Рубрика: » » В 1551 год, 8 марта Царь Иоанн Грозный созвал Стоглавый Собор

В 1551 год, 8 марта Царь Иоанн Грозный созвал Стоглавый Собор

Царь Иоанн Васильевич Грозный был  прославлен в 1621 году в лике Святых Русской Православной Церкви, как никто никогда в России не прославлялся. Это прославление имело место в царствование Михаила Феодоровича Романова (1613–1629 гг.) при патриархе Московском и Всея Руси Филарете, 3 марта мы отметили 400-летний юбилей со дня его избрания на царство.

 

Отец и сын, митрополит и царь, были близки к Грозному Царю по времени и называли его не иначе, как «наш дед». Однако многочисленные и могущественные враги Царя Михаила Фёдоровича из боярской верхушки и высшей церковной иерархии постарались упразднить состоявшееся прославление. Поэтому мы нынче встречаем лишь редкие отголоски того исторического события. В частности, старинные Святцы одного из древних православных монастырей России сохранили запись о «великомученике» Царе Иоанне.

 

Известно, что Царь Иоанн был отравлен, также как и 18 членов его семьи. Состоявшееся прославление подтверждается и сделанным в своё время письменным закреплением обретения святых мощей Иоанна IV, которое далеко не случайно попало в труды честного историка Церкви, архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Царя Иоанна Грозного почитал Государь Император Александр III Миротворец. Он повелел написать икону в напоминание святости своего предка Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля.

 

Известный подвижник благочестия отец Валентин Амфитеатров показывал в Архангельском соборе Кремля Царю Николаю II книгу с записями чудес по молитвам Царю Иоанну Грозному. Царь тогда сказал: «Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Об этом есть материал в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Собору 1917–1918 гг. рассмотреть этот вопрос помешали революционные события. Многие верующие обретают помощь по молитвам к Царю Иоанну Грозному. Особенно он помогает в тех случаях, когда имеет место неправедный суд.

 

Рассмотрим же исторические свидетельства о личности царя Иоанна Васильевича из многих ныне существующих источников. В исторических заметках сказано, что царевич Иоанн рано стал сиротой. «Только одного доброго друга имел Иоанн в своём отрочестве. Это был митрополит Макарий[1]. Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник житий и поучений — "Великие Минеи-Четии” — и обладал огромной библиотекою. Он приохотил умного, живого и деятельного Ивана [Иоанна Васильевича] к чтению и образовал его ум, рано внушив, точнее, объяснив Ивану [Иоанну Васильевичу] понятие о Москве как о Третьем Риме и воспитал в нём желание превратить Великое Княжение Московское в Православное Царство»[2].

 

Так позднее, в 1551 году, Царь Иоанн Грозный созвал Стоглавый собор по примеру византийских императоров, на котором решались важнейшие государственные и духовные задачи. Стоглаву были представлены царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлёк митрополита Макария и лиц из своего окружения, прежде всего членов Избранной рады. Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нём были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Православной Церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчая книга, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.

 

Постановления Стоглава касались архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования, призрения нищих, вдов и сирот, и других вопросов. В царствование Царя Иоанна Грозного строилось много православных монастырей и храмов. На царские средства был возведён Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

 

Царь Иоанн Великим постом хаживал пешком из Москвы к мощам преподобного Сергия и усердно ему молился перед всяким важным делом. Как высокодуховный христианин он сам сочинял тропари и другие церковные песнопения. В наше время сохранились некоторые духовные труды царя Иоанна, которые издавались отдельной книгой.  

 

Проведение Царём Иоанном Грозным Стоглавого собора снимает с благочестивого  Государя обвинения в  цезаропапизме, единоличном принятии государственных решений и преобладании царской власти над духовной. Царь Иоанн Грозный унаследовал от Византии принцип симфонии власти, по евангельскому примеру Марфы и Марии, чётко выраженном в решениях Стоглавого собора.

 

Екатерина Василевич



[1] Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, прославлен в лике Святых Русской Православной Церковью только в 1988 году.

[2] Платонов С. Ф. Учебник русской истории, 1910 г. (переиздан: СПб., «Наука», 1993. — С. 127).

24 апреля 2016   Просмотров: 11350   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (16)
24 апреля 2016 14:28

Против царского вопросу соборное уложение о крестном знамении, како подобает архиереом и ереом рукою благословляти и знаменоватися и прочим православнымхристияном знаменатися. Глава 31. Так же бы священныя протопопы и священницы и диякони на себе воображали крестное знамение крестаобразно и по чину, и благословляли бы протопопы и священники православных християн крестаобразно же, якоже предаша святии отцы. Так же бы и детей своих и всех православных християн поучали и наказывали, чтобы себя огражали крестным знамением по чину и знаменалися крестаобразно. И правую бы руку, сиречь десницу, уставливали ко крестному воображению. Большой палец да два нижние перста во едино совокупив, а верхний перст с средним совокупив простерт и мало средний нагнув, тако благословити святителем и на себя крестное знамение возлагати рукою двема персты, якоже предаша святии отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сиречь на сердце, и потом на правое плечо,  таже на левое. То есть истинное воображение крестнаго знамения. Такоже подобает и всем православным християном руку уставливати и двема персты крестное знамение на лицы своем воображати и поклонятися, якоже и предрехом. Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша. И сия убо книга она Стоглав.    Никон со своими жидолатинскими переписчиками и царем во главе за верность вере своих отцов казнили 2 млн. чел.

        1
24 апреля 2016 18:48

Блаженная Пелагея Рязанская сказала, что старообрядцы хорошие люди, трудолюбивые, но сколько бы они не долбили себя в лоб двумя пальцами, это им не поможет в деле спасения.

        2
24 апреля 2016 19:24

Блаженная Пелагея Рязанская сказала, что старообрядцы хорошие люди, трудолюбивые, но сколько бы они не долбили себя в лоб двумя пальцами, это им не поможет в деле спасения.

А долбить,щепотью как иуда брал соль,и косячить- то спасешься?

Где логика?Мы предками пркляты  за отступление и это проклятие никто не отменял.Потому как нет покаяния соборного,так как отступление было соборное.

 

«Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отъимет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет».  Святой Епископ Павел Коломенский.

        3
24 апреля 2016 21:02

На древних иконах (в том числе на иностранных :) - то есть византийских и прочих) Исус Христос благославляет двумя пальцами (как и на иконах БМ Казанской, Иерусалимской, Избавительницы от бед) - что как бы намекает и дает повод видящим задуматься...

        4
24 апреля 2016 22:39

Цитата: Panamich
благославляет двумя пальцами

Благословение и крестное знамение совершенно разные вещи. Силу трёхперстного крестного знамения я испытал на своей собственной шкуре. При третьей попытке вселения в меня беса, я наложил на себя трёхперстный крест, бес бежал и 20 лет эти ужасы меня больше не безпокоят.

        5
25 апреля 2016 06:05

Килияс, Вы распространяете клевету на Св. Серафима Саровского. Никак двоеперстие и троеперстие не являются равночестными, и о. Серафим Саровский всегда сам крестилсмя троеперстием и другим говорил креститься троеперстием и даже, исцеляя больную из старообрядцев, требовал ей перекреститься тремя перстами. См., например, здесь:

http://idrp.ru/imenini-lib73/

        6
25 апреля 2016 09:12

Святый Благоверный Царе Иоанне, моли Бога о нас!

        7
25 апреля 2016 12:05

Cв.Сергий Радонежский крестился двумя перстами, а также пр.Иосиф Волоцкий.

        8
25 апреля 2016 18:38
Цитата: gennadiy777
Блаженная Пелагея Рязанская сказала, что старообрядцы хорошие люди, трудолюбивые, но сколько бы они не долбили себя в лоб двумя пальцами, это им не поможет в деле спасения.
А Пелагея Рязанская, не знала, что Поме?стный собо?р Ру?сской правосла?вной це?ркви 1971 года отменил анафему на старообрядев 1666-67годов "яко не бывшую". Только не анафему собору надо было отменять (великое прям благодеяние старообрядам сделали), а в ноги им поклонится, за веру и стойкость. И объединится с ним. С переходом на их богослужебные тексты и обряды. А не оставаться как сейчас с текстами перепорченными ересью жидовствующих.
        9
25 апреля 2016 19:03
Царь Алексей Михайлович под действием Духа Святаго (как Помазанник) объединил церкви - греческую и русскую. Лукавый не упустил возможность создать раскол... не вдаваясь в подробности (все начитанные, все всё знают). Не под действием Духа Святаго, а под действием лживых речей грека ожидовленного, Паисия Лигарида, царь реформу начал. И никто то церкви не объединял, а только все тексты приводили в соответствие с греческими текстами. А у них уже они (тексты) перепорчены были. А Аввакум остался со старыми, 10 века. И самое главное, начитанные то начитанные все. Но кто что читает? Вот вопрос.
        10
25 апреля 2016 20:45

Цитата: агапия
Только не анафему собору надо было отменять, а в ноги им поклонится

А каким именно старообрядцам: они понараскололись, понаразделились, миллион всяких течений.

        11
26 апреля 2016 14:50

Цитата: iliarus
В 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием

А к какому из многочисленных старообрядческих толков, враждующих между собой было это послание? Или ко всем сразу? Но ,тогда это проявление экуменизма! 

Каких только дров не наломала РПЦЗ в период своей самоизоляции от Вселенского Православия.....

 

        12
26 апреля 2016 15:21
Когда вас гнать начнут за несогласие с патриархом,да не просто гнать ,а жечь и пытать как древлеправославных жгли и раскольниками звать,может тогда поймете староверов. А толков у них много,так что удивительного,коли не было единого пастыря(патриарха) у них! Чем теперешнее время отличается от того? Почему только сейчас патриархи могут еретиками быть? Будто раньше никто уж из патриархов и ошибиться не мог? Те же восточные патриарх писали Никону,что обряд не мешает единению!
        13
26 апреля 2016 16:14

Цитата: Илариончик
Цитата: ищущий правду
Cв.Сергий Радонежский крестился двумя перстами, а также пр.Иосиф Волоцкий.
И что? Вы или в Соборной Церкви или в не Её. Царь Алексей Михайлович под действием Духа Святаго (как Помазанник) объединил церкви - греческую и русскую. Лукавый не упустил возможность создать раскол... не вдаваясь в подробности (все начитанные, все всё знают).
 
Но если следовать твоей логике ищущий правду, то все действия церкви после времён Моисея неканоничны и соответственно не имеют благодати.  winked Вот как выглядело "техническое задание", полученное Моисеем на горе Синай: "Скинию же сделай...". (Исх.26). Сегодняшние храмы сохранили только структуру обетования Бога.
 
Именно отсутствие смирения приводит к расколу. А лукавый через особо-ревнующих подсказывает: так что, до нас отцы были недостаточно разсудительны и смиренны? И пошло-поехало: старообрядцы, Афонские "зилоты"...
Надо не забывать,Илариончик,что сегодня, Великий Вторник, поэтому надо не закипеть от выяснения правды.  Хочу сказать,что" двоеперстие или троеперстие"-это только обряд.Вера,сила Духа -вот ,что главнее. А православные до раскола обладали и тем и другим.Вера была чистой ,крепкой.Сколько, истинно ,верующих погубили в результате раскола.Бороды сбрили.Лицемерию научили. Вот начало ересей и отступлений, дошедших до нас  и выросших многократно.Что за вопрос" И что". Почему непочитание ВЕЛИКИХ СВЯТЫХ.Они крестились двумя пальцами,чудотворцы .Благодать Божия на них почивала.         А вот смиренных без разумения скоро приведут к антихристу.

        14
26 апреля 2016 16:51
Но ведь их ( староверов) повыгоняли из храмов, предали анафеме. Как же им было остаться в Церкви?

Да и зачем Вы сравниваете старообрядцев с убийцами народа и беззаконниками? Изначально это простые люди,страха ради Божия не принявшие Никоновы нововведения.
        15
26 апреля 2016 17:54
Ну так смирения ради далеко можно пойти! Разве нельзя ,оставаясь в церкви,использовать ,например,двоеперстие для наложения крестного знамения?Благо,в наше время это не запрещено,ведь и во времена п. Никона некоторым отцам разрешили молиться по старому обряду. Или это тоже гордыня? Мне интересноВаше ммнение.
        16