Рубрика: » » Отсутствие потребности к чтению серьезной, высоконравственной литературы служит явным признаком духовной деградации человека

Отсутствие потребности к чтению серьезной, высоконравственной литературы служит явным признаком духовной деградации человека

Становление и деградация личности

 

Либеральная политика государства направлена на поддержание экономического благополучия крупного бизнеса; выживание основной части населения страны фактически в расчет не принимается; в результате нарушается народный потенциал России и нарастает протестный ресурс".

   

(Н.Римашевская )

  

В новостях, размещенных 15 января т.г. в "Правде.ру", меня поразила небольшая статья под заголовком "Россияне утратили интерес к чтению". В ней сообщалось, что, согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 % жителей России вообще не читают книг, а число российских семей, имеющих домашнюю библиотеку, снизилось до минимальных значений. А те, кто все-таки берет изредка в руки книгу, предпочитают читать легкие досуговые издания. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России.

 

Ученые Института пришли к печальному выводу, что за два последних десятилетия выросло два поколения не читающих граждан.

 

Что же стряслось с российскими гражданами? Почему и каким образом из самой читающей страны в мире Россия в столь короткое время превратилась в общество невежд, успешно наверстывая свое отставание от Запада? Да и в других союзных республиках канувшего в Лету СССР положение дел не лучше.

 

Первое объяснение, которое пришло в голову, - это сказывается влияние Интернета. В самом деле, немалое число людей предпочитает сегодня читать публикации в Интернете, отвыкая от книг. Тем более что это и дешевле, и удобнее, а самое главное - экономится время. Необходимую информацию можно в два счета найти в той же "Википедии". Кроме того, в Интернете талантливые писатели публикуют такие произведения, которые издательства считают недоходными, а среди них нередко можно встретить замечательные творения, которые всегда можно почитать в многочисленных электронных библиотеках, а при желании их скачать. Вместе с тем, как я уже ранее отмечал в своей статье о виртуальной экономике, значительное число пользователей Интернета превратились в "геймеров", став жертвами широко распространенной новой болезни - компьютерной игромании. Их не интересует художественная литература, а также произведения ученых, журналистов, пишущих на серьезные, общественно значимые темы. "Геймеры" в своем фантастическом, воображаемом мире часами сражаются, уничтожая ужасных монстров, получая от этого огромное наслаждение.

 

Еще одно объяснение, лежащее на поверхности, - это кризис школы. Сегодня учителя в ряде школ перестали быть авторитетом для учеников. Недавно в пятом номере "АиФ" опубликована фотография класса, где на стене был вывешен лозунг "Воспитатель, я тебя убью!". Нынешние школьники в совершенстве овладели нецензурщиной, щеголяя друг перед другом семиэтажными конструкциями отборной матерщины. Известный телекомментатор Владимир Соловьев (кстати, отец шестерых детей) в этом же номере газеты в статье "Мы оказались у разбитого корыта" пишет: "Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе. Советская школа - хорошая она была или плохая - базировалась на неких краеугольных камнях. Там существовала четкая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда все рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта".

 

Однако вместе с тем, анализируя проблему, я подспудно понимал, что истинные причины деградации личности (а иначе этот процесс никак не назовешь) кроются не в Интернете, который является благом для подавляющего большинства людей, и не в школе, которая, несмотря на все трудности, чинимые властями, все-таки приобщает ребят к культуре и знаниям, а в чем-то другом. И это другое, мне представляется, - кардинально изменившиеся общественные отношения. Придя к такому выводу, я решил за его подтверждением обратиться к исследованиям психологов и социологов.

 

Экспериментально-теоретические исследования психологов, проведенные еще десятилетия тому назад, показали, что дети, пораженные слепоглухотой, т.е. одновременным отсутствием с момента рождения зрения и слуха, если ничего не предпринять, быстро деградируют. Ребенок становится, как утверждал доктор философских наук Э.Ильенков, подобным некоему человекообразному существу при вполне нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг по мере взросления человека не останавливается в своем развитии по программам, заложенным в молекулах дезоксирибонуклеиновых кислот, однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Это значит, что мозг осуществляет нормальное управление процессами, протекающими внутри тела человека - процессами кровообращения, пищеварения и выделения, газообмена, терморегуляции, работой эндокринной системы, но все они протекают совершенно без участия психики.

 

Ребенок (даже слепоглухой) становится полноценным человеком только в процессе обучения и воспитания, который развивает в нем сознание, волю, интеллект и нравственность, вооружая его знаниями и этическими принципами. Причем слепоглухота совершенно не является препятствием для формирования психики самого высокого порядка, открывая человеку доступ к сокровищам человеческой духовной культуры, развивая его таланты. К этому выводу пришли ученые в ходе длительных научных экспериментов. Они добились того, что их воспитанники осваивали живую устную речь, успешно завершали курс высшего образования, проводили научные исследования и публиковали свои работы, сочиняли стихи, становились педагогами-воспитателями слепых и глухих. Эти замечательные научные работы, раскрывающие процесс возникновения и развития человеческого духа, человеческой психики, проблему "души", являются заслугой Ивана Афанасьевича Соколянского (1889-1960) и Александра Ивановича Мещерякова (1923-1974).

 

Работы названных выдающихся ученых и их последователей показали, что человеческая психика сама по себе не возникает, ее надо "сделать", сформировать, воспитать. И в этом главную роль играет слово, речь. Именно слово, а затем и труд делают человека человеком. Приобщение каждого конкретного человека к богатствам человеческой культуры, созданной десятками тысяч лет творчества миллионов наших предков, возможно только в процессе формирования в нем системы потребностей (материальных, интеллектуальных, нравственных, социальных), поскольку он ежеминутно испытывает воздействие на его психику сигналов, поступающих из окружающей общественной среды. Если зоопсихику животных можно развить путем дрессировки, то человеческую психику развивает общественная среда через его контакты с другими людьми (родителями, родными, близкими, воспитателями и учителями в детском садике, школе, вузе, коллегами на работе, знакомыми и незнакомыми), а также процесс активного взаимодействия с материальными носителями достижений человеческого Разума и Труда.

 

И если изменяется среда обитания человека, то трансформируется и образ его жизни, что неизбежно отражается на системе его потребностей, интересов и поступков (см. мои статьи "Потребности и мораль", "Нравственность и социальная революция" - http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/). Говоря проще, "сущность человека" заключается в "совокупности общественных отношений", связывающих его в процессе жизнедеятельности с другими членами данного общества.

 

Исходя из такой научно обоснованной трактовки совершающихся в человеческой психике перемен, я пришел к выводу, что превращение читающего, высоконравственного, интеллектуально и социально развитого народа в народ, который не читает книг, плохо понимает сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач, происходит вследствие очень серьезных перемен во всей общественной системе.

 

Если советский строй способствовал, несмотря на его дефекты, становлению личности, то дикий капитализм, разгулявшийся на просторах бывшего СССР, явился причиной деградации личности.

  

Верен ли этот вывод?

 

Ответ на этот вопрос я нашел в трудах Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

 

В 2003 году этим Институтом была издана замечательная книга члена-корреспондента РАН Натальи Михайловны Римашевской "Человек и реформы: секреты выживания", в которой системно изложены результаты обширных социологических исследований о влиянии на человека процессов, происходивших в 1990-е годы в России. Вот что она пишет: "В результате осуществляемых реформ население нашей страны оказалось в таком состоянии (бедность, нищета, неплатежи заработков, пенсий и пособий, отсутствие электричества и тепла в жилищах, а подчас отсутствие самого жилища и чрезвычайно низкое его качество - интенсивный рост цен на те услуги, которые должны предоставляться бесплатно как социальные гарантии государства), что надо еще раз громко сказать об этом<...>Россия не только теряет численность своих граждан в результате депопуляции, но и столкнулась с устойчивой деградацией человеческого генофонда: больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедность. И это подтверждено статистически" (с.9).

 

Итак, бедные семьи воспроизводят бедность в результате чего происходит деградация человеческого генофонда. Но деградирует не только генофонд. Как показывает та же статистика, резко снижается и уровень интеллектуального потенциала народа в результате воздействия следующих негативных процессов:

 

-- Распространение алкоголизма. Если в 1952 году потребление чистого алкоголя составляло 1,9 литра на душу населения, то сейчас в 10 раз больше и в 5 раз больше, чем в царской России.

 

-- Рост наркомании. За последние 20 лет увеличение в 10 раз. Согласно данным Федеральной службы РФ по наркоконтролю, число наркоманов, в России составляет 5,1 миллиона, а от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек.

 

-- Криминализация общества, о масштабах которой можно судить по тому факту, что доля т.н. "теневой экономики" составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В.Кудрявцева, подавляющая часть преступлений - это "бедная преступность", когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения.

 

-- Массовая хроническая безработица. Число безработных оценивается сегодня в 6-7 миллионов человек.

 

-- Маргинализация общества. Доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %.

 

Таковы поистине выдающиеся "достижения" реставрации в России капиталистической системы, совершенной горбачевыми, ельциными, яковлевыми, гайдарами, чубайсами и им подобными вершителями судеб десятков миллионов людей в полном соответствии с Вашингтонским проектом.

 

И спрашивается: разве может при наличии таких процессов не происходить процесс деградации личности? Разве хронический алкоголик или наркоман может быть заинтересован в чтении книг? Разве криминальный мир испытывает хоть малейшую потребность в приобщении к высокой культуре? Наоборот, он создал свою, блатную культуру, которая откровенно и нагло выплескивается с экранов телевизоров и звучит по радио, смотрит на покупателей с глянцевых обложек эротических, порнографических книг и журналов. Сегодня главный герой сериалов - это преступник. Разве порядочный трудяга, уволенный предпринимателем и озабоченный поисками работы и средств к существованию, настроен читать классическую литературу или ходить в музеи, чтобы удовлетворять свои эстетические потребности? А что говорить о бомжах, беспризорных, проститутках, которые живут в своем особом мире, далеком от искусства и научных идей.

 

Но даже не это, может быть, главное. Становление высоконравственной, интеллектуально развитой личности может происходить, по моему мнению, только в том случае, если им движет благородная общественно значимая цель, если развитие общества нацелено на наиболее полное удовлетворение потребностей человека, в структуре которых неуклонно возрастает доля духовных потребностей. Если же система экономических отношений в обществе нацелена на погоню за частным богатством, достигаемом путем эксплуатации человека человеком, с помощью мошенничества, откровенного грабежа, взяточничества и т.п. широко распространенных в сегодняшней России способов, то она неотвратимо стимулирует укоренение в людях таких качеств, как эгоизм, индивидуализм, жадность. "Топи другого, если хочешь выжить сам!" - этот призыв заменил коммунистический лозунг "Труд - дело чести; будь всегда на первом месте!".

 

Возвращаясь к исходному пункту- к чтению книг, я хотел бы заметить, что оно всегда было основой не только обучения и средством приобщения к культурному наследию человечества, но и свидетельством стремления человека вносить свой посильный вклад в создание процветающего, трудоспособного общества.

 

Отсутствие потребности к чтению серьезной, полезной, высоконравственной литературы служит явным признаком духовной деградации человека. Чтение книг - один из важнейших индикаторов духовного и морального здоровья нации. Без чтения невозможно образование, совершенно исключен процесс развития и саморазвития личности, нацеленный на овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях и умениях.     Чтение - это залог сохранения и развития духовной культуры, а также прогресса в социальном развитии.

 

Правда, здесь необходимо сделать одну существенную оговорку. Свой читательский путь люди, как правило, начинают в школе. Однако ряд специалистов критически относятся к современным методам учебного процесса в массовой школе. Так, учитель русского языка и литературы В.Рязанов, имеющий большой опыт преподавательской работы, ссылаясь на труд В.Дьяченко "Современная дидактика" (1996), считает, что школа, в которой чтение, работа с книгой является одним из основных видов учебной деятельности, призванная формировать вдумчивого читателя, с этой задачей не справляется. Исследования показывают, что почти все учащиеся за 11 лет своего пребывания в школе не овладевают навыками самостоятельной работы с книгой.

 

Конечно, считает В. Рязанов, не стоит забывать о том времени, когда книга была чуть ли не единственным источником информации для человека. И в советское время с ликвидацией безграмотности книга заняла свое почетное место в культурной жизни человека. Но с появлением телевидения, а затем и компьютерной техники, книга стала отходить на второй план. Здесь, считает он, срабатывает т.н. закон сохранения энергии. "Зачем напрягать свое зрение, ум и воображение в поисках смысла печатного текста, если мне и так все покажут и расскажут?" - приблизительно так спрашивает человека его внутренний голос при выборе тех или иных средств опосредованного общения с миром. "То средство лучше, которое менее всего меня напрягает", - таков выбор человека-потребителя.

 

Слов нет, такая проблема атрофирования у учащихся способности активно мыслить реально существует и я, имея также некоторый опыт преподавательской работы в колледже, уже в конце 1990-х годов замечал, что многие учащиеся не были способны самостоятельно работать с учебной литературой, решать задачи, привыкнув к пассивному восприятию информации, получаемой по телевидению и из Интернета.

 

И у меня возникает вопрос, когда сегодня громогласно со всех трибун вещают о модернизации экономики России, кто реально будет эту политику проводить в жизнь? Люди, не читающие серьезных книг и не умеющие самостоятельно мыслить? Алкоголики и наркоманы? Бомжи, бродящие в поисках пищевых отбросов по помойкам и мусорным свалкам? Проститутки? Преступники, убивающие и грабящие ради добычи денег? Безработные, думающие только о том, как свести концы с концами? Или власть имущие все свои надежды возлагают на олигархов?

 

И я вновь хочу процитировать слова директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А.Шевякова, который недавно сказал: "Основные выводы из результатов наших исследований заключаются в следующем: острые социально-экономические диспропорции, возникшие в ходе проводимых в стране реформ, представляют серьезную угрозу социально-политической, экономической и демографической ситуации в стране, особенно в условиях развивающегося кризиса. Избыточное социально-экономическое неравенство и бедность оказывают существенное обратное влияние на экономическую и демографическую динамику и являются основным препятствием для расширенного воспроизводства населения, человеческого капитала и повышения темпов экономического роста<...>социально-экономическое неравенство в России достигло угрожающих величин, доходы более 60 % населения лежат ниже границ, позволяющих этой части населения эффективно реализовывать себя в экономике и накладывает ограничение на их здоровье и репродуктивное поведение" (http://www.debri- dv.com/module/article/file/show/?story_id=1957). И добавлю от себя - приводящих к деградации человеческой личности, ибо, как показывают исследования, они формируются только на основе духовных интересов и представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социо-культурной обстановкой в обществе.

 

Единственное, что меня все-таки утешает и обнадеживает, это то, что 60 процентов  ее граждан все-таки читают книги. А современный экономический кризис, я в этом уверен, повернет мысли и побуждения многих людей в правильном направлении.

 

Паульман Валерий Федорович, доктор экономических наук

11 декабря 2016   Просмотров: 6850   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (7)
11 декабря 2016 15:31

Все, кто имеет хоть малейшую возможность нанять для детей грамотных домашних боголюбивых учителей православной направленности - должны забрать своих детей из современных школ, где их духовно калечат, делают вредоносные прививки без спроса родителей, всячески развращают, делают алкашами и наркоманами.

 

Следует хранить свои домашние библиотеки как зеницу ока.

 

Придут такие времена, когда хранить дома книги будет запрещено.

 

Поскольку везде будет для простого народа нейронет  - зомбирование всякой чушью напрямую через мозг ребёнка. 

        1
11 декабря 2016 19:37

  Школьные программы по гуманитарным предметам - это множество заказной лжи. Что формируют, то и получают. 

        2
11 декабря 2016 21:06

Цитата: Anna Ru
... должны забрать своих детей из современных школ, где их духовно калечат, делают вредоносные прививки без спроса родителей, всячески развращают, делают алкашами и наркоманами...

 

Может поделитесь Вашим личным опытом? Сколько детей у Вас? Сколько из них школьного возраста? Вы их перевели на домашнее обучение и они в школу не ходят?

 

Языком трепать - не мешки ворочать.

 

Если с одним-двумя детьми домашнее обучение еще может как-то прокатить, то для многодетных семей - это смертный приговор. Через месяц (а если повезет - то через полгода-год) придут к Вам ювеналы и своих детей не увидите больше никогда, потому что препятствуете детям получать образование. И любой суд будет на стороне ювеналов, и 70%-80% общественности в Вашем населенном пункте тоже будет не на Вашей стороне. 

 

Тот факт, что домашнее обучение разрешено законодательно, не дает абсолютно никакой защиты и гарантий.

 

Если же Вам удается в наше нынешнее время будучи многодетной обучать всех Ваших детей дома, и Вы это делаете уже более двух-трех лет, я готов публично принести извинения и просить Вас поделиться Вашим опытом.

 

 

        3
12 декабря 2016 10:34

 Насколько мне известно, в православных гимназияж дети оформлены через семейную форму обучения. Можно и нескольким семьям скооперироваться. старшие могут заниматься с младшими. Главное план составить и контролировать. Для 5-классников начинается экстернат.р.Б.Н.

        4
12 декабря 2016 20:35

Поскольку современный Интернет - дело очень специфическое - отвечу так.

 

Про своих детей ничего говорить не буду.

 

Но мне известен опыт моих хороших знакомых православных людей.

 

Хорошо знакомый врач, который имеет понимание о тех процессах, которые сейчас происходят,  даёт матери  справки о определённом "нездоровье" детей, что позволяет:

 

1) с одной стороны, числиться в школе;

 

2) с другой стороны,  очень долго там отсутствовать по уважительной причине.

 

Поскольку их отец хорошо зарабатывает, мать имеет возможность 

много времени проводить с детьми.

 

Составлен чёткий план занятий на каждый день. Поводятся все уроки - как по точным, так и по гуманитарным и естественным дисциплинам + расширенный труд, музыка, спорт, садоводство-огородничество, церковнославянское чтение и обязательный Закон Божий.

 

Труд преподают два человека. Один родственник - плотник.

Другой электронщик - ходят для этого с детьми в городской кружок. 

 

Главное - не сдаваться. Понимать, что воспитание и образование детей в Вере Божией - есть главное дело матери и отца на протяжении их жизни.

 

Эти знакомые живут в современной, достаточно атеистическо-пофигистической среде, которя очень многое не понимает и не хочет понимать. Пытаться же её в чём-то убеждать - дело бесполезное - продадут, предадут и проч...  (Имеется горький опыт).

 

Поэтому, многое приходится скрывать - что и как...

 

 

 

 

        5
12 декабря 2016 21:14

 Анна ру, все правильно, кто ищет тот находит, кому небезразлично воспитание детей. тому поможет Бог.  Врача и  платной клинике можно найти.  

        6
13 декабря 2016 01:01

Школа, в т.ч. и вуз ни то что не справляются, школа изначально как проект занимается одной задачей - социальный контроль, сделать из детей послушную биомассу с нулевыми знаниями, а самые продуктивные годы жизни пустить на ветер. Школа не ставит целью дать нашим детям образование, это один из инструментов анти-русской правящей верхушки по расчеловечиванию и дегенерации общества. Детей там научат мату, табако-курению, распитию алкоголя, разврату, прививают гедонистическую систему ценностей. Школьная атмосфера является облегчённой моделью блатного тюремного сообщества, дети там думают не об учёбе и знаниях, а об авторитетности, и продвижении по зоологической иерархии, а значит надо быть как всё стадо - издеваться и унижать слабых (понятие "лох"), демонстрировать высокоранговый образ поведения; это чистая зоология. Поэтому выход только один - родители должны сами образовывать своих детей. А из этого следует, что нужно полностью перестроить всю модель своей жизни (особенно это актуально для многодетных семей) - перейти на полное самообезпечение, полностью автономную от порочной социальной системы жизнь. Т.е. жить натуральным хозяйством подальше от города. В интернете полно ресурсов на эту тему, тот же Джастас Уолкер весёлый молочник: вот его плейлисты https://www.youtube.com/user/senttosiberia/playlists, цикл лекций "Семейное образование" https://www.youtube.com/playlist?list=PLz2be7z5MhMebxY3n7tVKtb-LzvMdY_HL, цикл лекций "Как начать свою семейную ферму" https://www.youtube.com/playlist?list=PLz2be7z5MhMeKsDA-kSBNw5dO2uEaDMDq, группа в ВК "Освоение заброшенных деревень" https://vk.com/osvoenie, метод Кошастого http://vicsrg.ho.com.ua/stat/ogorod.htm, вот кратко о Кошастом http://www.aif.ru/society/people/21650. На ютюбе канал простого православного человека, переехавшего в деревню, вот хорошее видео с мотивацией https://www.youtube.com/watch?v=57F4cXcoKt8&t=3s. Передо мной тоже сейчас стоит этот вопрос, я склоняюсь в сторону ухода в одну из общин непоминающих, например к о. Евстратию. Всё, время, когда можно было жить в городе, прошло (если оно вообще начиналось; разве что в Российской Империи), надо рвать выстроенный за всю жизнь стереотип и резко менять свою жизнь.

        7