Рубрика: » » СВЯТЫЙ САВВА – принц и просветитель

СВЯТЫЙ САВВА – принц и просветитель

Давным – давно жил юный принц. Был он необычайно умён, богат и красив. Перед ним были распахнуты все двери, ведущие к мирской славе. Однако единственным его желанием было посвятить свою жизнь служению Господу. Он покинул роскошный дворец и отправился на Святую Гору Афон, где назвался бедным пришельцем из чужой страны. Много лет спустя он, ведомый перстом Божьим, вернулся из страны отшельников на свою родину как принц Церкви, и стал духовным вождём своего народа на веки вечные.


(Святитель Николай Сербский)


У Бога вымоленное чадо.


Великий сербский жупан Стефан Немани и его супруга Анна имели два сына и несколько дочерей. Уже в престарелом возрасте пожелали иметь сына, которому подарили бы всю свою родительскую любовь. В житие святого Саввы Хиландарский монах Теодосий сохранил молитву родителей. Она гласила: « Владыко, Господи, Боже, Вседержителю! Ты некогда услышал Авраама и Сару и остальных праведников, которые молились за чадо. Услыши, сегодня, и нас грешных, слуг Твоих, что молят. Дай нам, по своей доброте, ещё одно мужское чадо, что было бы утешением душ наших, и Твоим наследником нашей державы, жезл старости нашей, на который можно положить руки и почить. И даём Тебе совместный обет: по зачатию ребёнка, от природной законной любви, отлучим себя от постели; каждый из нас хранит себя в чистоте тела до конца жизни». …И Господь Бог, по великой милости, подарил Стефану и Анне чадо мужского пола. Его рождение произошло в столице древней Сербии – городе Расе, около 1175-го года. И это рождение было чудом. При святом Крещении младенца назвали именем Ростислав. Кратко Растко. Чем быстрее рос Растко, тем он был больше любим не только своими престарелыми родителями, но и своими родными и целой державой. Счастливые родители глядели на ребёнка с нежной любовью и уважением; как будто не они родили; как будто этот ребёнок был послан с Неба. Посетители и многие другие говорили о нём: «Этот ребёнок будет новым знаком света». В ученье он был гордостью своих родителей и наставников. Когда Растко исполнилось 15 лет, он уже имел опыт и знания в управлении администрацией. Стефан Немани доверяет молодому наследнику управление Хумской покраиной — территориями сегодняшней Герцеговины.

 

Принц Растко.


О молодом сыне Немани говорили, что он никогда не смеялся, всегда был серьёзен. Своей сдержанностью часто поражал других. Вместо пустого время провождения, много читал пергаментных рукописей о Христианской вере и истории. Постоянно присутствовал на богослужениях в церкви; молился, постился, подавал милостыню сиротам. Все дивились его праведности.

 

После двух лет правления над областью, которую ему подарил отец, родители пригласили его в столицу сербского королевства. Широко расправив свои плечи, Растко прибыл в отчий дом. По обычаю, мать первая стала готовиться к женитьбе Растко. Затем близкие родственники, и наконец, отец. Растко внимательно слушал, но определённого ответа не давал, дабы не расстраивать родителей. Между тем, они сами стали замечать его сдержанность — время от времени он прибывал в своих мыслях и глубоких размышлениях…

 

Среди всех посетителей тогда в Расу, приехала группа монахов со Святой Горы. Растко часами беседовал с ними. Слушал их с большим вниманием и интересом. Они говорили о быстротечности земной жизни; о Святой Горе; как постичь Царства Божия, избежав мирской суеты. Растко впитывал каждое слово. Уже тогда, молодой принц решил покинуть эту жизнь, и вместе с монахами отправиться в далёкий путь…Сказав родителям, что отправляется на охоту, уже помышлял о расставании с ними; уже помышлял о побеге на Святую Гору.

 

Монах Савва.

 

Когда спохватились, что Растко давно не возвращается, были посланы гонцы на поиски. Потеря сына не укладывалась в уме престарелых родителей. После длительного путешествия, достигшие Святой Горы гонцы, узнали, что сербский принц находится в монастыре святого Пантелеимона. Здесь им Растко предлагает отдых и ночлег… «И на всё будет воля Божия», — пообещав днём следующего дня быть готовым к отъезду. Утром, пробудившись, воевода увидел Растко в монашеской ризе. Его новым именем было имя Савва. В то, незабываемое утро, принц Растко ушёл навек…, а Савва вступил в драматическую историю Святой Горы, историю Сербии и Православия в целом.

 

Подвиг монаха Саввы.


В монастыре святого Пантелеимона Савва задержался не надолго; перешёл в Ватопед – в один из старейших великих монастырей на Афоне. В Ватопеде молодому монаху пришлось пребывать полных 19 лет. Дни в Благовещенском монастыре не проходили даром. Он основательно изучил греческий язык. В монастыре уже тогда находилась богатая библиотека, переполненная книгами Святых отцов на разговорном греческом языке. Там же, из первых рук, можно было ознакомиться с грамотой, архитектурой, искусством, поэзией, хоровым пением, красивым письмом. Одним словом, византийской культурой и её цивилизацией. Из лучших прочитанных книг, в такой духовности, Савва формировал свой характер.

 

В самые первые годы своего монашества, Савва взял на себя тяжёлый подвиг. Неоднократно путешествовал по Святой Горе, ходил босиком, иногда жил на одном хлебе и воде. Неоднократно попадал в руки разбойников, но с Божьей помощью, освобождался. Обращал разбойников в покаяние. Помимо всего, исполнял каждодневные обязанности: ловил рыбу, пёк хлеб, работал в поле и на винограднике, собирал маслины и смокву, заготавливал дрова, доставлял почту в другие монастыри, а также, был чтецом на богослужениях и пел на клиросе. Всегда был бодр и никогда не жаловался на усталость… Его открытые небесно — синие очи сияли искренностью.

 

Из Расы в Ватопед часто присылали дорогие подарки. Благодаря этому, Савва воздвиг новые сооружения и три церкви, как три драгоценных камня в ограде монастырского комплекса. Савва даже получил титул «Второго основателя Ватопеда». Первым основателем был царь Теодосий Великий (346 -395гг.)

 

Постриг Стефана Немани.


В течение 10-ти лет Саввиного монашества, Неманя и Савва слали друг другу письма; приглашали друг друга в гости; отец очень хотел перед своей смертью ещё раз увидеть своего сына. Савва просил отца прибыть на Святую Гору, дабы здесь провести свои последние дни перед приготовлением ухода в мир иной. В конце концов, Савва убедил, и отец послушал своего сына. В марте 1196-го года великий жупан созывает собор в Расе и объявляет о своём намерении оставить престол.

 

Стефан Неманя и его супруга Анна приняли постриг в один день на Благовещение, 25 марта 1196-го года с именем Симеон и Анастасия. Сразу после таинственного обряда, Симеон и Анастасия расстались… Симеон — в свой монастырь Студеницу, а Анастасия — в свой монастырь Пресвятой Богородицы, близ Куршумлии. Так началась новая жизнь обоих.

 

В Студенице Симеон жил как обычный монах на протяжении 18-ти месяцев; придерживался строгих монастырских правил в молитве, в посте, в ученье и работе. Здесь он навсегда простился со своим народом и своей землёй. После чего отправился на Святую Гору. 8 октября 1197-го года великий жупан Стефан оставляет свой царский престол.

 

Ватопедский игумен ждал его со всей своей братией с великой почестью и радостью. Монах Симеон и монах Савва встретились спустя 10 лет. Симеону было 84 года, а Савве – 27 лет. Как снежная зима и расцвет весны…Но сердца обоих были объяты и наполнены Божьей любовью.

 

Монастырь Хиландар.


Помимо трёх церквей, что ранее воздвиг Савва в Ватопеде, Симеон и Савва создали ещё три. Воздвигли конак за монастырскую братию и гостей, обновили монастырскую просфорницу. Посадили новый виноградник. В это время Савва обнаружил старо — древний разрушенный монастырь Хиландар, который тогда принадлежал Ватопеду. Поговорив с игуменом, взялся за обновление запущенного монастыря. Но для этого понадобилось разрешение византийского царя. С благословения игумена, Савва едет в Царьград, и берет от царя это разрешение, подтверждённое печатью. Тогда стали происходить необычные вещи…Некий таинственный человек посетил Савву и сказал: «Ты любишь странников и сирот. Много сделал для монастырей, особенно для Ватопеда. Послушай мой совет. Найди место, и воздвигни монастырь для своего собственного народа, и назови его сербским монастырём. Савва поторопился оповестить своего отца об этом неожиданном совете. А Симеон, как будто бы во сне, очень обрадовал его словами: «Я верю. Это был послан Ангел с Небес».

 

При получении разрешения Хиландара, как статуса сербского монастыря, Симеон и Савва много работают по его возрождению. За короткое время была сооружена церковь, конак и келии за братию. Когда работы были завершены, Савва переселяет отца в Хиландар. Первый раз, за всю долгую историю Святой Горы, сербский народ добился своего великолепного монастыря. Дабы Хиландар был независимым, Савва выкупил все земли, в том числе пустующие земли с маслинами и виноградниками в окрестностях монастыря. Симеон был очень доволен тем, что Савва за короткое время много достиг. Дабы утвердить независимость Хиландара, как сербского монастыря, Савва уже шел к византийскому царю Алексию III, который исполнил своё обещание — повеление на пергаменте со своей золотой печатью и личной подписью. Вместе с тем передал Савве свою царскую палицу, которая представляла его лично и его царскую власть. (Этот документ и палица по сей день хранятся в монастыре Хиландар).

 

Смерть и явление святого Симеона.


Изнурённый старостью и болезнями, Симеон слёг в постель 6 февраля 1199-го года. Лёжа на твёрдом аскетическом одре, он ждал Святого причастия. Причащался каждое утро в 7 часов. Оттого только и жил. Никакую другую еду не принимал.

 

Савва с безграничной любовью, денно и нощно пребывал возле своего отца. Симеон говорил: «Мое излюбленное чадо, видевшие очи мои, утешение и защита старости моей! Знай, что пришёл час расставания». Тогда он Савве даёт последнее напутствие…Желал, чтобы тело его, по возможности перенесли в Сербию, в гробницу, которую приготовил себе несколько лет назад в Студенице. Ещё просил Савву не забывать его в своих молитвах. «Я знаю, сыне мой, то, что ты пожелаешь, будет тебе дано Богом. Сейчас моей душе необходима твоя молитва». Савва пал на колени, искал прощения и благословения отца. Симеон положил свои руки на голову сына и произнёс: «О моё благословение, будь же благословен!» Когда в церкви закончилось утреннее богослужение, старец запел: «Благослови Господь. Пусть все живут и величают Господа». С этими словами, блаженный старец предал дух свой Богу. Савва припал к отцовскому лицу, и умыл его своими слезами. Долго целовал его руки, после чего перекрестил их на груди. Распорядился все сделать по церковному обычаю. Так 13 февраля 1199-го года почил бывший великий жупан Сербии, ставший скромным монахом Симеоном. Почил на чужой земле, но в своём сербском монастыре. Так Симеон и Савва всему миру показали величественный пример родительской и сыновей любви.

 

Рукоположение преподобного Саввы.


В чин иеродьякона, а следом иеромонаха, Савва был рукоположен на вершине 30-ти летнего возраста. Рукоположение совершил епископ Николай в Хиландаре. Савва, принимая служебные обязанности, направляется в Солун. Митрополит Константин молодого иеромонаха встретил с великим уважением и великой симпатией. На Святой Литургии Солунский митрополит производит Савву в чин архимандрита, после чего Савва едет на Святую Гору уже с высшим церковным чином, но с глубоким смирением в своём сердце перед Господом.

 

Возвращение Саввы на родину.


С тяжёлым сердцем Савва возвращается в Сербию… 20 лет минуло с того времени, как ушёл он от всего света и нашёл духовный мир на Святой Горе. Чужая земля была ему родней и ближе земли его предков. Но, зная потребности своих братьев, вынужден был посетить и устранить раздор между ними. При открытии гробницы Симеона, спустя 8 лет после его смерти, обнаружил нетленное тело. Савва сам сопровождал ковчег с мощами, отправившись в нелёгкий и дальний путь — в Сербию. Тело Святого Симеона перезахоронили в гробницу, которую была приготовлена при жизни в Студенице. Над святыми мощами Савва навек примирил своих враждующих братьев Вукана и Стефана, не поделивших между собой царский престол. Великий жупан Стефан архимандрита Савву назначает старейшиной монастыря Студеница. Сам Господь Савву Немани послал для объединения своего народа. Так, в одних из дней, своему брату Стефану предлагает создать новый великий монастырь – Жича. За воздвижение Жичи Савва избирает место на правом побережье реки Ибар. Савва лично принимает участие в строительстве монастыря, как своими советами, так и своими руками. Благодаря усердным молитвам Саввы, милостивый Господь отвечает чудесами…

 

Архиепископ Савва.


Савва оставался в Сербии полных 10 лет. Покинув пределы своей родины, возвращается в Хиландар. Здесь в монастырской тишине молится о своей отчизне, зная при этом, какая вражеская сила надвигается на сербский народ. Одной из опасностей, которая угрожала Сербии – Римокатолическая церковь. Болгария в те времена колебалась между Римокатолической и Православной церковью. Болгарский царь, почти уже признал Папу и принимает Римокатолическую веру.

 

1219-ый год. 824 года спустя после первого Вселенского собора в Никеи. Вселенский Патриарх Манойло, в со служении греческого епископа и большого числа греческого и сербского духовенства, в присутствии царя Теодора, хиротонисал архимандрита Савву в первого Архиепископа. С того дня, Сербская церковь впервые добилась первого Епископа сербского происхождения, включая и сербский язык, который определял духовные потребности. Тогда Патриарх написал грамоту со следующим текстом: «Я, Манойло, Вселенский Патриарх града Константинополя, Нового Рима, во имя Господа нашего Исуса Христа, посвятил Савву, Архиепископа всех сербских земель, и давшему, во имя Божия, власть над епископами, священниками и дьяконами на территории его земли; даю право прощать грехи людей, даю право учить; даю право крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А потому, все православные христиане слушаете его, как слушаете меня».

 

Первый сербский епископат.

 

После хиротонии, первый сербский Архиепископ возвращается на Святую Гору. По завершении своих обязанностей на Хиландаре, направляется в Солун. Здесь он останавливается в монастыре. Занимается переписью книг, как церковного права, так и литургического. Покупает большое количество греческих изданий, дабы позднее их перевести на сербский язык, великое множество икон и богослужебной церковной утвари, священнической одежды. По прибытию в Сербию, Архиепископ Савва просит царя Стефана созвать собор для оформления и образования епископата, а затем избрать достойных епископов. На этом соборе было основано 9 новых сербских епархий: Рас, Топлица, Моравица, Дабар, Будимм, Хвосно, Призрен, Превлака и Столац. «Епископство – хорошая вещь» — сказал Савва, собрав новоизбранных епископов. Рукопись Теодосия тогда, гласила: «Епископ не должен иметь пороков – трезвен, целомудрен, побожан, не злопамятен, не двуличен, не сребролюбив, всегда милостив…»

 

Стефан первовенчаный – первый король сербов.


Спасовдан – день Вознесения Господня. 1220-ый год. Важная дата в сербской истории. В этот день первый сербский Архиепископ и первый сербский король. Коронация в Жиче. Коронация первого сербского короля означала полную независимость сербского народа и отечественной церкви от иностранной мощи. Всё это было достигнуто заслугами и великими делами Святого Саввы. Стефан – король всех сербских земель и Приморья. Только благодаря мудрой политике Архиепископа Саввы и короля Стефана все вопросы решались добровольно, как на пользу Вселенского Православия, так и на пользу своего народа.

 

Саввино поклонение Святой Земле.


Посещение и поклонение Святой Земле было давнишним желанием Саввы. В Иерусалиме с братской любовью Савву принимает патриарх Афанасий. В храме Воскресения вместе служат Святую Литургию. После чего, Сионская Горница, где Господь совершает последнюю вечерю, где омывает ноги своим ученикам. Гефсимания, где Господь молится до «кровавого пота» своему отцу Небесному. Посещение городского двора, где Пилат провозглашает о Его невиновности, но позволяет унижения и оскорбления со стороны римских воинов. Савва идет на Голгофу. Там, стоя на коленях перед распятием молился и, своими тёплыми слезами омывал Святую Землю. Поклонение Гробу Господня, в котором почивало тело распятого Господа. Савва созерцает и Христово Воскресение — блеск и белизну Ангела, объявившего о своей радости женам Мироносицам. Гора Сионская…После долгого пребывания в Иерусалиме, Савва взял благословение от Патриарха о посещении святых мест Палестины. В Вифлееме — Савва в каменной пещере, где рождается Иисус Христос. В Назарете — Савва посещает дом Иосифа, в котором Архангел Гавриил приносит радостную весть Марии. Гора Фавор и Преображение Господне. Кана и первое чудо на свадьбе, где Господь претворяет воду в вино. Галлилейское озеро, где Господь проповедует своим ученикам. Путешествие на Иордан и Святое Крещение Иоанном Крестителем. Гора искушений – Иерихон.

 

После посещения многочисленных монастырей, встречаясь и расставаясь с многочисленной братией, Савва готовится к возвращению на свою родину. По воле Божией, Савва намеревался идти по всем землям и проповедовать Православие. К концу своего великого путешествия он пребывает в Болгарию. Савва на коне достигает болгарских земель, града Трнова.По прибытию в Трново, болгарский царь Асен и Патриарх Иаким встречали Савву с великими почестями. После долгого и приятельского разговора Савва открывает свои торбы и преподносит царю и Патриарху неоценимые подарки, доставленные с Востока. Торбы были наполнены золотыми сосудами и богослужебными книгами. Эта всего лишь малая часть церковного блага – благодарность короля Владислава и Архиепископа Арсения сербских земель. И Асен и Иаким были безгранично благодарны своему гостю; были одушевлены светлостью Саввиной личности. О последних днях Саввиной жизни Теодосий писал так: «…Слава Богу за всё. Часто любил повторять Савва. Появился Ангел Божий и указал на свет в очах праведника, доказавшей своей жизнью чистоту души своей. И так, до самого конца своего благодарил, и передал душу свою в Его руки». Святой Савва представился 14 января 1235-го года. И был захоронен с наивысшими почестями в церкви 40 мучеников в Трнове.

 

Прославление мощей святого Саввы.


Несколько раз после упокоения Саввы, сербский король Владислав, просил своего тестя, болгарского короля Асена, позволить его тело перенести в Сербию. Тогда, когда Владислав лично прибыл в Болгарию, царь увидел сон, где ему явился Савва и просил свое тело передать сербам. Болгарский царь с тяжестью в сердце исполнил просьбу святого. Саввино тело оказалось нетленным. Стояла дивная весна, когда ковчег со святыми мощами из Трново, через болгарскую границу был доставлен в Сербию. В целой сербской истории не помнится такой долгой и достойной литии, как лития на перенесение тела святого Саввы. Тело передано церкви Вознесения Господня в монастырь Милешево – в то время, задужбиной сербского короля Владислава.

 

Тело святого Саввы спокойно почивало до вторжения турецкого султана Мухаммеда III в начале 1595-го года со своей многочисленной армией на территории сербского королевства. Синан – паша, верноподданный военоначальник оказался способным воином, но не образованным, суеверным, страшно суровым и свирепым, зверски ненавидевший христиан. На окраине Белграда, на Врачаре, было приготовлено огромное кострище, и доставленная деревянная рака со святыми мощами была брошена в огонь. 27 апреля 1595-го года святые мощи были сожжены. Синан-паша уничтожил тело святого Саввы, но этим лишь увеличил его славу и влияние на народ.

 

Святосавле и Косовский Завет.


Если мы заглянем в прошлое Косовского Завета и в период сербской истории династии Неманичей, то время святого князя Лазаря представляет нам период полной зрелости сербского народа. Косовский Завет явился новым заветом сербского народа во всей своей полноте. И, как Новый Завет запечатлел кровь Христову после Тайной Вечери, так и Лазарева жертва запечатлела Косовское определение за Царство Небесное, после такой же Христоликой Косовской Вечери. Как и в Лазаревское время был период полной зрелости сербского народа, так и Косовский Завет – есть истинная полнота Святосавля, как Евангельская философия жизни. Имя святого Саввы и храм ему посвященный на Врачаре, связан с именем святого Лазаря Косовского, как носителя Нового Завета и Косовского определения в Царство Небесное.

 

Сербская Православная церковь славит святого Савву с начала 13-го века, а с начала 18-го века славит как просветителя сербского народа. 27 января – праздник святого Саввы и тогда, и сейчас, отмечался и отмечается и в церкви, и в школе. Дети – школьники вместе с взрослыми от начала до конца присутствуют на богослужении в церкви. Все школы заполняются народом. Священник освящает воду и коливо, ученики поют песни и читают стихи. По сей день, живы народные предания и сказания о святом Савве. По сей день, поются Святосавские песни и звучат гимны; повсюду можно услышать поэтические речи, и, конечно же, повсеместно во всех церквах и монастырях звучат Святосавские службы.

Сербский народ чувствует и знает, потому что и сегодня духовно живёт благодаря духовному наследию Святого Саввы; потому что под его пастырским руководством сербский народ вынес все беды, которые случались ранее; вынесет и те беды, которые происходят и сегодня; вынесет и те беды, которые будут ещё происходить. Только такого пастыря народ понимает и желает. Таков и должен быть у нас Первосвященник – святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников. То есть такой, где служение Богу и церкви означает благословение для народа; такой, который крепко держится Евангелия; такой, который святостью своей жизни светит и просвещает. Таким образом, проповедует Христа и даже тогда, когда перестаёт Его проповедовать устами.

 

И в этот морозный зимний день всем собравшимся под иконой Святого Саввы – всем, пусть будет светло, тепло и радостно.

Ольга Лазарева

7 апреля 2017   Просмотров: 5059   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (1)
Пользователь offline miodrag peric 27 января 2013 16:08
Свети Саво моли Бога ѕа несрећни,блесави,огреховљени и луди србски народ.Ако нам ти заједно са светим Николајем и светим Јустином не помогнете затрће се србско семе заувек.
        1
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.