Рубрика: » » О художественном творчестве. Зачем человек творит?

О художественном творчестве. Зачем человек творит?

Мы часто употребляем слова и редко задумываемся над тем, что они несут, какую историю, смысл, цель. Между тем, почти всегда слова сохраняют свое истинное значение, часто скрытое историко-лингвистическими наслоениями и искажениями. Когда человек говорит о творчестве и мыслит о себе как о творце, то он всегда должен помнить, что творца создал Творец.

 

Творческий процесс в его наивысших формах это осознанное или неосознанное стремление человека к богоуподоблению, подсказанное ему духовным инстинктом. В космосе, видимом и невидимом, уже заложены все принципы формообразования сотворенной вселенной. Человек же впитывает их в меру своего дара и руководствуется ими в своем творчестве.

 

Когда произведение искусства завораживает нас красотой формы, почерпнутой из окружающей природы или правдивых отношений всего сущего в ней, мы говорим, что оно совершенно. И глубина мысли, и чистота эмоций, вызванные этим произведением, напоминают нам о горнем. Так художник через красоту постигает Божественное.

 

Тем не менее, в большинстве случаев человеческое общество требует развлечений (на самом деле отвлечений от главного). Следовательно, необходимо искусство развлекательное и легкое. А если оно слишком серьезное и сложное, то его придется упростить, втиснуть в законы шоу-бизнеса и безконечно тиражировать. И далее: легко тиражируется то, что хорошо продается; а продается легко то, что требует большинство; а над большинством человечества владеют силы, препятствующие его высшим устремлениям.

 

Нечто подобное происходит и в науке. Что движет фундаментальную науку вперед? Неудержимое стремление к истине ее служителя – ученого. Как и художник, он чрезвычайно восприимчив к красоте мироздания. Но в отличие от художника, ученый пытается обнаружить законы вселенной, а затем изложить их на языке логики. На его голову "сыпятся” открытия, из которых он стремится выстроить ясную картину космического творения. Божественное открывается ему через вечное и безкорыстное стремление к истине.

 

Напротив, прикладная наука служит, прежде всего, материальным нуждам человечества. В ней ощущается давление на низшую природу человека. Именно достижения прикладной науки и техники «приручают» человека к изобилию товаров, всевозможному комфорту, а главное, привлекательным перспективам этой глобальной «приманки». В результате, современный человек, пресыщенный всеми видами пищи для ума, души и тела, получает общее отравление: интеллектуальное, эмоциональное и физическое.

 

Может быть, поэтому столь нездорово общество, в котором отсутствует духовность? А при отсутствии духовного развития человека не может существовать высокое искусство и наука.

 

Нельзя забывать также, что прикладная наука немыслима без фундаментальной точно так же, как развлекательное искусство без классического. Оба питаются силами и энергией огромного наследия, оставленного нам безкорыстными гениями прошлого.

 

Причем, это не означает, что есть какая-то меньшая лучшая часть человечества – «избранные» и большинство недостойных – «толпа», раз и навсегда утвержденные на небесах. Каждый из нас в течение своей жизни тысячи раз оказывается по ту или другую сторону этой разделительной черты, потому что каждый в своем несовершенстве находится в равном положении перед Богом.

 

Тем не менее, всегда есть лучшие и худшие, герои и предатели, благодетели и преступники. И этот закон изменить человек не в силах, но он всегда имеет волю преодолевать границы, чтобы оказаться по ту или иную сторону. Ведь возможность изменить себя, чтобы стать совершеннее, а значит ближе к Первообразу, всегда есть. Очевидно, в этом смысл земного пути.

 

Настоящее искусство стремится к Божественной красоте, настоящая наука – к Божественной истине. И то, и другое должно быть пронизано лучами света и добра, любовью к Богу и человеку, чтобы не послужить злу и разрушению. Истина и красота, несущие добро, обращают взоры людей на небо и отвращают их от адской пропасти.

 

Человек-творец имеет повышенную чувствительность, к негармоничности мира, поэтому стремится его упорядочить вовне и внутри себя, выбирая доступные формы и средства, инструменты и материал. Возможно, поэтому он творит? И творческий талант есть большая возможность для духовного совершенствования и служения? Однако это и немалые искушения по сравнению с обычными человеческими способностями. Но именно через этот талант творчества людям доносятся законы иного бытия, гораздо более совершенного, правдивого, благородного.

 

Виктор Ульянич

 

Источник: сайт о Святой горе Афон, Мудрости и Святости

http://www.pemptousia.ru/

29 декабря 2016   Просмотров: 5260   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (1)
Пользователь offline Боевые учения 27 января 2013 10:47
Аз рех - бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.
--------------------
Против начертанья зреет бунт народный. Упырём России овладеет страх. Русь ведь непокорна, силою огромна! И хоть русских мало, Зов Её в душах.
Вновь Русь у обрыва, и Господь стеною Встать тряхнул всех русских против карт не зря,- Против начертанья выйдем мы войною, А войной закончим за престол Царя.
Мы врага настигнем по его же следу,- Лжи войну изучим, правду говоря,- В боевых ученьях куй Руси Победу! Разбуди Россию! Пусть блеснёт Заря!
        1
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.