О созыве Всеправославного собора. Преподобный Иустин Попович

Несомненно, для нормального рассуждения боголикого существа, которым является человек, единственной Всеценностью во всех человеческих мирах является Богочеловек Господь Иисус Христос. А это значит Церковь Его, то есть Его Тело, у Которого он Голова.

 

Поэтому говорить о Церкви Христовой, Церкви Апостольской – Церкви Православной, значит говорить о самом Господе Иисусе – Богочеловеке. Ведь Церковь есть не что иное,  как Богочеловек Христос на протяжении всех веков. Отсюда происходят своеобразное благовестие и своеобразная заповедь: «Ему во всем первенство» (Кол. 1, 18). Он – исторический Богочеловек Господь Христос.

 

Поэтому ко всему, что Его, то есть Церковно, надо приступать со свято литургическим «страхом Божиим, верой и любовью». При том, наше православное соборное чувство, наше православное самосознание, и наше православное соборное самосознание пусть всегда начинаются с Него и завершаются Им, Который Изъявил на всю вечность и на все времена эту истину о Себе: « Аз есмь Альфа и Амега, начало и конец, Первый и Последний»  (Откр. 22. 13).

               

Поэтому Богочеловек есть все и вся в Церкви: Он Ее Апостольство, Он и Ее Святость, Он и Ее Единство, Он и Ее Соборность, Он и Ее Вселенность, Он и Ее Безгрешность. Поэтому в Церкви, в Которой Богочеловек есть все и вся, нельзя ничего решать «по-человечески», «по сказаниям человеческим, по мирским стихиям», а не по Христу Богочеловеку (см. Гал. 1, 11; Кол. 2,8).

 

Почему? Потому что в Нем живет вся полнота Божества телесно в теле человеческом (Кол. 2, 9). И еще потому, что Богочеловек Господь Иисус Христос вчера и сегодня тот же (Евр.13,8). Поэтому все проблемы в Православной Церкви с апостольских времен по сей день и до Страшного Суда решаются Им, только Им. В том и заключается православность Православной церкви, и ее единство,  и ее всеистинность.

               

И если современные проблемы Православной Церкви не решаются Богочеловеком. По-богочеловечески, по-апостольски, по-святоотечески, не могут быть решены православно и богоугодно, но могут довести до катастрофы, раскола, ереси, до всевозможных гуманистических заблуждений, нигилизма и анархизма. Это относится, конечно,  к созыву и проведению Нового Вселенского Собора, который в новое время с известных сторон форсируется и навязывается Православной Церкви. Посылаются делегаты Поместных Православных Церквей на переговоры относительно этого: делаются заявления в средствах массовой информации, упоминается предполагаемое место и время (например, 1973 год в Александрии).

               

С этим связано возмущение совести каждого  православного человека и соборной совести всей Церкви Православной под управлением агрессивно антирелигиозного коммунизма. Здесь ощутима разница между довоенным  и послевоенным положением Православных Поместных Церквей. Когда-то Православие было верой широких народных масс, а теперь вера это «опиум для народа».

                 

Не видим в нынешнее время действительной необходимости для созыва Вселенского Собора. Ведь для того, чтобы успешно сделать какое-либо дело, требуются необходимые условия для него. Необходимые условия отсутствуют. К примеру,  упомянем Родосские собрания, на которых так и не удалось подготовить достойный электорат. А уж о Вселенском Соборе и речи быть не может, во всех Поместных Православных Церквях положение просто отчаянное.

               

Не забудем и о том, что переживаем апокалиптический период. Уже пришла «година искушения, которая постигнет всю вселенную» (Откр. 3,10). А вместе со всеми и нас, православных сербов постигнет. Что Господь в Апокалипсисе говорит о Семи Поместных Церквях, более всего относится к нынешним дням, нежели ко временам апостольским, так как мы ближе подошли к апокалиптическим и антихристианским ужасам (Откр. 1, 11; 3,22).

 

Из Спасовых заботливых речей громогласнее всего звучит призыв ко всем Поместным Церквям: «Покайся!» (Откр. 2,5; 16,22; 3,19). Тем более это относится к современным Поместным Церквям Православным. И Он это говорит Вседержительски и Промыслительно, держа на деснице Своей «семь звезд - семь Церквей» (Откр. 1,20).

               

В Богочеловеческом  организме Церкви Православной все органически взаимосвязано. Какую бы мы проблему Церкви ни затронули, мы касаемся Богочеловеческой личности Господа Христа. Как доказать? Семь Святых Вселенских Соборов. Все они решают, по сути, одну проблему – всепроблему на этой планете рода людского: проблему Богочеловека Господа Иисуса Христа.

 

Заботой Семи Вселенских Соборов стало сохранение в неприкосновенности Пресвятой Богочеловеческой Личности Господа Иисуса, и всех непреходящих благ, которые Христос принес в Церковь, украсив свое Тело на все времена и на всю вечность. Очевидная и главная наука Святых Семи Вселенских соборов для всех людей всех времен – это решение проблемы Богочеловека Господа Христа – его Церкви Апостольской и Православной, решение посредственное и непосредственное всех наиважнейших проблем на небе и земле.

 

Каждый новый Вселенский Собор, не будет ни Святым, ни Вселенским, ни Восьмым, если не примет предыдущие Вселенские Соборы, все их святые, вселенские и непреходящие решения. Лучше сказать, Новый Вселенский Собор должен быть продолжением Семи Вселенских Соборов, чтобы быть Православным и Вселенским. Здесь надо быть апостольски и святоотечески прозорливым и богомудрым. Здесь как нигде уместно человеколюбивое Спасово предупреждение: «За всякое праздное слово, какое скажут люди,  дадут они ответ в день суда» (Мт. 12.36), слово, изреченное о Церкви Божией, Которая есть Тело Богочеловека Христа, и Он – Ее вечная и светлая Голова.

 

А таких праздных слов и безкрайне опасных речей произнесли уже многие  уста официальных представителей Церкви Православной, также как и уста государственных деятелей. Об этом можно книги писать. Вся действительность нынешняя вопиет ко Господу Сладчайшему о беззакониях. Ныне отбрасывается вечный Устав Церкви Православной, объявленный Господом через Святых Апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Этим навеки дан неизменный церковный догмат во всякой дилемме между Церковью и светскими властями. Тот догмат есть освежающая сила и критерий, вечная сила и вечный критерий, переданный нам Святыми Отцами и Святыми Вселенскими Соборами вплоть до Страшного Суда.

               

Между тем, известно и на небе, и на земле, и  Ангелам, и людям, особенно православным христианам в это апокалиптичное время, что многим иерархам Поместных Православных церквей тяжело или невозможно по человеческим слабостям православно и свтоотечески исповедовать православные догматы и канонические истины на том предполагаемом Вселенском Соборе? «С чем выйдем перед князем Милошем» и остальными витязями Креста? – Хватит уже двух расколов и безчисленных других синяков и ран.

               

В конце концов, что можно ожидать от Вселенского Собора? Только беду: расколы и ереси, и всевозможные промахи. Это мое глубокое убеждение и обостренное сознание. Поэтому умоляю и заклинаю Святой Архиерейский собор о том, чтобы Сербская Православная Церковь воздержалась от участия и подготовки к Собору. Хоть этот страшный грех не возложим на свои плечи,  и на плечи нашего недужного православного народа.

 

В день Святого вмч. Георгия 1971 г. Монастырь Челие

Взято из книги «Посев и Жатва» 2007 г м. Челие

Перевод Екатерины Василевич

4 февраля 2016 Просмотров: 11 582