Рубрика: » » Любостыньский стослов. Соборность Православной веры и Церкви

Любостыньский стослов. Соборность Православной веры и Церкви

Написано Святым Владыкой Николаем в монастыре «Любостыня» в 1941-1942 гг. во время заточения фашистскими оккупантами.

 

Вера в Евангелие. Смысл и значение той веры. Плоды Православной Церкви

 

1.Сказал Господь: Покайтесь и веруйте в Евангелие. Настоящее покаяние не значит только печалиться о совершенных грехах, но полностью повернуть свою душу от тьмы к свету, от земли к небу, от себя к Богу.

 

2. Покаяние без этого полного обращения есть не что иное, как заигрывание с Богом и со своей душой. А с Богом нельзя играть. Он милует покаянника, но бьёт тяжёлой рукой того, кто не кается или кается неискренне или не полностью. А когда он ранит, рана та бывает глубока, и никто не может излечить её, кроме Него.

 

3. Какова суть покаяния и верования в Евангелие показывают эти две строки из Священного Писания.

- Что есть человек? - «Аз есмь червь, а не человек»,– сказал пророк Давид.

- А кем человек должен быть? - Вы боги и сыновья Божьи – эти слова произнесены Христом Спасителем.

Сотворить из червя бога и сына Божьего – вот суть покаяния и веры в Евангелие.

 

4. Что значит верить в Евангелие? Значит, верить в Радостную Весть, которую Небесный Вестник, Бог Сын Божий, принёс роду человеческому. А Христово открытие есть самое большое открытие от сотворения мира. Только это Его открытие способно человека-червя обратить в человека-бога и сына Божьего.

 

5. Разве никто до Христа не объявлял Радостную Весть? Разве никто из стольких мудрецов, философов, учителей, законников, царей и пророков – никто, совсем никто? Никто из них не мог знать Радостную Весть, а тем более объявить её. Почему? Потому что были от земли, и всё, что говорили, говорили от земли (см. Ин 3, 31). Говорили как сыновья земли, а не как сыновья Неба. О Небе говорили, глядя на землю и блуждая по земле (если и говорили).

 

6. Потому все веры и философии до Христа мрачны и пессимистичны, неустойчивы и расплывчаты. Как в Элладе, так и в Индии, как в Египте, так и в Персии. А также и в уравновешенном Китае. И в Старой Мексике у Инков, и у современных язычников. Ни одна вера или философия не заслуживает названия Радостная Весть. Один из великих поэтов старых времён, Омир, сказал когда-то: «Лучше быть псом в этом мире, чем королём в Хадесе!» Как человек земли, он не мог сказать ничего радостнее.

 

7. Только Тот, Кто сошёл с неба, Сын Человеческий, Который на Небе, мог свидетельствовать миру о том, что есть на Небе, каков Бог, каковы духи действительности на том свете, каков духовный мир около Бога и что бывает с душами человеческими после телесной смерти. Что видел и слышал, о том свидетельствует. Его свидетельство чисто сверхъестественное в духовном смысле. Он не свидетельствовал по логике земной, не по заключениям человеческого разума, не по мудрствованию и философствованию земного человека, но по тому, что видел и слышал. Небесный Вестник небесной действительности. Пришёл в мир, чтобы свидетельствовать истину, которую никто из земнородных не мог верно свидетельствовать. И Своё свидетельство Он называет Радостной Вестью.

 

8. Небесный Вестник Радости свидетельствует о том, что Бог един в вечной троичной гармонии Отца и Сына и Святого Духа, что Бог не только Творец, но и Отец, то есть самый Милый, самый близкий родственник всех тех, кто желает быть Его сыновьями; что Бог, как Отец, Сам по Себе есть суть Любви и из любви к роду людскому послал Сына Своего Единородного в мир, чтобы мир спасти; что душа человеческая имеет большую ценность, чем весь материальный мир; что существует безчисленное войско Ангелов на том свете, которое иногда видимо, иногда невидимо, но Ангелы непрестанно помогают людям в драме этого мира; что праведники после смерти воссияют на том свете, как солнце; что Сын Божий пришёл в мир для того, чтобы люди-черви стали людьми-богами и сыновьями Божьими по желанию и милости Отца. Что будет праведный Суд Божий. Воскресение из мертвых. Жизнь вечная. И ещё много других вещей, одна радостней другой.

 

9. Христос призвал людей, чтобы верили в ту Радостную Весть. Покайтесь и веруйте в Евангелие. То есть призвал их, чтобы веровали в Него, веровали в каждое Его слово. Ведь нет другого способа для людей дойти до сознания истины в главных жизненных вопросах их существования, кроме как на веру принять слова Того, Кто есть личный свидетель небесной и духовной действительности. Или верить Христу, или продолжить блуждание по мрачной и бурной пучине жизни, блуждать и натыкаться на прибрежные скалы земные. Третьего не дано в истории человеческого муравейника по сей день.

 

10. Из этого ясно, что Христианская вера не похожа ни на какую другую веру в мире. Всякая другая вера человеческая есть вера земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей другой веры не говорил, что сошёл с Небес или послан Отцом, и не свидетельствовал о Небе то, что видел и слышал, и не вернулся на Небо. Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнении свидетельства Христова с остальными верованиями во всём мире.

 

11. Не спрашивайте у христианина, верует ли он в Бога, но спросите, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Если скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он язычник, потому что имеет веру как люди 2000 лет назад, например, эллинские или азиатские философы. Зачем же тогда Христос сходил с Неба? И зачем кровью запечатал Своё открытие миру, Свою Радостную Весть? Такой христианин принял на свою голову пречистую кровь Сына Божьего, так же, как и те, которые кричали: «Распни его, распни!»

 

12. Православная Церковь, единственная Христова Церковь в мире, с самого начала держалась веры в Евангелие, не склоняясь ни вправо, ни влево, без опоры на другие верования или языческие философии, или на естественные науки. Ведь когда идёшь за ясновидящим и провидящим вождём, смешно спрашивать косых и слепых о пути.

 

13. Имея совершенную веру во Христа и Его Радостную Весть, отцы и учители Церкви решительно отбросили эллинские философии, азиатские мистерии, и африканские тоже. Даже те, которые учились в Афинах философии, такие, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, также и те, которые были рождены в Египте и Аравии – Святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин и другие.

 

14. Именно эти святые отцы лучше всего знали языческие философии и мистерии и на своём родном языке опровергали их решительно, защищая едино спасительную веру в Евангелие, в Радостную Весть Человека с Неба. Ни малейшего компромисса не допускали они ни с кем и ни с чем, что от земли, что от человека или что возникло и существует вне Христа и Его Евангелия, в Радостную Весть Человека с неба.

 

15. Известно, например, как пламенно святитель Иоанн Златоуст критиковал Сократа и Платона, стоиков и эпикурейцев и другие известные эллинские философии. Он не искал похожих подтверждений Евангельской истины в тех философиях, но полностью их презирал и отвергал как вредные и душегубительные.

 

16. Не так поступают неправославные учителя церкви, смущаемые и запуганные миром, имея в себе слабую веру в Евангелие, стали они призывать на помощь эллинскую философию, азиатско-африканские мистерии и западные естественные науки, чтобы доказать истинность Христианского открытия. Так были созданы разные противоположные школы в еретических церквях. Одни опирались на Платона, другие на Аристотеля, третьи на стоиков, четвёртые на Плотина, пятые на сирийские, иранские и египетские баснословные мистерии, шестые на индийскую теософию и другие направления оккультизма; в новое время некоторые из тех школ всецело опираются на естественные науки, которые они считают менее баснословными, чем восточные веро-учительные мистерии.

 

17. Так Вельзевул призван на помощь Христу, и так демонология внедрилась в еретическую христианскую теологию, как опора и обоснование ее. В результате Христос в глазах еретиков всё уменьшался как Бог, а увеличивался как человек, пока злочестивый Арий, наконец, и в наше время не дошёл до триумфа на еретических сборищах.

 

18. В остальном, не будем несправедливы и по отношению к демонам. Даже они признавали в лице Господа Иисуса одно Высшее Небесное и Божественное существо, намного выше, чем это видят многие еретические богословские неправославные церкви. Смотри, разве не кричали бесы: «Иисусе, Сыне Божий!» или «Иисусе, Сыне Бога Всевышнего!» Разве они не признавали и не говорили: «Знаем, кто Ты: Святый Божий!» или: «Ты Христос Сыне Божий». И ещё сказано: «И духи нечистые, когда видели Его, припадали к Нему и восклицали: Ты сын Божий! А он запрещал бесам говорить о том, что Его знают (см. Мт 8, 29; Лк 8, 28; 4, 41; Мк 1, 24; 1, 34; 3, 11).

 

19. О Вселенная! Зачем тебе звёздный наряд? Зачем не стряхнёшь звёздный венец, видя то, как люди стали слепее бесов, не разумнее сынов пекла!

 

20. Зачем Иисус запрещал бесам объявлять людям, что он есть Христос, т. е. Мессия и Сын Божий? Потому что мудрый и человеколюбивый Господь наш не желал, чтобы бесы были учителями людей; не хотел, чтобы бесы представляли Его людям; но хотел и желал, чтобы люди сами познавали и признавали Его как Бога и Спасителя, по словам Его, по делам Его, по любви Его, по дыханию и духу Его. Чтобы злые демоны не хвалились, что они помогли в деле Христа и что без них Христос не мог бы просветить и спасти род человеческий.

 

21. Еретические богословы раннего времени соперничали в том, кто более известного эллинского философа мог вовлечь в свою теологию. Так римо-католики призвали на помощь Аристотеля, а лютеране Платона; протестантские группы приглашали Плотина и остальных мыслителей-неоплатоников. Смешали всё с Радостной Вестью, так что ослабили и уменьшили Радость.

 

22. В новое время все еретические церкви стали строить подпорные стены Евангелию из научных теорий. Усвоили многие научные теории как нечто абсолютное, несмотря на то, что самые великие современные учёные перестали рассматривать даже и позитивные знания (не упоминая теорий) чем-то абсолютным.

 

23. Как то, что Пилатовы воины облачили Господа Христа в дешёвую багряницу, а Ирод - в белое платье, так и еретические богословы одели Спасителя в дешёвое платье языческой философии и ложной науки. Будто ради того, чтобы нарядить покрасивее! Но в обоих случаях Христос одинаково поруган и унижен.

 

24. Православная Церковь единственная в мире сохранила веру в Евангелие как единственно абсолютную истину, которая не нуждается в поддержке никакой философии или светской науки. Отсюда во время чтения члена Символа веры: Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь – мы подразумеваем под Единой только Православную Церковь по выше упомянутым причинам.

 

25. Еретические богословы назвали Православную Церковь пренебрежительно «окаменевшей церковью». Почему? Потому что, по их словам, «не идёт за временем» или потому что «не приспосабливается ко времени»! Между тем это и составляет славу Православия, что оно не идёт за временем и не приспосабливается ко времени, подобно заповедям Святого апостола Павла: Не приспосабливайтесь к этому веку.

 

 26. Как бы вечность шла за временем? И как бы абсолютное могло приспособиться к быстротечному? Как бы Царство Небесное примирялось с царством земным? И как бы ценное сотрудничало с дешёвым? Если мир во зле лежит, как это сказано, станем ли добро ущемлять и подражать злому, или небесный свет усиливать дымным горением угля и нефти?

 

27. Есть, конечно, некоторые богословы и в Православной Церкви, которые вслед за еретическими богословами считают, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы противостоять мирским бурям. Им импонируют еретические мысли и еретические методы. Всей своею душой они с еретиками, но внешне держатся Православной Церкви, порядка ради. Это балканские голодранцы и киевские иванушки, которым со своей палубы кажется, что на чужом корабле всё лучше и умнее устроено – даже и концессионно-помешанная теология (паганохристология).

 

28. Православная Церковь отбрасывает таких богословов в целом и не признаёт их своими, но терпит их  ждёт их покаяния ради спасения их душ, чтобы не увеличивать число обитателей ада. Те богословы не являются носителями православного сознания и православной совести, но больными органами Целой Церкви. Носителем православного сознания и православной совести является народ, монашество и приходское священство.

 

29. Сказал славный Господь наш: Не принимаю славы от людей. Позиция еретиков идёт наперекор словам Спасителя мира. Они ищут славы человеческой. Они боятся людей. Они поэтому цепляются за людей известных и «прославленных» в истории человеческой, чтобы подпереть Евангелие и чтобы стать угоднее людям этого мира. Они оправдываются, говоря: «Чтобы обратить их!» Но они горько обманываются! Чем больше они подлизываются к миру – чтобы привлечь свет церкви – тот ласкаемый мир всё дальше бежит от церкви. Чем больше они показывают себя просвещёнными, недуховными, современными, тем больше мир их презирает. Воистину, невозможно угодить и Богу и миру. В основном, каждый христианин знает, что Богу можно угодить истиной или правдой, а миру никак не угодишь, ни истиной, ни ложью, ни правдой, ни неправдой. Ведь Бог вечен и неизменен, а мир быстротечен и изменчив.

 

30. Ещё сказал Евреям славный Господь наш: Как вы можете веровать в Евангелие, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая едино от Бога, не ищете. Очень подходит к еретическим богословам. И очень точно объясняют слова Христовы их позицию; и достаточен Божий суд над ними. Когда бы искали славу от Бога, верили бы в Евангелие Божие и не сворачивали бы ни налево, ни направо. Но они хотят славы и похвалы человеческой; потому стремятся подтвердить свидетельство Божие и подпереть человеческим свидетельством. Это грешно и ошибочно. Даже если они не для себя лично славы хотят, а для церкви своей. Ведь Всевышнему наносится оскорбление, когда Его свидетельство подпирают свидетельством человеческим. Будто люди подтверждают то, что Бог говорит!

 

31. Каковы последствия такого еретического преклонения перед миром? Опустошительные, с точки зрения Евангелия. Опустошительные для жизни еретических народов, как индивидуальной, так и социальной. Опустошительные для веры, для культуры, экономики, политики, морали и для брака – для всего. Ведь наше отношение ко Христу, Вестнику Радости, определяет математически точно все другие отношения в этом мире.

 

32. Христос сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже». А еретический мир на сотни ладов выражает мысль: Без Христа можем делать всё. Целая современная культура есть прекословие Христу. Вся современная наука есть соперничество тех, кто сильнее способен ударить по науке Христовой. Это бунт вульгарных слуг против своего господина – бунт мировой науки против небесной науки Христовой. Но весь тот бунт завершается в наши дни тем, что написано в небывалой форме и ясности: Называя себя мудрыми, обезумели (Рим 1, 22).

 

33. Действительно, неизвестно в чём больше безумие современного мира, отпавшего от Христа: в личном ли опыте одиночек или в браке, в школе или в политике; в экономическом устройстве или в правопорядке, на войне или в мире. Всюду доведено до вульгарности и грубости. И где больше отсутствует Христос, там больше вульгарности и грубости. Ложь и насилие вошли в триумф.

 

34. Пусть же стыдятся еретические богословы и старейшины еретических церквей в народе, которые за счёт Христа поднялись ради господства над всеми народами в мире. Следовало бы им устыдиться, ведь они, как неразумные Галаты, начав духом, завершают телом. Они главные виновники того, что те народы сошли с правого пути и стали хромать на обе ноги, поклоняясь то Богу в Иерусалиме, то золотым тельцам в Самарии.

 

35. Ведь, как и то, что когда-то Евреи попирали Божии заповеди одну за другой и ходили с мирскими желаниями в сердце своём, то же самое они сделали и с наукой Христовой, госпожой над всеми науками. Догмат за догматом они подтачивали и свергали; евангельские заповеди одну за другой уничтожали; апостольские и отеческие установления отбрасывали одно за другими; высмеивали святительские речи; подвижнические примеры называли сказками.

 

36. Самый тяжёлый удар Евангелию еретики нанесли тем, что посомневались в Божестве Мессии мира; некоторые только посомневались, а некоторые совсем отреклись. Затем быстро последовал целый ряд отрицаний духовных действительностей, таких как ангельский и демонский миры, отрицание поста,  отрицание силы креста и ценности молитвы, и так далее по порядку.

 

37. Одним словом, приспосабливали и упрощением занимались еретические богословы ещё до отпадения Запада от Востока, а интенсивнее всего в течение последних 150 лет. Приспосабливали небо к земле, а Христа к другим «основателям веры». Радостную Весть приспосабливали к остальным верованиям: к израильскому, мусульманскому и языческому. Всё во имя «толерантности» и в «интересах мира» между людьми и народами. Между тем, тут и положено начало всех войн и революций в истории мира. Ведь истина не может никак соединиться с неистинной, полу истиной или ложью.

 

38. Теософская идея в том, что истина находится разбросанной по всем верам, философиям, мистериям,  преобладает среди еретических богословов западного мира. По их мнению, и в Христианстве должно быть то, что есть истинного в Исламе, Индуизме или Буддизме, или в Платоне, Аристотеле, в Зенд-Авесте, также как и в тибетских Тантрах и Мантрах. Если бы так было, тогда бы человечество безнадёжно плавало по мрачному океану жизни без капитана и компаса.

 

39. Зачем же тогда Христос изрёк эту неслыханную речь: Аз есмь  Истина? Он не сказал: Я есть часть Истины, но сказал Истина. И ещё: Аз есмь свет миру. Значит, Он есть вся Истина и весь Свет. И ещё сказал, что Он знает Бога – вы Его не знаете, сказал Он евреям, - а Я знаю; и если скажу, что Его не знаю, буду такой же лжец, как и вы. Обманулся ли Христос или нас обманул?

 

40. Пусть нам Господь простит то, что задаём такие вопросы. Не мы эти вопросы поставили, но еретики непрестанно отвечают на эти вопросы то так, то иначе; то, как Евреи - будто Христос обманул, то, как теософы - будто сам обманулся. Для нас нет таких вопросов.

 

41. Православные народы веруют и исповедуют, что Иисус Христос единый и единственный Мессия, Спаситель мира, Искупитель рода человеческого от греха, Переродитель, воплощённый Сын Божий от Девы Марии и Духа Святого, Бога от Бога, полнота Истины, источник Жизни, Победитель смерти, Начальник воскресения, единственный правый Путь к правой цели, Судья живых и мертвых.

 

42. Есть до сих пор что-то не разъяснённое, а именно: что составляет главное отличие между Восточной Церковью и еретическими западными церквями. Прежде чем объяснить это различие, следует знать, что период еретической западной церкви не начинается от реформации и не от французской революции, но от десятого столетия с момента отпадения христианского Запада от христианского Востока. С тех пор настало в западном христианстве приспособленчество и обособленность. Это и есть суть их нового периода (новой эпохи) модернизма и современности, чем они хвалятся. Для Восточной Церкви не существует ни старого, ни нового периода, с тех пор как Христос явился миру, но всё остаётся неизменным и истинным, невзирая на время, обстоятельства и конъюнктуру.

 

43. Основное различие между Восточной Церковью и Западной с 1054 года по сей день состоит в различном понимании Евангелия Христова. Запад уже в то время, и немного ранее, начал воспринимать Евангелие как теорию, а потом как одну из многих теорий о мире и жизни, в то время как Восток воспринимает Евангелие как подвиг и практику. Оттуда пришло, что догматика на Западе стала теоретической наукой.

 

44. Догматика есть наука практическая. Это то, что еретические богословы или не осознали, или забыли. Догматика с самого начала была наукой практической. Об этом знали Апостолы, Святители и Подвижники Церкви, и трудились всякую догму осуществить в себе, в своей жизни.

 

45. Например, догма о Святой Троице, о Боге Троичном в Единстве, казалась многим клирикам и еретическим богословам самой абстрактной догмой. Между тем, в Минеях православной Церкви говорится о многих Святителях, что  подвигами сделали себя «обиталищем Святой Троицы». Так как обожили свой ум, и сердце, и волю; все три исполнились, как три сосуда, Духом Святым, подобно притче Христовой о трёх мерах муки.

 

46. Это прекрасно выразил апостол Павел словами: Не знаете ли, что тела наши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор 6, 19). Конечно, где Бог Дух Святой, там и Бог Отец и Бог Сын, Троица Святая, нераздельная, несливаемая и животворная. Поэтому и говорится в похвальных стихирах некоторым Святителям: «И был еси обиталищем Святой Троицы».

 

47. Все богослужения в Православной Церкви, как и многие требы, начинаются с молитвы Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю Душе истины… прииди и вселися в ны. Мы молимся о том, чтобы Дух Божий пришёл и вселился в нас. Это не происходит сразу, но после долгих подвигов в молитве, посте, милостыне и труде; и когда всем тем, а также частыми слезами и воздыханиями очистится сердце, тогда Дух вселяется в сердце, чтобы сердце, ум и волю обожить. Тогда Бог Всевышний обитает в человеке и действует во всём.

48. Ум, сердце и воля представляют троичность в человеке. В душе грешной и страстной те три не находятся в единстве и божественной гармонии, но разделены и дисгармоничны. В том случае человек будто разделён сам в себе, который не может существовать, и обречён на гибель. Такой душевный дом ничего не может спасти от гибели, кроме покаяния и веры в Евангелие.

 

49. Познает ли человек истину, то есть истинность Господа и Спасителя своего, Мессию мира и Небесного вестника. Тогда начинает весь предаваться Ему и открывать сердце своё для приёма Его с Отцом и Духом в себя. Тогда наука Христова перестаёт быть теорией или философией. А становится практическим исцелением, баней преображения и методом обожения. Всё действительно, как кровь с Креста, всё необходимо, как хлеб и вода, и всё практично, как строительство нового дома.

 

50. Быть прощённым от греха и очищенным от страсти; быть отвязанным от мира и полностью вознесённым к Богу; иметь сердце очищенное и открытое,  исполненное любовью к Богу и стремлением к непосредственному прикосновению к Богу – это значит быть подготовленным к приёму Бога в себе. А когда Бог, по неизреченному промыслу Своему и необъяснимой любви вселяется в такого человека, тогда Бог в человеке становится субъектом, а человек объектом.

 

51. О, мрачная гносеология мелких философов, как ты мрачна! Ясно, что философия никак не даётся крещёным людям. Кому дано Евангелие, не даётся философия. Отсюда языческие философы больше философов крещёных. Презирающий дар Божий лишается его. Поэтому крещёные философы не могут решить вопрос субъекта и объекта, так же как его не могли решить и языческие философы. Мрак философской гносеологии, и древней и современной, остался навсегда мраком безпросветным.

 

52. Решили этот вопрос христианские Святые; решили его практично в себе. Бог вселился в них и стал субъектом. Они отказались от себя и дали Богу мыслить вместо них, любить за них и действовать за них и через них. Откуда же в них познание истины? От Бога. Откуда такая сила в них, и такие мощные дела и чудеса? От Бога. Откуда у них такая пламенная речь, такой огненный язык? От Бога. Откуда у них такая прозорливость и ясновидение? От Бога. Всё от Бога; всё Божие; ведь Бог субъект, а они объект.

 

53. Не пишется ли ещё в Ветхом Завете: И Господь сказал Моисею: Вот поставил тебя быть богом фараону. Смертного человека избирает Бог и ставит его перед людьми богом вместо себя. И разве Ангелы Божии часто не называются богом, когда являются людям, чтобы объявить волю Божию? Прочитай повесть о Гедеоне, как ему явился Ангел Божий и назвал себя Господом. И Гедеон, зная, что перед ним ангел Божий, назвал его Господом (Судьи 6, 14-15). Также и в повести о Маное, отце Сампсоновом, увидев Ангела Божиего, сказал своей жене: Действительно умрём, ведь мы видели Бога (Судьи 13, 22).

 

54. Ни Моисей не бог, ни Ангел Божий не бог, но и Моисей и ангел объекты Божией силы и Божией деятельности, а Бог делатель, субъект. Святой Онуфрий Великий не был тем, чем был Моисей, и не был Ангелом Божиим, но всё-таки в одной стихире называется богом: «И был ты богом». Но оставим и Моисея, и Онуфрия, и Ангелов Божиих, и возьмём пример над примерами.

 

55. Возьмём за пример Того, Который сказал о Себе: Я и Отец одно ( см. «Я в Отце, и Отец во Мне» Ин 14, 10). И ещё сказал: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (там же); Я не один, но Я и Отец, Который меня послал. Не творю волю Свою, но Отца, Который Меня послал. Моя наука не Моя, но Того, Который Меня послал. Эту заповедь принял от Отца Своего. Кто Мне верует, не верует Мне, но Отцу, Который Меня послал. Кто видит Меня, тот видит Того, Который Меня послал. Всё вам сказал, что слышал от Отца, Который Меня послал. Мне следует делать дела Того, Который Меня послал. Не Сам от Себя пришёл. Я живу Отца ради».

 

56. О чудесном вселении Бога в человека сказал Господь своим ученикам так: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Это исполнилось на Апостолах и всех Святых. Апостол Иоанн пишет в Первом послании: «Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13). Апостол Павел утверждает о себе: «Не я живу, но живёт во мне Христос». О чём говорить? Разве все Апостолы не имели Бога в себе? С того исторического дня, когда Бог Дух Святой сошёл на них на пятидесятый день после Воскресения, исполнились все Духом Святым.

 

57. Мы узнаём из Деяний Апостолов и из Жития святых Божиих людей, что происходит с человеком, когда в него вселяется Бог. Путями его Бог управляет; слова, которые говорит, не он говорит, а Бог, дела, которые творит, не он, а Бог творит. Происходит всё по слову Господа: Не будете вы говорить, но Дух Отца вашего станет говорить из вас. Святой Павел свидетельствует о себе: «И Дух мне повелевает», или «И Дух не дал ему идти». Святой архидьякон Стефан, будучи исполнен Духом Святым, увидел, как отверзлись небеса и Иисуса на престоле славы. Когда апостол Филипп увидел Ефиоплянина-евнуха, дворянина Арапской царицы, Дух сказал Филиппу подойти к той колеснице. А когда крестил Ефиоплянина, внезапно Дух сделал его невидимым, и перенёс его в город Азот. Духом Божиим говорили святые Божии люди. И творили чудеса, как и Христос, а иногда и больше. Смотри, по слову Христа высохла смоковница, а по слову Петра испустили дух Ананий и Сапфира. По слову Христа утихла буря на море, а по слову Марка Трачского передвинулась гора.

 

58. Ни один Святитель не приписывал никакое чудо себе, но Богу, Который в нём. В том разница между христианскими чудотворцами и индийскими йогами. Ведь квази-чудеса, ими творимые, они приписывают себе и требуют себе славы; тогда как христианские Святые приписывают все великие дела свои Всевышнему Богу, Который в них обитает. В Деяниях Апостольских описан контраст между Симоном Волхвом и апостолом Петром. Тот желает быть чудотворцем ради личной выгоды и славы, в то время как Апостол всё делает во славу Божию и всё приписывает Богу, а не себе.

 

59. Чем больше Святой творит великих дел, тем больше принижает и смиряет себя перед Богом, осознавая, что все дела, им творимые, не он делает, но Бог, Который в нём. Он чувствует, что Бог в нём субъект, а он только оружие Божье, инструмент Страшного и Всесильного Творца своего. Возьмём, к примеру, Павла. Так написано: И Бог творил немалые чудеса руками Павла. Даже убрус с его тела полагали на больных и те становились здоровы. Между тем, тот же Павел называет себя грешнее всех грешников.

 

60. В Православной Церкви все чудеса, которые один Божий угодник творит, приписывают Богу, а не человеку. И в наши дни происходят безчисленные чудеса исцеления и спасения от напастей при помощи молитв. Все те чудеса и в нашем поколении приписываются, как прежде при Апостолах, Богу, а не человеку. В том лежит загадка для еретиков, которые отбрасывают чудеса, например: молитвой исцелить больного, или низвести дождь или отклонить какую-то очевидную напасть. Не верим ничуть, что человек сам по себе способен такое творить, но веруем, что это может творить Всемогущий Бог через человека. Но еретики не могут того, что в Евангелии существенно, то есть Бог может вселиться в человека и действовать как субъект в человеке.

 

61. Может ли человек остановить солнце на целый день? И может ли неграмотный человек в пустыне выучить наизусть Святое Писание без книги и учителя? Праведный Иисус Навин именем Божиим остановил солнце над Гаваоном. Преподобная Мария Египетская, необразованная женщина, прожившая в заиорданской пустыне около полстолетья не встречая людей, знала наизусть Святое Писание, о чём свидетельствует первый и последний её посетитель, авва Зосима. Как это возможно для смертного человека? Никак.

 

62. Это объяснил Господь Иисус, сказав: Что невозможно людям, возможно Богу. Богу всё возможно. Из праведности и верности Иисуса Навина Бог остановил солнце над Гаваоном. Пока Израиль не одержал победу. Кто научил пустынножительницу Марию Святому Писанию? Дух Божий; так как обещал Спаситель своим ученикам: Утешитель Дух Святый, Которого Отец пошлёт от имени Моего, Он вас научит всему. Он и научил блаженную Марию, вселившись в неё и обожив её. И другие страшные чудеса показала Мария опять не от себя, но от Бога, Который в ней обитал.

 

63. Но еретики, как и безбожники, не берут людей-богов за мерило, но людей-червей. И так размышляют: что не возможно одному человеку, и другому не возможно. То есть, что не возможно человеку-червю, не возможно человеку-богу и Сыну Божиему. Уравнивание всех людей по телесному мудрованию на материальном плане, вот их занятие. Уравнивание людей, уравнивание вер, уравнивание народов, уравнивание всего, во имя Дарвинового праотца горилл.

 

64. Между тем от сотворения вселенной никогда никто не ставил такого великого и страшного различия между человеком и человеком как Евангелие. Одни люди названы сыновьями света, а другие сыновьями тьмы. Одни призвали Бога в Отца, а другие дьявола. Одни обозначены как сыновья Царства Небесного, а другие как сыновья ада. Одни за Христа, другие за антихриста. Через одних действует Дух истины, а через других - духи лжи. Как сказал Бог Сын: Духа истины, Которого мир не может принять, так как не видит и не знает, а вы знаете. Так как в вас Он пребывает, и будет пребывать.

 

65. Европейские еретики, так же как и безумные атеисты, требуют очевидности, чтобы поверить, поэтому они не знают Духа истины и не известно им действие духа. В себе не имеют, а тем, которые имеют, не верят – тоска и погибель! А когда и видят чудо Божие через сына или дочь светлости, они всё равно не верят, но мучатся над тем, чтобы объяснить это психопатией или неврастенией! Так они не позволяют человеку-червю приподняться ни над волом, ни над орлом, а где уж там до Бога дойти.

 

66. Православная Церковь в соответствии с Евангелием строго различает детей этого мира от детей Царства. Хоть Творец  ангелов и видимого мира Тот же, но сказано: Мир лежит во зле. Это значит, лишён света и удалён от Бога, поганый, то есть языческий. Он может осветиться только через святых людей, в которых живёт Бог Дух Святой, присутствием тех святых в Нём, в методах и средствах, которые Церкви известны. Это: молитва, крестное знамение, призвание имени Святой Троицы, имени Христа и Богородицы и Ангелов и Святителей. Всё это для них легко, хоть они и немощны. Но сказано, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (см. 1 Кор 1-28).

 

67. Православная Церковь основана на вере в то, что Евангелие есть нечто совсем новое, не имеющее подобия тому, что было явлено ранее людям и будет явлено. Это основная вера, на этом всё держится. Евангелие не может сравниваться с другими вероучительными книгами мира, ни в литературе, ни в законах, ни в философии и человеческой теории. Скажем, как электрический свет не сравним ни с каким другим источником света, ранее существовавшим, ни со светом от свечи или лампады. Евангелие есть открытие пути, истины и жизни. Оно не только слова даёт, но и силу. Не изучается оно только чтением и слушанием, но больше делом, подвигом, терпением и творением.

 

68. Евангельские слова не обычные слова человеческие, но проводник, через который струится мудрость и сила. Ведь сказано о Христе, что Он Божия сила и Божия премудрость. Его слова светятся истиной на пути в жизнь.

 

69. Ещё Евангельские слова есть лекарство и пища. Тысячи и тысячи грешников, услышав Евангельское слово, обратились на путь вечной истины и безсмертной жизни. Тысячи и тысячи покаянников и подвижников излечились евангельскими словами от страстей. Сказал Господь: Я хлеб жизни. И слова Его есть пища, крепкая и сладкая пища для человеческих душ, и животворное питьё.

 

70. Никогда человек так не говорил, как этот Человек. Это свидетельство тех, которые лично слушали и прочувствовали слова Христовы. Ведь Он говорил, как власть имущий, и через Его слова струилась сила, и переносилась на людей. Еретические критики Евангелия занимаются так называемым «сравнительным богословием» и историей других вер и философий. Критикуя науку Христову, твердят, что нашли и у других вероучителей и философов подобные слова, которые Иисус употреблял. На этом основании они хотят стащить Иисуса с Его высоты в долину плача и гаданий, чтобы совершить уравнивание и приспособленность.

 

71. Действительно, правы те, которые говорят, что из других уст слышали подобные речи, как и от Спасителя. Только не видят они великой разницы в действии этих слов. И многие другие тоже говорили мёртвой девице: Девица, встань, но мёртвая девица не вставала. А когда Иисус те слова произнёс, девица ожила и встала. И тысячи фарисеев могли сказать сотнику из Капернаума, что слуга его здоров, но больной слуга не мог выздороветь от их слов. А когда Сын Божий проговорил те слова, в тот же час слуга выздоровел. И сколько мореплавателей взывало к буре, чтобы утихла, но буря не переставала. А когда те же самые слова произносились Христовыми устами, наступала великая тишина. Миллионы уст могли сказать слепому: «Прозри!», а расслабленному: «Встань и иди», а демонам крикнуть: «Выйдите», и прокажённому повелеть: «Очистись», и безплодному дереву: «Засохни».

 

72. Смотри, все эти слова обычны, безчисленное количество раз произносимые другими людьми во всяких ситуациях. Те же самые слова могли произносить и Платон, и Аристотель, и Будда, и Конфуций, и все языческие философы, но без действия и последствий. Между тем, когда те слова исходили из уст Христовых, не оставались ни без действия, ни без последствий, ведь вместе с теми словами исходила от Него сила. И буря утихала, и слепые прозревали, и расслабленные вставали, и хромые вскакивали, и демоны от людей убегали, и прокажённые становились чистыми, и безплодная смоковница сразу высохла. Этой разницы не могут видеть многие еретические распорядители, приспособленцы и уравнители. А когда есть вера в Бога, то разница становится как между жизнью и смертью.

 

73. И ещё еретические богословы посомневались или даже отреклись от силы прикосновения. Из-за этого многие из них отбрасывали рукополагание священников и возложение рук на больных, и целование креста и икон, и помазание елеем, и окропление освящённой водой, и возложение креста и икон и священнических одежд на недужных. И далее зашли: обезсилили и Святое Причастие. Принимая Тело и Кровь Христовы – если и принимают – не признают прикосновения Бога. Отсюда Святое Причастие для них только «мементо», воспоминание о Христовых страданиях, примерно то же, что и у Евреев есть много обычаев об Исходе из Египетского рабства, то есть Пасхе.

 

74. В Православной Церкви прикосновение считается важнее всего. Прикосновением переносится сила, связывающая человека с небом, выражаются почтение и любовь к Богу, Божиим Ангелам, и угодникам. В современной практической науке электрическое, магнитное и световое прикосновение рассматривается ключевым фактором в природных изменениях. Но еретические богословы, расположенные к современной науке, не могут увидеть в этом ни символ духовной действительности, ни отражение славного Евангелия Христова на физическом уровне.

 

75. Православная Церковь верна Своему Основателю, Господу Иисусу Христу, в отношении прикосновения. В Его деле спасения человеческого прикосновение имеет главную суть. Больную тёщу апостола Петра Он взял за руку, и её оставила лихорадка. Мёртвую дочь Иаира Он также взял за руку, и девица воскресла. Кровоточивая жена дотронулась до Его одежды и кровь, текущая 12 лет, перестала течь. А Иисус ощутил, как сила вышла из Него. Когда к Нему подошли слепцы, Он прикоснулся к их очам, и они прозрели. Петру, когда тот тонул, Он протянул руку и спас его. Стремились к Нему все болящие, чтобы только прикоснуться. Прикасались и выздоравливали.

 

76. Восток всегда больше верил в прикосновение, нежели Запад. А это значит, что верил больше в близость человека с человеком, души с душою, Бога с человеком, чем в голое слово. Запад весь состоит из слов, теорий, без мощи и силы. Оттого на Западе разбрасываются словами, произносимыми и написанными, но без силы. На Востоке же в болезнях и немощах умоляют Христа позволить хоть бы до края ризы дотронуться. И всякий от прикосновения исцеляется.

 

77. О, еретики западные, сердца окаменевшие! Прикоснитесь же и вы хоть челом, хоть устами к ризе Его, к кресту Его, к иконе Его, к стене храма Его, или к чему –то ещё Его, и исцелитесь от скепсиса, от маловерия и тайного неверия.

 

78. Прикосновением Он исцеляет всех, кто верит в Него и любит; прикосновением Он совершил спасение рода человеческого. Не побрезговал прикоснуться к мёртвому человеческому телу; не постыдился как Бог и Сын Божий облачиться весь в тело, ходить в теле, общаться с людьми как человек в теле, терпеть страдания и умереть телом. Самое чудесное и самое спасоносное прикосновение вечного Божества с телесным светом, материальным! Чтобы освятить этот языческий, поганый мир; чтобы тело человеческое сделать храмом Божиим; чтобы сбить силу материальную, подчиняя силе духа, и разбить силу адскую силой Божией.

 

79. И оставил нам завет, чтобы никогда не прекращали прикасаться к Нему. То есть Новый Завет Тела и Крови Его. Чтобы приобщались к Нему, чтобы были частицами Его. Чтобы приобщались к Нему, чтобы становились подобными Ему, в точь как Он; как об этом говорит прозорливый Апостол Его, возлюбленный Иоанн: Любезные, теперь мы дети Божии и ещё не осознаём, кем будем; но знаем, что когда Он явится, то будем как Он.

 

80. Будем как Он, как Христос Бог, вечный Сын Божий; то есть будем малыми Христами, малыми богами и сыновьями Божиими. Обезсмерченными и обожеными, благодаря Ему; Его воплощению, Его прикосновению через Тело и Кровь с нами, грешными и нечистыми; благодаря Его немыслимой любви и жертве. Мы бы не людьми, но червями были, а Он нас сделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (см. Откр 1, 6) и детьми света, а не тьмы, соучастниками Его вечной славы и ангельской песни в Небесном Царстве.

 

81. Это тауматургия! – могут воскликнуть еретические богословы, уравнители, которые не могут верить в Радостную Весть, так как она для них слишком радостная. Пусть, как хотят, называют, только не смеют уравнивать Евангелие с другими книгами, законами, верами и философиями, ведь Евангелие не может тем быть. А всё, что Бог творит, чудесно от начала и до конца, во все времена до скончания века. Как написано о Всевышнем: Ты еси Бог, творяй чудеса.

 

82. Говорят еретики, что Павел не понимал Христа, но объявил своё Евангелие, различающееся от Христова. Какое безумие и какая клевета! В Павле жил Христос, и Павел был малым богом и сыном Божиим, как же мог Христос против Христа говорить, против Бога? Разве ошибочно понял Христа тот, который сказал, что мы все, с открытым лицом взирающие на славу Господню, преображаемся в то же обличие, из славы в славу, как от Господнего Духа? Разве Христос желал чего-то другого, кроме того, чтобы мы, глядя на славу Его, преображались из поганых червей в Его обличие?

 

83. Тот же Апостол, Блаженный Павел, пишет Коринфянам: по вере живём, а не по очевидности. По вере во что? В Евангелие. По вере кому? Христу. Верить Ему и в Него безкрайне выше, чем верить своим очам. Ведь Он Тот, Который с неба сошёл и на небо взошёл. Единый и Единственный вождь и путь. Он знает тайны, которые мы никогда не сможем зрительно постигнуть и никаким чувствами ощутить. Потому должны Ему верить, и только Ему. Он нам открыл столько, сколько можем понести. Смертный человек в теле не мог большего принять.

 

84. Но духоносные люди узнают больше того, что Христос открыл Апостолам. Узнают больше, но не зрительно и не чувствительно, не сами от себя, но от Бога Духа Святого, вселившегося в них после совершённого покаяния и очищения. Эти духоносцы обогатили Православную церковь своим искусством, и по сей день обогащают. В то время как еретические церкви, отрицая старое духовное искусство своих православных предков и не обретая нового, всё нищают. Православная же Церковь удерживает старый святительский опыт, обретает новый и всё богатеет. Кто имеет, тому дастся, а кто не имеет, у того отнимется.

 

85. Православные христиане ищут непрестанного прикосновения к Богу, непосредственного прикосновения. Два способа достижения этого: Причащение и внутренняя молитва. Принимая в себя Тело и Кровь Христовы, мы обновляем целое своё существо и охристосываем его. Облачаемся во Христа. Так постепенно Христос занимает наше место в нас, и живёт, и растёт в нас до тех пор, пока Он не станет субъектом, а мы объектом, и пока мы, отказавшись от себя, не обожимся и не придём в состояние, чтобы воскликнуть с Апостолом: Старое прошло и вот всё обновилось. В этом перерождении человека догма о воплощении Сына Божьего в девичьем теле приобретает своё практическое значение лично для каждого из нас.

 

86. Внутренней молитвой может заниматься каждый христианин. Но той молитвой в большинстве своём занимаются православные монахи, вопия в сердце: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго. Это те самые  слова, о которых говорил апостол Павел. Той простой, но совершенной молитвой может быть исполнен завет Господень: Молитесь непрестанно. Каковы благотворные плоды этой молитвы, мы можем узнать от тех, которые занимаются ею; от тех, которые дружат с монахами и монахинями, практикующими эту молитву; или от тех, которые читали жития Максима Капсокаливита, святого Андрея и блаженного Василия Христа ради юродивых, как и безчисленного множества других посвящённых отцов и матерей на протяжении долгой истории Церкви по сей день.

 

87. Главным плодом той молитвы является то, что человек удерживает постоянное прикосновение к Богу. А от того прикосновения разгорается сердце любовью к Богу. Приобретается безстрастие и освобождение от мира и всего, что мир предлагает. Увеличивается желание умереть и соединиться в ином мире с милым Господом. Когда святому Пафнутию Боровскому наступило время умирать, он радостно воскликнул: «Вот день Господень, веселитесь люди, пришёл мой желанный день!» Неустрашимость перед смертью, даже стремление как можно быстрее расстаться с этим миром, сделало этих духоносцев великими подвижниками истории земной.

 

 88. Они жили в мире, но не были от мира. Граждане Неба и ангелы в теле. Малые боги и сыновья Божии, дети светлости. Когда преподобный Симеон (июль 21) после многолетних подвигов в пустыне со своим другом Иоанном хотел вернуться в мир, чтобы поучать людей, Иоанн дал ему такой совет: «Храни сердце своё от всего, что увидишь в мире. Чего бы ни коснулась рука твоя, пусть сердце остаётся не тронутым, чего бы ни вкушали уста твои, пусть сердце не наслаждается. Куда бы ни шли ноги твои, пусть мир душевный не покидает тебя, не разрывай ни на мгновение связи с Богом».

 

89. Богу было угодно, - говорит преславный Павел, - явить мне Сына Своего. И он внимательно наблюдал за тем, как Христос вселяется в него, пока не оказался в состоянии воскликнуть: «Не я живу, но Христос живёт во мне». Павел! Худой сгорбленный человек, лысый и медлительный в словах, бедно одетый и воздержанный в еде, близорукий, совсем непривлекательный – под такой обманчивой внешностью скрывался малый бог, царь и священник. Таких тысячи и тысячи выстраивались за ним, миллионы за миллионами, которые по внешности были последними, а по внутреннему содержанию первыми среди людей. Этот свет не был их достоин, по словам того же Павла. Это победители себя и мира, которые сейчас блистают подобно солнцу в Небесном Царстве и ликуют с ангелами около Господа славы, Агнца Божьего, Спасителя мира Иисуса Христа.

 

90. Уж 2000 лет Христос Хозяин мира пожинает Свой урожай. Его житницы на Небесах уже почти полны. Его держава больше по числу всех государств земных вместе взятых. Царство Его самое мощное царство и всё больше возрастает по числу и по силе. Это плод Его пота, труда, слёз и крови. Мы, православные христиане в прикосновении с тем Христовым Царством: с Богом Отцем и Сыном и Духом Святым, с архангелами и ангелами и со всеми небесными силами, и ещё со всеми праведниками и угодниками Божиими, Пророками и Апостолами, Мучениками и страдальцами, богоносными отцами и учителями, девственниками и постниками, со всеми, кто в теле своём ощутили Бога, носили Бога, радовались Богу и стали малыми богами и детьми Божиими.

 

91. Проскомидия! Что есть Проскомидия? Еретики и не имеют Проскомидии. Проскомидия – это вводная часть Литургии, её пролог. Это наше прикосновение к Небесному Царству и Небесному гражданству. Из Агнца – Агнца Божьего – священник вынимает частицы из просфоры за Богородицу – за Неё в первую очередь, так как из Неё воплотился Бог, за святого Иоанна и остальных Пророков, за Апостолов, за Отцов Церкви, за Мучеников и Исповедников, за Преподобных отцов и матерей наших, за Безсребреников и всех чудотворцев. Вот какое богатство и какая слава! И за упокоенных отцов и матерей и братию нашу, и за живых христиан. Вот богатство и слава! Время и пространство исчезают. Народные и земные принадлежности не берутся во внимание. Только царство Агнца Божьего и Его граждане. Частицы всех ставятся в Потир, в наисвятую Чашу, с небесным питием, и тогда причащаемся. Это наше с ними соприкосновение; наше единство с ними. Одно царство, одно гражданство, одна вера, одна семья Божия.

 

92. Этого еретики не имеют. Хоть они ещё и держат Литургию, но уже без Проскомидии. Так им диктует их гордость. Они хотят знать только о Боге, а святителей Его знать не хотят. Хотят удерживать связь только с Отцом, презирая Его детей. Хотят почитать Христа, отрекаясь от жатвы и плодов труда и слёз Его, и мук, и крови, и смерти Его. Они не желают никаких прикосновений с детьми Божиими, с миллиардом спасенных угодников Божиих. Вопрос: желает ли Отец, чьих детей презирают, прикасаться к ним, ненавистникам Своих детей? Или отбрасывает их с гневом, так же как они отбрасывают Его детей?

 

93. Еретические богословы называют церковь содружеством и, будучи уравнителями всего на свете,  ставят церковь в ряд с другими содружествами: политическими, экономическими, социальными и т.д. Между тем, Церковь не содружество, а Семья, Семья самая огромная, с колыбелью, которую непрестанно качает. Как Галатам пишет апостол Павел: «Детки мои, которых снова рождаю в муках, пока Христово обличие не появится в вас». В муках рождения на протяжении веков Церковь рождает детей Божиих, сыновей и дочерей Божиих, малых богов, сонаследников Христовых в Царстве вечной жизни и вечной светлости.

 

94. Мать Церковь! Так Православные называют свою Церковь. Держава не называется матерью, и никакое другое сообщество так не именуется. Такое имя прилично только Церкви. Церковь по праву называется Матерью. Она рождает Божиих сыновей и дочерей. Целый Новый Завет говорит о рождении, о новом рождении, о перерождении. И через уста Христовы, и через уста Христовых апостолов, и позднее через уста Святых отцов и Святых матерей. Мыслится на духовное рождение, то, которое Никодим никак не мог понять, но которое поняли и испытали на себе позднее миллионы и миллионы христиан.

 

95. Не бывает рождения без прикосновения. Ни телесного, ни духовного. Любовь выражается прикосновением. Как телесная, так и духовная. Мать Церковь рождает духовных детей своих через соприкосновение с Богом Духом Святым. Как же это? Подобно Мессии, рождённому от Пресвятой Девы Марии. И Мария спрашивала Ангела Божьего: Как это может быть, когда я мужа не знаю? Ангел ответил: Дух Святой найдёт на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; потому рождаемое будет свято, и наречётся Сыном Божиим. Истинно, здесь речь идёт о телесном рождении Господа, а мы говорим о духовном рождении через Церковь от Духа Божьего. Всё то же самое; Богу всё возможно. Кто впервые задумал рождение, как не Бог? Если задумал телесное рождение, то духовное тоже возможно. Если силен свершить одно, то силен и другое совершить. Главное, Мать Церковь была, есть и будет до последних времён. Милостивая Церковь Мать!

 

96. Когда речь идёт о связи Церкви на земле с Церковью на небе, еретические богословы отрекаются и отбрасывают эту связь. Они не направляют свои молитвы ни Богородице, ни Ангелам, ни Апостолам, ни Святителям. Говорят, что между Богом и людьми нет посредников. Хвалятся тем, что молятся непосредственно Господу Богу. Между тем, свои храмы они до сих пор называют по имени Святой Богородицы, Ангелов, Апостолов и других Святых. Но это пустые названия, задержанные по традиции из времён православных предков, когда прославлялись все Святители, в честь которых воздвигались храмы и возносились через них Богу молитвы.

 

97. То слово – посредничество – стало употребляться во времена ссор между еретическими группами. Любовью, а не посредничеством объясняет Православная Церковь связь между народом Божьим на земле и народом Божьим на небе, в вышнем Иерусалиме. Народ Божий на небе имеет жизнь, мощь и любовь всё в большей мере, чем мы, облечённые телом. И из любви к нам они молят Бога о нас. А мы из любви к ним прославляем их на земле, поднимаем им храмы, творим жертвы от их имени и возносим молитвы как своим великим и славным родственникам, как дворянам Царя Господа, чтобы нам они с помощью Бога своего и нашего помогли.

 

98. Православная Церковь имеет огромный накопленный опыт в том, что Святые Божии живы, нас видят и слышат, и нам помогают. Они нам помогают, и когда мы знаем, и когда не знаем. Они близко находятся, так что мы чувствуем их близость, а они чувствуют наше дыхание. Это и апостол Павел ощущал в те первые дни христианства, так он говорил: Приступили вы ко граду Бога живого, Иерусалиму Небесному, и многие тысячи Ангелов, к собору и Церкви первородных, которые написаны на Небесах, и к Богу Судии всех, и к духам совершенных праведников. А это те, которых Господь спас схождением во ад. Что мы сегодня можем сказать через 19 столетий после Павла? Как умножился небесный народ Божий, и как обогатился вышний Иерусалим крещёными людьми!

 

99. Очень глупа еретическая клевета на Православную Церковь, что, мол, она языческая из-за того, что в ней признаются святители Божии и прославляются как боги перед Богом и возносятся им молитвы. Конечно, мы не язычники. Только те, кто не верует в Евангелие, есть не знающие Бога, то есть, которые не веруют в Бога, как Его объявил Господь Иисус и Своей личностью явил. Мы знаем, что все Святители есть дети Божии, дети Царя Небесного, малые боги по благодати и усыновлению, и что вся жизнь, сила и любовь через них струятся к нам от единого вечного Истока, от Единого и Единственного Бога, вечного, безсмертного и троичного в Единстве. Сказал Христос Евреям: Если Мне не веруете, то верьте делам Моим. Что есть Святители, что есть безчисленный народ Божий в вышнем Иерусалиме, что есть миллиарды спасённых за эти 2000 лет, если не дело Христово? Спрашиваем мы еретиков: Как вы можете не верить Христу, если не веруете делам Его, Его божественным, исполинским, величественным делам?

 

100. Евангелие, Радостная Весть! Действительно единственная крупная Радостная Весть для всех людей на этой планете с тех пор, как Ева попрала Божию заповедь и родила братоубийцу Каина, и до сих пор, и до конца времён. Это единственная Радостная Весть, которую Господь Иисус Христос объявил миру. Именно Он. Православная Церковь единственная сохранила в полноте веру в Его Радостную Весть, в Него. Не сохранила она это великое благо без лютой борьбы, внешней и внутренней, но с помощью Бога и Богородицы, и всех Святых всё-таки сохранила. Сохранила не ради своей славы, но ради славы Христовой, и не ради спасения только своих народов, но ради будущих поколений во всех народах на земле, если те захотят открыть свои сердца и свои умы, и увидеть где их спасение. Будущее человечества неизбежно связано с Православием. Услышите все языцы и покайтеся, яко с нами Бог, Эммануил.

 

Перевод: Василевич Екатерины

21 августа 2017   Просмотров: 5156   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.