Незамеченный факт из жизни Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, автор «Евгения Онегина», пожалуй единственного в мире романа в стихах. О вкладе Пушкина в развитие русской литературы мы знаем со школы, и нет смысла повторяться. Я же только хочу напомнить одну духовную истину: как бы велики не были заслуги человека в той или иной области искусства или науки, делами оправдаться перед Богом человеку невозможно. А чем был наполнен разум и сердце поэта? Увы, тоже знаем со школы: светская суета, дуэли, последняя из которых стоила ему жизни. 27 января 1836 года А.С. Пушкин на дуэли с Дантесом получил смертельную рану, но по милости Божьей, будучи тяжело раненым, прожил ещё три дня. Последнии дни поэта детально задокументированы и описаны в книге Вересаева «Пушкин в жизни». И на основе этих документальных записей, можно сказать, что в последнии дни жизни в душе Александра Сергеевича произошли коренные изменения, или, выражаясь библейской терминологией, он покаялся.


 Вот несколько выдержек из описания дуэли:


Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались на смерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому...
 

На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.


 Придя в себя, Пушкин спросил у д`Аршиака:


 -- Убил я его?
 -- Нет, -- ответил тот, -- вы его ранили.


 -- Странно, -- сказал Пушкин, -- я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет... Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем.
 

Как видим, дуэль задокументирована до мельчайших подробностей, и этот документ изображает Пушкина жаждущего крови, Пушкина, одержимого ненавистью. Будучи раненым, он думает только об одном: как быстрее поправиться, чтобы опять повторить это жестокое безумие с начала.

 

И вот Пушкин на смертном одре и здесь мы видим совсем другого Пушкина.
 

Он согласился исповедаться:
 -- За кем прикажете послать?
 -- Возьмите первого, ближайшего священника, -- отвечал Пушкин.
 

Послали за отцом Петром, что в Конюшенной.
 

Княгиня Мещерская-Карамзина впоследствии вспоминала:
 

Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: -- "Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел".
 

Часто исповеди в православии носят лишь формальный характер. Я думаю, что священник, у которого исповедовался Пушкина, слышал много формальных исповедей, и я не думаю, что он был бы так тронут исповедью Пушкина, если бы его исповедь была формальной. Но, очевидно, Александр Сергеевич не просто исповедался; он покаялся в библейском значении этого слова. Cотворите же достойный плод покаяния, (Мф. 3:8) - сказано в Библии. И Пушкин принёс достойный плод. Он от всей души простил Дантеса, к которому только вчера питал неистовую ненависть. Вот документальные свидетельства:

 

Подозвав Данзаса, Пушкин просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заемных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него, и что желает умереть христианином.
 

Данзас (секундант Пушкина не путать с Дантесом), сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. -- "Нет, нет, -- ответил Пушкин, -- -мир, мир".

И далее:
 

Пушкин просил сперва князя Вяземского, а потом княгиню Долгорукову на том основании, что женщины лучше умеют исполнить такого рода поручения: ехать к Дантесам и сказать им, что он прощает им.
 

Мы все знаем из Евангелия историю разбойника на кресте, который в свой смертный час исповедал Иисуса Господом, и Господь ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю. ( Лук.23:43) И Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение.
 

В заключение хотел бы процитировать ещё одно документальное свидетельство, над которым следовало бы задуматься. Князь П. А. Вяземский вспоминал:
 

Священник говорил мне после со слезами о нем и о благочестии, с коим он исполнил долг христианский, Пушкин никогда не был esprit fort//вольнодумец (фр.)//, по крайней мере, не был им в последние годы жизни своей: напротив, он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их.
 

Итак, почему погиб Пушкин? Каковы были духовные причины трагедии? Как мы видим, он читал Евангелие, и даже молился заученными молитвами, но тем не мение не хотел менять свою жизнь согласно Слову Божьему; суета мира сего для него была важней. Но, чувствуя приближение конца, он позволил Слову Божьему, которое до сих пор было только в его разуме, но не в сердце, войти в сердце и изменить его. Поэтому и появилась у него сила простить своего врага.

6 июня 2013   Просмотров: 7344   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (4)
6 декабря 2012 08:41
Цитата: Tatiana-T
о предательстве Царской власти народом и о попущении Божием на Российском престоле самозванца Бориса.

Пожалуйста, осторожнее с этим, благоверный Царь Борис Годунов, оклеветанный масонами, не был самозванцем, был отравлен боярами также, как Царь Иоанн IV Грозный с сыновьями и женой Анастасией, его жену Ирину и сына растерзали бояре. Царь Борис был соборно венчан на царство, и поднял Россию на невиданную еще высоту духовной, хозяйственной и военной мощи. Почитайте "Русскую симфонию" митрополита Иоанна (Снычева), профессора церковной истории, а также книги В. Г. Манягина «Иоанн Грозный. Без лжи и мифов» и «Апология Грозного Царя».
        1
6 декабря 2012 08:58
Цитата: AS
Пожалуйста, осторожнее с этим, благоверный Царь Борис Годунов, оклеветанный масонами, не был самозванцем, был отравлен боярами также, как Царь Иоанн IV Грозный с сыновьями и женой Анастасией, его жену Ирину и сына растерзали бояре. Царь Борис был соборно венчан на царство, и поднял Россию на невиданную еще высоту духовной, хозяйственной и военной мощи. Почитайте "Русскую симфонию" митрополита Иоанна (Снычева), профессора церковной истории, а также книги В. Г. Манягина «Иоанн Грозный. Без лжи и мифов» и «Апология Грозного Царя».




Согласен. Царь Борис Годунов был одним из первых царей кто понял глобальную политику евреев и назначение Русского царства и его глобальная политика - Вселенское православие!
        2
6 июня 2013 23:21
6 июня - День рождения А.С.Пушкина и Праздник русского языка!

http://www.youtube.com/watch?v=hoYIUSQlKb4
        3
14 февраля 2014 06:20
Как-то самоуверенно так легко судить о Пушкине: разбойник и сумасброд. Да, старцы отмечали, что он много увлекался земной красотой, но он любил и воспевал жизнь. А источник жизни только один - Христос - и Пушкин это интуитивно чувствовал, а кончина его была поистине христианской. Легковесная статья по части авторских оценок. Здесь на сайте есть другие очень глубокие и благодарные публикации.
        4