназские корни. В их числе 41-летняя Сиси Мур, которая только после прохождения теста узнала, что среди ее предков были евреи-ашкеназы. «Я всегда дружила преимущественно с евреями, да и меня саму часто принимали за еврейку, — признается она. — Забавно было узнать, что в этом есть доля правды».

 

Рихард Виллемс, специалист в области молекулярной антропологии из Тартуского университета, изучает генетические маркеры разных групп евреев. Он предостерегает от поспешных выводов, которые можно сделать на основе результатов теста. По его мнению, наличие в ДНК так называемого еврейского гена вовсе не означает, что в роду были евреи. Возможно, речь идет выходцах с Ближнего Востока вообще. «Если Пикрелл сумел найти подтверждение тому, что его прадед был евреем, тогда все правильно. Однако результаты теста не являются достаточным документальным подтверждением происхождения от той или иной этнической группы», — полагает Виллемс.

 

Сам Пикрелл говорит, что, несмотря на обнаруженные еврейские корни, становиться завсегдатаем синагоги он не собирается. Ортодоксальный раввин и практикующий врач Эдвард Рейхман из Нью-Йорка полагает, что «не гены определяют еврея». Тем не менее, по словам главы Family Tree DNA Беннета Гринспэна, многие из тех, кто узнали о наличии еврейских корней, затем переходили в иудаизм. Консерватиный раввин и преподаватель этики Американского еврейского университета в Лос-Анджелесе Эллиот Дорф приветствует подобные гиюры: «Мы готовы идти навстречу тем, кто открыл в себе еврейские корни. Несмотря на то что большинство узнавших о своем происхождении из генетического теста не могут считаться евреями по Галахе, многие из них начинают чувствовать глубинную связь с иудейской религией», — полагает Дорф.

 

К сожалению, не все могут обратиться к родственникам, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию о наличии еврейских предков. 66-летний юрист из Атланты Рик Восс всегда подозревал, что его бабушка и дедушка по отцовской линии были евреями. Благодаря генетическому тесту он выяснил, что это действительно так, однако узнать подробности не может — ни его родителей, ни бабушки, ни дедушки уже давно нет в живых. «Подтвердить эту информацию невозможно», — сетует Восс, воспитывавшийся в лоне одной из протестантских церквей.

24 октября 2012 Просмотров: 7 623