Небо над Сербией. Екатерина Василевич

Православная Сербия подобно четверодневному Лазарю имеет жизнь вечную по животворящему слову Господа нашего Иисуса Христа. Русскому человеку тяжело осознавать то, что сегодня происходит с братским сербским православным народом: предательство архиереев-реформаторов и экуменистов в СПЦ: митрополита Загребско-Люблянского Иоанна, епископа Бачского Иринея, епископа Бихачско-Петровачского Хризостома,  епископа Браничевского Игнатия,  епископа Афанасия (Евтича)  и  государственных властей, подписавших независимость Косова и Метохии от  Сербии, углубляет болезненную рану в наших сердцах.  Только нельзя умолчать и о том, что не все в Сербии стали предателями, есть очаги истинного противостояния в сербском народе. Епископ Банатский Никанор, епископ Баня-Лукский Ефрем, епископ Сремский Василий являются в СПЦ хранителями святоотеческой православной традиции, любящими Россию. В их епархиях служится неискажённая  православная Литургия.

 

Православным благочестием отличаются монастыри Мильково, Рукумия, Горняк, Раковицы, Сланцы, монастыри Овчарско-Кабларской клисуры Благовещения и Преображения, монастырь Чириловцы со старцем Иоилем во главе. Их молитвами взоры сербов устремляются на Восток, на Святую Русь. Процесс отречения от Косова и Метохии равносилен отчуждению от собственного родителя, путь блудного сына в просторы Единой Европейской тюрьмы. Косово поле – святыня, оставившая завет Царя Мученика Лазаря о выборе Царства Небесного, политое мученической кровью православных воинов находится в руках албанцев. Царь Мученик Лазарь был наречён в честь Четверодневного Лазаря и всегда нёс для Сербского исторического пути образ воскресения из мертвых, питая в 500-летнем турецком рабстве души православных сербов светлой надеждой. Отрекаясь от Косова и Метохии,  государственные власти в лице премьер-министра Ивицы Дачича и первого вице-премьера Александара Вучича  отрекаются от жизни во Христе, предпочитая вечную духовную смерть.

 

Два дня назад (24 апреля)  наша съёмочная группа вернулась из Сербии,  довелось побывать во всех сербских анклавах, посетить монастыри Печку Патриаршию, Высокие Дечаны, Грачаницу, пообщаться с косовскими патриотами, ощутить боль оставленности местных сербов всеми мнимыми друзьями. Нас встретил в Косовской Митровице Саша Иовович, член организации Косовские двери. Как сербы рады всякому посещению русских! Приехали на автобусе из Белграда без каких-либо препятствий. Приятно было отметить, что в направлении Косова идёт много рейсовых  полупустых автобусов, ради того, чтобы не прекращалась связь. В Косовской Митровице проехали по баррикадам, подготовленным  в любой момент  преградить путь натовцам и КФОРу. На Косове и в Метохии не согласны с подписанием независимости и люди намерены отстаивать свою свободу от албано-американской оккупации северной части Косова и Метохии. Узнали, что в Косовской Митровице есть много русско-сербских братств, которые бездействуют. Предложили организовать Русский Дом в Сербской части Косова,  чтобы хоть как-то объединить усилия доброй воли. Сложилось впечатление, что русские приезжают сюда по частным каналам, но не знают, чем можно помочь. Следует все эти ручейки объединить в общий поток. Горечь от русской гуманитарной  помощи, полученной  в прошлом году, звучала в голосах собеседников – помощь не дошла до простых людей, рассеялась неизвестно где и неизвестно как. В первый же день посетили монастырь Святых Врачей Безсребренников Космы и Дамиана, служба хоть и шла на церковно-славянском языке, но длилась всего полчаса. Спросили, почему так и всюду ли такое отступление на Косове? Нет, не всюду, но в этом монастыре так «благословлено». Спросили Сашу Иововича, как на Косове относятся к Владыке Артемию? «Мы его уважаем, Владыка много сделал для Косова и Метохии, он защищал народ. Это межцерковный конфликт. На Владыку возвели клевету. Нам, простым людям, больно за нашу Церковь. Нам приходиться признавать   Владыку Феодосия. Что делать? Без Церкви здесь нельзя быть», - ответил Саша. Тронула сердце в окрестностях городка Лешак в посёлке Дренова крошечная церковка, посвящённая Благовещению Пресвятой Богородицы. Её открыл нам местный поселянин Момчило Вукадинович, дед и прадед которого были церковниками в этом кусочке неба на нашей грешной земле. Поразило благоговение простого человека, рассказ об истории храма и о чудесах, в нём происходящих. По преданию, церковка была построена ещё в десятом веке и в это место была перенесена чудесным образом по воздуху после Косовской битвы, так как турки пытались сжечь её. На иконостасе сохранились следы горения – чёрные полосы. Антиминс в храме был освящён Владыкой Николаем Велимировичем  после Первой Мировой войны. Вход в церковку очень низкий и узкий, нам объяснили, что так было специально переделано ради того, чтобы храм не осквернился турками, имевшими обыкновение въезжать внутрь на лошадях. В храм на молитву приезжают больные  и обретают исцеление. Последнее чудо – проговорила немая девочка. А Саша Иовович, рассказал, что по молитве в этом храме Божьем  у него после сына Огнена родилась долгожданная дочка Нада.  На следующий день мы отправились посетить  сербские анклавы на территории, занятой албанцами. Побывали в Гораждовце, в месте, где проживают родственники Саши Иововича. Жизнь в анклавах продолжается,  невзирая на всё происходящее. Земля там плодородная, есть богатые природные рудники.

 

В Трепче работает завод по переработке каменной руды, идёт добыча природных ресурсов на двух рудниках. Поля вспаханы и засеяны, есть школа для детей. По словам сербов, в Косове и Метохии всего проживает около 140 тыс сербов, а не 40 тыс, как нам говорят проамериканские СМИ.  Дальше наш путь лежал в город Печ, в древнейший монастырь Печкой Патриаршии на берегу реки Бистрицы, построенный ещё до Косовской битвы как подворье архиепископского монастыря Жича в 1250 году и был посвящён Святым Апостолам, немного позднее Вознесению Господню.  Город Печ находится под контролем итальянской военной базы. Надо сказать, что кроме итальянской базы на Косове  обосновалась огромная американская база Бондстил. Сам монастырь охраняется словенцами (Словения – Сербская земля, исторически оказавшаяся под Австро-Венгрией, народ там принял латинскую веру). Насмешка судьбы - враги Православия охраняют оазис Истинной веры. По сути, ждут, когда там прекратиться Литургия, чтобы объявить и этот форпост Православия своим плацдармом для нападения на Россию. Да не будет этого. В монастыре шла Литургия. Пройдя через пропускной пункт, мы вошли  на свою территорию. Красота необыкновенная, мир и порядок, посреди монастыря течёт прозрачный поток, рядом с которым растёт старое-старое шелковичное дерево, посаженное архиепископом Саввой Вторым, родственником святителя Саввы Сербского, вдоль монастырских тропинок пышно  цветут низкие магнолии. Литургия шла на церковно-славянском языке, чинно и с закрытыми Царскими вратами по-православному. Монастырь женский – около 20 сестёр. После службы мы подошли к игуменье Февронии, старице 80 лет, ученице русских монахинь, эмигрировавших в Сербию после большевистской революции. Матушка пришла в этот монастырь с сёстрами в 1957 году и благодаря ей монастырь во времена титовского коммунизма не превратили в музей. Порадовало мирное устроение в отношении между сестрами, взаимопочтение и внутренняя свобода.  Разум подсказывал: «Да, именно здесь совершается главная духовная битва. Здесь зарождается подобно журчащему прозрачному потоку залог всех грядущих побед». Матушка Феврония говорила, что очень любит Россию и всегда радуется, если к ним в Печку  приезжают русские монахи и монахини. Она сама была не раз в России. Последний раз приезжала вместе со старцем Фаддеем, были в Киево-Печерской Лавре и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 

 

Блаженнопочивший старец Фаддей, десятилетие со дня кончины, которого отмечалось 13 апреля, служил в Печкой Патриаршии одиннадцать лет, включая годы Второй мировой войны. Известен факт, что архимандрит Фаддей находился какое-то время в заключении у немецких  оккупантов и должен был быть расстрелян. Ему тогда явился архангел Гавриил и сообщил, что Господь продлевает ему жизнь. По необъяснимой причине немцы старца Фаддея освободили.  До прихода матушки Февронии в это место монастырь был мужской.  Несколько лет назад приезжал к ним в монастырь митрополит Викентий из Екатеринбурга с сестрами, дивно пели величание перед чудотворной иконой  Богородицы Красица. Потом русские сёстры-монахини выслали им в подарок прекрасные иконы святителя Николая Чудотворца и св. мч. Димитрия Солунского.  Об этом нам уже рассказывала в храме монахиня Ирина. По преданию перед этой древней иконой принимал Крещение Русский Князь Святой Владимир. В былые времена с  иконой Матери Божьей Красицы ходили по Сербии Крестными ходами, совершалось много чудес. Сохранились в монастыре фрески 13 и 14 веков. Здесь находится усыпальница многих сербских патриархов и епископов. Монахиня Иустина, лет 25, подарила нам иконочки с чудотворным образом Богородицы Красицы и акафисты. Нас угостили вкусной монастырской трапезой, во время которой читался Псково-Печерский патерик. Нам рассказали, что когда спросили блаженнопочившего патриарха Павла о его самом сокровенном желании, он ответил: «Я бы желал быть послушником Псково-Печерского монастыря». Мы покидали святой монастырь с твёрдым убеждением, что приложим все силы, чтобы это святое место посещалось русскими паломниками. Надо укреплять духовный мост. Мы услышали от наших братьев  сербов удивительную фразу: «Россия защищается на Косове».

 

Дальше наш путь лежал в Высокие Дечаны. Это мужской монастырь, посвящённый Христу Спасителю. Там находятся мощи святого короля Стефана Дечанского, построившего эту святую обитель. Нам были здесь тоже очень рады. Отец Пётр нам рассказал, что к ним часто приезжают русские монахи. Но особо часто приезжает отец Кукша из Малороссии с паломниками. Они любят окунаться в святом источнике рядом с монастырём. Сербам это удивительно, а для русских радость. Отец Пётр, показал нам гостевую книгу, где есть записи Владыки Николая Велимировича и прп. Иустина Поповича. Интересно было услышать о том, что после Косовской битвы вдова Царя Мученика Лазаря святая царица Милица, в иночестве Евгения, оставила две  толстые двухметровые заветные восковые свечи, которые надо было зажечь в день освобождения Сербии от Турецкого ига. Эти свечи хранились в монастыре почти 600 лет и были зажжены, когда солдаты восточного отряда черногорской армии во главе с генералом Янко Вукотичем прогнали турок  с албанцами и торжественно, под колокольный звон, вошли в монастырь 20 ноября 1912 года.  Мы спросили, сколько по времени длится в монастыре Вечернее богослужение. Два с половиной часа, был ответ. Показали нам церковно-славянский дореволюционный  Богослужебник с памятной дарственной  подписью Русской императрицы Марии Фёдоровны. И этот православный форпост охраняется натовцами-итальянцами. Нас итальянцы строго предупредили, чтобы мы не снимали на камеру военный пропускной пункт.

 

Дальше путь лежал в Грачаницу.  Женский монастырь – 15 сестёр. Красота. Снова нам очень рады. Восклицания: «Русские приехали!» Дивные фрески и снова видим подарок русских монахинь -  икона Святого Благоверного Александра Невского. Были в Грачанице недолго, в ночь решено было вернуться в Белград. А мы еще не побывали в Газиместане на Косовом поле, там, где установлен памятник боевой чести и славы павшим сербским воинам во главе с Царём-Мучеником Лазарем. Завет: Царство Небесное на веки, а земное царство мимолётно. Косово поле в руках албанцев, к нему подъехали безпрепятственно, но там стояли охранники. Албанцы охраняют сербский памятник от сербов! Договорились с  охранниками, разрешили снимать под собственную ответственность 5 минут. Что означала та собственная ответственность? Видимо, если кто-то на нас нападёт – охрана не виновата. Сами лезем, куда нас не просят. Там-то Саша Иовович и узнал, пока мы снимали символ духовной победы, что сербские власти подписали согласие на независимость Косова и Метохии от Сербии. Казалось бы - поражение. Нет!!!  Просто мы стали свидетелями того, что Косовская битва продолжается в сердцах православных людей, и русских и сербов. Косово это русская граница в сербских сердцах, это форпост Святой Руси. Уезжали ночью, на границе с Сербией в автобус вошёл таможенник-американец, мы протянули ему наши русские паспорта. Его безпокойство трудно было описать, его глаза бегали как у безумца. «Русские в Косово!!! Как? Кто вам разрешил? У вас нет албанской визы!» - Сыпались фразы на английском. Мы спокойно отвечали ему по-русски, что с нашими визами всё в порядке, в Сербию безвизовый въезд. Он куда-то убежал с нашими паспортами. Привёл русскоговорящего сотрудника, возможно украинца. Тот нас спросил: «Какие у вас проблемы?» Мы ответили, что проблем у нас нет, проблемы у американца. Вот мы имеем штамп на таможне в сербском аэропорту.  Украинец спокойно говорит американцу, что у нас всё в порядке. Американец начинает нас пугать, что у нас будут проблемы при въезде в Сербию. Мы его успокаиваем: «Проблем не будет, всё будет хорошо, господин-американец». Так мы и проехали. Разумеется, на Сербской границе нас никто не проверял. Слава Богу за всё! Над Сербией Русское Небо, земные границы – напрасный труд врагов и предателей. Сербские воины, оставшиеся в живых после Косовской битвы, строили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Есть такие записи в архивах. А Косовская земля обагрена кровью и наших русских солдат и добровольцев. Там, где есть любовь и верность, там враг безсилен.

 

Екатерина Василевич

27 апреля 2013 Просмотров: 4 264