Рубрика: » » Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Гермогена

Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Гермогена

В началех Ты, Господи, землю основал еси,
и дела руку Твоею суть небеса;
та погибнут, Ты же пребываеши,
и вся яко риза обветшают,
и яко одежду свиеши я,
и изменятся. Ты же тойжде еси,
и лета Твоя не оскудеют.

(Пс. 101, 22-28; Евр. 1, 10-12)

 

Итак – вечность! – вот то величайшее и высочайшее свойство Божие, которое исторгает слово благоговейной хвалы у ветхозаветного псалмопевца, повторяемое и у святого апостола. Мы слышали его сегодня за Литургией.

 

И сие то слово о вечности берем мы и в похвалу священномученику, Святейшему Патриарху Гермогену, которого поминает сегодня святая Церковь Русская на пространстве всей Русской земли.

 

За эти триста лет, что протекли со времени его мученической смерти, сколько произошло всяких перемен. Если бы те отдаленные предки наши, которые были современниками Патриарха Гермогена, вдруг бы восстали из своих могил, то они с трудом узнали бы в нас своих потомков, – так изменилась наша речь, наш внешний вид, наши нравы, обычаи, образ жизни, наши города и селения и весь внешний уклад нашего быта.

 

Бывают, однако, времена, когда жизнь с ее переменами течет пред нами особенно быстро, когда буквально мелькают перед взором нашим люди, законы, преобразования, предприятия, меняются с необычайной легкостью мнения и воззрения, вкусы и наклонности людей.

 

Кажется, такое именно время переживаем мы теперь. Что вчера было запретным, преступным – то сегодня не только дозволительно, но и похвально, и наоборот.

 

Несчастно время, несчастны люди, если этой изменчивости нет противовеса в чем-то вечном и неизменном, если временное застилает от духовных очей вечное и земное подавляет небесное... Но, слава Богу, такое забвение о вечном чаще всего бывает у людей случайным и кратковременным. Прохо́дите вы по этой мятущейся и постоянно меняющейся жизни, устаете от волнений, ожиданий, глубоких переживаний всего происходящего пред вашими глазами, убеждаетесь в пустоте и ничтожестве всего, что слышите и видите, – и вдруг в душе ощущаете неистребимую жажду успокоения около чего-то неизменяемого, нестареющего, вечного.

 

Блаженна та душа, которая возжаждет этого вечного. Она не останется без удовлетворения. Блажен человек, иже обрете такую премудрость (Притч. 3, 13), – переживал и переживает такую жажду: он живет истинно человеческою и достойною жизнью.

 

И вот пред нами восстает из глубины веков образ величайшего страдальца и подвижника, славного в веках и родах патриота и мученика, который именно потому и стал велик и славен, что искал вечного, жил для вечного, и оттого – верим – достиг и вечного блаженства на небе. А между тем, как сложна и необыкновенно многообразна была жизнь Патриарха Гермогена, и как сильна была она отвлечь его от устремления к вечному и приводить к временному.

 

Молодость, как думают, – на Дону; участие в походе при покорении Казани. Сколько смертей в рядах родного воинства, с одной стороны, и с другой, – какое крушение царства, некогда грозного и сильного, теперь сразу прекратившего свое cуществование...

 

Какой урок для вдумчивой души и напоминание об изменчивости и превратности всего земного! Гермоген впоследствии послужил и этой перемене в судьбе и жизни павшего царства, но опять-таки служил со стороны вечного, а не временного: распространение веры и Церкви, сооружение храмов и монастырей, доселе существующих, – вот что заполняют его жизнь и интересы.

 

После взятия Казани – семейная жизнь, участие в торговле, потом избрание во священника, – и здесь же скоро смерть жены, разрушение семьи. Опять напоминание о том, как непрочно все земное. Потом он – архимандрит, скоро и митрополит в Казани...

 

Жизнь Русской земли идет в это время быстро под уклон, быстро сменяются самые потрясающие события, одно за другим следуют самые неожиданные известия... Колеблется престол Русской державы; умирает Грозный; убит царевич Димитрий, умирает царь Феодор, прекращается царский род Рюриковичей, избирается Годунов, начинаются времена самозванцев, изменников; Гермоген – уже Патриарх Всероссийский; временно на престоле царь Василий Шуйский; скоро он низвержен; опять безвластие; следует нашествие поляков, предложение в цари Владислава, Сигизмунда, бесчестное взятие Москвы и Кремля поляками, бесчестное поведение русских изменников; Русская земля полонена, Москва взята, сожжена; войска нет, неприятель захватил все... По-видимому, конец России.

 

Тяжело было митрополиту Казанскому при таких обстоятельствах жить на окраине России, среди недавно покоренных инородцев, иноверцев, еще недавно столь грозных. Но еще тяжелее было все это переживать потом в самом сердце России, в Москве, еще тяжелее было стоять на высоте патриаршего Всероссийского престола, когда Патриарх, ввиду отсутствия царя, должен был на все отзываться, во всей сложной государственной жизни принимать непосредственное и самое близкое участие.

 

Среди всеобщего шатания, падения, измены, предательства, растерянности и готовности идти на все уступки, включая веру и народность, ради сохранения временного земного благополучия, стоял непоколебимо Патриарх Гермоген, как скала посреди бушующей морской стихии. Он знал, в чем можно было уступить под натиском врага, он помнил заветные слова преподобного Сергия, сказанные некогда князю московскому во дни такого же нашествия врагов-монголов: «Если требуют злата – отдай, если требуют чести – и это дай, но если требуют вере изменить, то за веру Христову нам подобает и жизнь свою скончати, и кровь пролити».

 

Так поступил и Патриарх Гермоген, когда неожиданно, за прекращением царей на Руси, в его руках оказалось кормило власти и церковной и государственной: последнею мерою его уступчивости, ввиду полного прекращения рода Рюриковичей и ввиду низвержения Шуйского, было согласие признать царем сына польского короля – Владислава, однако – при одном непременном условии: чтобы Владислав был «сын православия» и клятвенно обещался сохранять и поддерживать православие в России.

 

Он повторил то, что сделал за несколько лет пред этим: он восстал против того, чтобы выходящая замуж за обладателя русским престолом Димитрия (самозванца) была католичкою; он требовал ее крещения, миропомазания и полного перехода в православную веру. Это было еще в бытность его в Казани митрополитом; уже тогда он потерпел суровое наказание за свою твердость – лишен кафедры и заточен; уже тогда он предначал свой мученический подвиг.

 

Великий патриот, спаситель Отечества, он потому именно и явился действительным спасителем Родины, что умел отличать временное от вечного, неизменно исповедовал и самым делом осуществлял одно убеждение, – что нельзя ничего уступать из вечного ради временного. Когда он увидел, что Владислав обманул русский народ, когда отец его Сигизмунд отверг условия России и захотел престол царства Русского взять силою с нескрываемыми намерениями ввести католичество в России, Патриарх, на девятом десятке лет жизни, восстал против этого с такою юною силою и с таким непреоборимым мужеством, на которое только способен человек.

 

Ничто потом не остановило его. Служа вечному, отстаивая вечное, угасла эта мужественная жизнь под мрачными сводами холодного и сырого подземелья, где не давали ему есть и пить: воистину, всяким мучениям и бедствиям, и настоящим и возвещаемым, яко чуждый тела и бестелесный, усердно он противостал. Чего ради? Да ниже словом предаст благочестие...

 

Ошибся ли он? Не предался ли вредной крайности? Не призвал ли он страданий и гибели на Родину своею суровою неуступчивостью?

 

История оправдала его, и беспристрастная наука, чуждая партийных увлечений, конечно, должна засвидетельствовать, что ему по праву и достоинству надлежит усвоить именование спасителя Отечества, ибо в случае введения католичества в России и воцарения Сигизмунда, несомненно, теперь России и русского народа уже бы не существовало.

 

Сам он умер, замученный врагами. Но велика сила вечного. Когда во имя этого вечного заговорил Патриарх, обращаясь к народу, когда загремели его грамоты и грамоты его сподвижников и учеников по всей России, вдруг среди всеобщего, казалось, растления и смерти, среди всеобщего уныния или измены стала загораться жизнь: собираются ополчения, «передаются» – сносятся между собою города, верные сыны Родины или раскаявшиеся бывшие изменники, бывшие «перелеты», слуги «вора» или поляков, спешно собираются и идут на освобождение Москвы, идут умирать «за дом Пресвятыя Богородицы». Чуяли враги эту силу, заставляли Патриарха умолкнуть, вынуждали у него проклятие освободителям Родины; Патриарх писал, пока были силы и возможность, посылая благословение верным сынам Родины, разрешил народ от присяги, данной Владиславу, и проклинал изменников. От угроз и побоев, от поднятого против него ножа он ограждался только крестным знамением.

 

Патриарх не дожил до радостного дня освобождения Москвы, но уже видел зарю его.

 

Прошло триста лет. Имя Патриарха не умерло; могила его не одинока; а в последнее время и небесные знамения, и чудотворения говорят о том, что близ есть время прославления его во святых.

 

Читаешь современные о нем отзывы и дивишься чуду: даже те органы печати, которые теперь всякого живого, действительного последователя Гермогена, всякого патриота, стоящего за веру и Родину против засилия иноверия и инородчества, предают проклятию и готовы растерзать, – и они воздают хвалу Патриарху – патриоту, Патриарху – государственному деятелю, Патриарху – священномученику; робко и оглядываясь, в мягких и осторожных словах скрытого страха и лицемерия, говорят они только против немедленной его канонизации, ничего не смея возразить против нее по существу, – такова сила невольного уважения к нему и к тому вечному, во имя чего жил и действовал Патриарх Гермоген.

 

Да, история его оправдала, оправдала и его личность, и его дело.

 

Два урока, два завета слышатся теперь нам, стоящим у священной гробницы великого Патриарха: один – для русского народа и государства, другой – для каждого отдельного христианина, но, в сущности, завет – один. И этот урок дан в словах апостольского чтения, повторенного нами в начале слова: все погибнет, – а Господь пребывает, и как одежда обветшает и изменится, – только Бог – все Тот же Неизменный, и лета Его не оскудеют!

 

Вечное не стареет. Вечное служит основою жизни, но отнюдь не временное. Вечному надо служить и в личной жизни, и в жизни народно-государственной.

 

Есть два царства: Божие и человеческое. Небесное и земное. Церковь и государство.

 

Одному обещана вечность, неодоленность – это Церкви (Мф. 16, 18; 28, 20). Другое наследует то, что принадлежит земле и человеку: удел их изменяемость и умирание, ибо преходит мира сего образ (1 Кор. 7, 31).

 

Что же нужно делать царству человеческому, чтобы приобщиться вечности и взять ее себе уделом? Ясно, что надо приобщиться Церкви Божией, в ней и с нею жить, ее задачам служить. Это вернейший путь прочности земного нашего царства. Путь сей указывал Патриарх Гермоген.

 

И какая жалость снедает сердце, когда видишь, что часто мы идем по пути, совершенно обратному. Не замечаем ли мы, как во всех внутренних замешательствах и настроениях мы прежде всего стараемся уступить именно из вечного и небесного, из того именно, из чего никто не смеет ничего отдать и уступить, – объявляем веротерпимость, уступку из прав Святой Церкви? Думают этим путем уступок кому-то сделать приятное, у кого-то обрести благоволение...

 

Напрасный труд, тщетные надежды. Сбывается слово пророка: говорят – мир, мир, а производят бедствия (см.: Ис. 45, 7); сбывается слово апостола о том, что, когда говорят о мире и безопасности, внезапно постигает нас пагуба (1 Сол. 5, 3). Тут-то и нужно помнить народу и государству завет Патриарха Гермогена о твердости и непоступливости в вере и во всем том, что касается вечного и небесного. Братие, тверди бывайте, непоступливы! (1 Кор. 15, 58).

 

Не то же ли самое и в жизни личной, в жизни каждого отдельного человека христианина? В жизни надобно измерять и оценивать все при свете вечности; многое, что кажется великим и важным, на самом деле ничтожно и малоценно; вечность открывает человеку неумирающую жизнь, блаженную или мучительную, которую человек сам себе приготовляет жизнью земною; дела наши идут вслед за нами, и мы за них дадим отчет (Рим. 14, 12); иного пути достижения блаженства нет, кроме той лествицы восхождения от земли на Небо, которую указал Спаситель в заповедях блаженства, – разве все это не оправдано сонмом бесчисленных святых?

 

Верим, что к сонму этому приобщился и дух Святейшего Патриарха-мученика. И из загробного бытия он говорит нам и ныне о том, о чем говорил в жизни земной: прокляты предатели и благословенны верные слуги Церкви и Отечества!

 

Но, главное, запомним одно: жизнь и смерть, благословение и проклятие, спасение и пагуба наследуются нами только в зависимости от того, служим ли мы вечному, или забываем о нем. Аминь.

 

Священномученик Иоанн Восторгов

25 мая 2016   Просмотров: 7231   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (5)
26 мая 2013 13:53
И сейчас единственно верный Патриарх в темнице заточен...Священномучениче Гермогене, моли Бога об очищении Церкви Православной от сверхереси экуменизма и даровании Земле Русской Православного Царя !
        1
4 июня 2013 13:15
Священномучениче Гермогене, моли Бога и Царицу Небесную о нас, обмельчавших, осуетившихся, малодушных, маловерных, самолюбивых эгоистах! Кабы тебя на Престол... Да история не терпит сослагательного наклонения. По грехам нашим получаем то, что имеем. Одно не дает впасть в иудин грех отчаяния - где-то там, в душе, очень-очень глубоко теплится маленькая искорка Надежды...
        2
25 мая 2014 15:28
http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskovskij/
Кондак священномученнику Ермогену, патриарху Московскому, глас 6
Темницею и гладом изнуряем, / даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене, / малодушие от сердец людей твоих отгоняя / и на общий подвиг вся призывая. / Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси, / да вси зовем ти: // радуйся, заступниче Российския земли.
Слова священномученика Ермогена :"Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
        3
25 мая 2014 16:20
Пока не вынесут мумию жидовского нелюдя из мавзолея на Красной площади, пока не снесут мавзолей – масонскую пирамиду, и пока не вышвырнут ВСЕХ жидов из Кремля и России, говорить о православном царе нет смысла, это будет лишь очередной антихрист жидобесовский, помазанник сатаны, лицемер и преступник. Хватит. И никаких обещаний, Господь велел судить по делам, а не по лживым лицемерным обещаниям непосаженных преступников
http://demotivatori.ru/images/demotivators/3/30693/original_30693.jpg?1325774427


Так и будут криптоевреи (скрытые евреи- сатанинсты) преступлениями и враньем лезть захватывать власть в России, стремясь к мировому господству и для разграбления, закабаления России, и подчинения ее сатане.
Как сносили храмы и убивали верных пастырей и мирян – сколько было рвения, а сейчас где оно чтобы вынести жидовскую мумию из мавзолея, и масонские символы ото всюду, и также поступить с жидобесами как они поступили с православными?
«10Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.» (Откр. 13, 10)

Тебе дадут знак Исторический видеоклип
http://www.youtube.com/watch?v=pfcl1p43Mfw

из «Ротшильды – хазарский клан»
http://www.omolenko.com/publicistic/xazary.htm
1891: Лидер британских лейбористов сделал следующее заявление по поводу Ротшильдов: «Эта шайка кровососущих паразитов является причиной неисчислимых бед и страданий в Европе в течение всего нынешнего века и скопила свое непомерное состояние главным образом через провоцирование войн между государствами, которые, казалось бы, никогда не могут поссориться. Если происходит какое-нибудь горе в Европе, если начинают циркулировать слухи о войнах и человеческий рассудок помутняется от ужаса в ожидании перемен и катастроф, вы можете быть уверены, что крючконосый Ротшильд ведет свои игры где-то рядом с районом беспорядков». Подобные комментарии волновали Ротшильдов, и к концу 1980-х годов они купили новостное агентство Рейтер для того, чтобы получить контроль над СМИ.» пусть поволнуются опять, эти комментарии сейчас опять злободневны
«Именно Ротшильдовская группировка сионистов свергла царя в 1917 году…»
«Натан Мейер Ротшильд был известен своими злобными проклятьями и угрозами. После того, как, вслед за Конгрессом в Вене (сентябрь – июнь 1814 года), созванном по поводу планов Ротшильдов сформировать мировое правительство, русский царь Александр I сорвал эти планы, Натан Ротшильд проклял его, и поклялся, что он сам или кто-нибудь из его потомков уничтожат весь род царя, вплоть до самого последнего члена царской династии. Прошло 100 лет, и потомки Натана Ротшильда оказались среди спонсоров русской революции и большевиков, убивших всю царскую семью. (Lev GUNIN «GULAG of Palestine», Canada, 1995).»

«1918: Ротшильды приказали находящимся под их контролем большевикам убить царя Николая II и его семью. Для них было важно показать, что убийство всей семьи, включая женщин и детей, это то, что случится со всяким, кто попытается перейти дорогу Ротшильдам.» «Керенский был приведен к власти, чтобы спровоцировать кровопролитие и сдать целиком государство коммунизму, что он и сделал. Троцкий, таким образом, получает возможность оккупировать весь государственный аппарат. То есть, большевики взяли то, что им вручили хазарские банкиры.»
Гражданская война, которая с обеих сторон финсировалась Ротшильдами, «была не война, а целенаправленное истребление народов с целью максимальной депопуляции, обезлюдивания России. Максимальная депопуляция открывала финансовым королям дорогу к использованию для своей выгоды природных богатств России».

Гитлера тоже финансировали Ротшильды. Они совершили преступления против своего народа, принесли в жертву жизни многих евреев, чтобы использовать это как предлог для образования государства Израиль.

Ротшильды стояли во главе геополитического заговора против СССР в 1991 году.

Оккупация Москва – столица иудейская видео
http://my.mail.ru/mail/akb-sagat/video/1987/2477.html

и опять «все те же на манеже» - деятель Ротшильдов, гражданин США и Израиля, представитель хабада Берл Лазар (назначен главнм раввином России) Медведев вообще Менахем Ааронович Мендель на самом деле, просил гражданства Израиля, "Путин" - Шеломов

А вот как под руководством западных масонских банкиров и раввинов зверски был убит святой Царь-Искупитель Николай II и святые царственные мученики

Хочу верить. Кто убил царя. 1 серия
http://www.youtube.com/watch?v=yILsiwpydzU

святой царь был убит под руководтсвом жидовских раввинов, чтобы поставить над Россией престол сатаны - личемерный, лживый, престпный для разграбления, насилия, зверств, дьявольских козней

Хватит верить вранью масонских лицемеров и фарисеев http://demotivatori.ru/images/demotivators/3/30693/original_30693.jpg?1325774427

Господь велел судить не по обещаниям, а по делам. Пока не вынесена дьявольская мумия с Красной площади и не снесено капище сатанинское в виде масонской пирамиды, пока служители масонов и жидобесов, проходимцы и уголовники непосаженные на наворованные преступные деньги лезут враньем и преступностью во власть, говорить о праволавном царе бессмыслено – Ротшильды будут всеми силами навязывать своих дьявольских лживых преступных лицемерных марионеток.

Россия «в надежных руках»
http://news.nswap.info/wp-content/uploads/2009/04/jew_and_shabessgoy.jpg

Сначала надо очистить нашу землю от антихристовой жидобесовской преступной погани, сначала надо вынести бесовскую мумию и вышвырнуть жидобесов из власти и из страны, оккупированой Ротшильдами с жидами уже сто лет, а потом говорить о православном царе – о том, кто проявит себя делами в борьбе за осовбождение России от ига жидовского и казнях преступных антихристовых жидовских нелюдей (почитайте святого Иосифа Волоцкого).
http://demotivators.to/media/posters/883/390023_tolerantnost-golovnogo-mozga.jpg


Напоминаю слова святого преподобного Серафима Саровского, до сих пор в Дивеево происходят и чудеса, и исцеления – тем, кто искренне верит.
"...Ничего не бойтесь, хотя бы и все на вас, да Господь-то за вас! Мать вам Сама Царица Небесная, а по Ней все управят!»" (Преп. Серафим Саровский).

В начале событий на Украине (Майдан) у меня появилась неизвестно откуда в шкафу с книгами святых отцов (там и святого Иоанна Кронштадтского книги), небольшая икона, я очень удивилась, потому что книги часто беру, кладу на место, вроде там ничего не было. Это оказалась очень красивая икона Богордицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», икона последних времен святого Иоанна Кронштадсткого, которго очень люблю. Оказалось, такая есть и в России, и на Украине – ее еще называют «Спасительница России», я ей буду с России молится, сегодня акафист прочитаю, если кто слышит настоящий верующий православный на территории Украины, прочитайте тоже, у вас чудотворная икона, которая оживляла мертвых.

Словами Иоанна Кронштадтского молю каждый день «Отче наш, иже еси на небесех! Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Де прекратится царство сатаны, да не будет место воле его безумной и пагубной»
Владычица наша, Пресвятая Богородица, спаси нас грешных

Спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, ХРИСТА БОГА НАШЕГО, и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим. …

Радуйся, Небесная Царице, твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу верным дарующая

Да прекратится царство сатаны, иуд и Гришек Отрепьевых, лже-Дмитриев, Тушинских воров, марионеток жидобесовких и масонских, преступлний и звертв, лжи и личемерия, фарисеев и лицемеров, крашеных гробов,
да пркратится царство сатаны, да не будет места воле его безумной и пагубной
        4
25 мая 2014 18:35
Прошу удалить меня из пользователей вашего сайта.Горлица,


Иш чего захотела-пиши.
        5