Ювенальная юстиция по-литовски: в детдом за строгий взгляд родителя

Депутаты парламента Литвы готовятся принять поправки в закон о правах ребенка, которые позволят социальным службам забирать детей из семей за один строгий родительский взгляд или окрик. Все ли в Литве согласны с такой строгостью по отношению к родителям, узнал корреспондент «Голос России»

«Мой дом – моя крепость» — этот постулат в Литве уже не актуален. Государство все чаще начинает вторгаться в дела семейные. В республике уже полтора года действует закон «о защите от насилия в ближайшем окружении». Под него уже попали тысячи, так называемых «семейных тиранов» и даже один из депутатов парламента. Консерватора Эгидиюса Варейкиса, который посмел поднять руку на жену, лишили депутатской неприкосновенности. Мало того, его привлекут к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы сроком на один год. Теперь Сейм Литвы готовится принять новую редакцию закона о защите прав детей. В проекте планируется расширить понятие насилия — сексуального, физического, психологического или эмоционального. Наказание, согласно документу, предусмотрено за недостаточный присмотр за ребенком. Родителям теперь придется строго контролировать свои эмоции. Говорит член родительского форума Литвы Андрюс Атас:

«Согласно этим предложениям даже неоднозначный взгляд можно трактовать как насилие против ребенка. Если мы хотим стать лучше для своих детей, то надо чтобы и государство позаботилось и о том, чтобы родителям было куда обратиться в случае проблем с поведением ребенка. Сейчас, когда законом пытаются объяснить родителям то, чего делать нельзя, государство по отношению к гражданам само ведет себя, как плохой родитель, который не может воспитывать и применять адекватное наказание».

Многие литовские родители с ужасом ждут принятие закона. По их словам, социальные службы почти никак не ограничены в своем праве изымать ребенка из семьи. Такое вмешательство государства в личную жизнь – недопустимо, — считает председатель союза национальной молодежи Юлюс Панка:

«Воспитание – это сложный процесс. Он состоит из мотивации и запретов. Поправки вводят непосредственное вмешательство государства в жизнь семьи. Иногда трудно избежать конфликтных ситуаций. Например, подростка родители за проступок закрывают в комнате и говорят, что ты не пойдешь на танцы, и не будешь играть в компьютер. И если еще его физически не выпустили из дома, то это уже физическое воздействие и ребенок может вызвать полицию и закончиться это судами».

Бывший министр юстиции Литвы, депутат парламента Ремигиюс Шимашюс тоже считает, что предлагаемые поправки, хоть и преследуют благие цели по защите детей, но довольно опасны в целом для семьи – как ячейки общества, в которой формируется свой индивидуальный климат.

«Ребенок обычно более всего счастлив в семье, даже когда в ней происходят трагедии, недоразумения и возникает несогласие. Поэтому главное постараться, чтобы семья обрела гармонию, чтобы ребенку в ней было хорошо, а не отбирать его чаще всего в более худшее место – детский дом. Поэтому мы предлагаем четкий алгоритм, с четкой ответственностью, чтобы было больше работы с семьей».

Поправки к закону о защите прав детей представила бывший контролер по защите прав детей, а ныне депутат парламента Риманте Шалашявичюте. Критические замечания коллег автор поправок, ужесточающих наказание родителей, она считает надуманными.

«Ни в одном государстве за злой взгляд или из-за того, что в холодильнике нет апельсинов, как пытаются утверждать оппоненты, детей не забирают. Для этого должно быть основание, предусмотренное законом. Мои поправки как раз ужесточают порядок изъятия ребенка из семьи. То есть если выяснится, что родители применяют насилие или иначе создают угрозу ребенку, злоупотребляют родительской властью и из-за этого возникает реальная опасность для жизни или здоровья ребенка. В этом случае будет позволено службе по правам ребенка или полиции забрать ребенка из семьи немедленно».

Представители литовской полиции уже заявили, что они не собираются заниматься изъятием детей из семей, кроме случаев предусмотренных Законом о деятельности полиции. По их данным, за прошлый год контролеры по правам ребенка изъяли из литовских семей почти две тысячи детей, в то время как полиция – лишь 195. Сейчас форму дальнейшей опеки над детьми устанавливает администратор самоуправления по предложению службы по правам ребенка. Это может быть детский дом или приемная семья. В новых поправках к закону – дальнейшая судьба ребенка будет определяться лишь по решению суда.
  
Голос России

24 июня 2013 Просмотров: 5 535