Рубрика: » » Еще раз о чудесах

Еще раз о чудесах

Народ наш чудеса любит.

Фильмы и книги о мироточивых иконах и необыкновенных  исцелениях нарасхват. Чуть ли  не в каждой церкви можно  найти рекламные листочки с  приглашениями в паломничество  к чудотворным иконам и источникам. Выпущены брошюры с рассказами  о том, от каких болезней  помогают те или иные святые. Один — большой мастер по части онкологии, другой — по хирургической, третий — по стоматологии, четвертая — первостатейный офтальмолог... И так далее... И висят такие листочки, как список специалистов в районной поликлинике.

Но не только в  болезнях обращаются за помощью  к святым. Какому-то мученику приписывают  исключительную силу в семейных  делах, кому-то постоянную готовность  придти на помощь при жилищных  проблемах. Некоторые святые помогают  найти пропавшую вещь, а иной  святой может и мужа пропавшего  возвратить прямо к порогу  покинутого им дома. Одним словом, все святые разобраны по различным  департаментам.

Некоторые священники  и публицисты уверяют, что за  сонмом святых, к которым народ  обращается в разных случаях,  уже и Христа не видно. И  будто подобный подход — есть  чистое потребительство, и это уже и не христианство вовсе, а настоящее язычество.

Я не раз слыхал, как батюшки в проповедях призывают народ не за чудесами гоняться, а перестать грешить, покаяться, исполнять заповеди и творить добрые дела.

Совершенно справедливый  призыв.

Признаться, я и сам  не раз посмеивался над чудоманией моих знакомых и напоминал им эпизод из известной итальянской комедии, в котором старушка просит святого Януария устроить ей выигрыш в лотерею стиральной машины.

Но вот послушал  я одного петербургского священника  — ярого чудоборца — и подумал, что в его пламенных речах, разоблачающих желание чудес, пожалуй, больше вреда, чем пользы. Из его слов выходило, что он отрицает самое возможность существования чудес. Он даже мироточение икон назвал «чушью, соблазном и бесовской марой». Вот тут-то я и задумался...

Одно дело, как интерпретировать участившиеся случаи мироточения, другое дело — отрицать и уверять, что это происки вражии. Я лично отрицать ни мироточения, ни чудесных исцелений не могу. Сам являюсь свидетелем и участником многих чудесных происшествий.

У одной моей знакомой, живущей в Сочи, мироточили десятки деревянных и бумажных икон. Первой начала мироточить икона государя-императора Николая Александровича.

 Мироточили иконы настолько обильно, что ей пришлось подставлять под них подносы. Миро она собирала литровыми банками. Оно было абсолютно невесомым и обладало приятным, ни на что не похожим запахом. Одну банку она отвезла Краснодарскому митрополиту Иссидору.

Богомольцы приходили к ней толпами. Как-то раз зашел местный батюшка, поглядел на мокрые от миро стены и сказал: «Да у тебя, мать, и фортепьяно мироточит». После этого духовного суждения повернулся — и был таков.

А женщина эта удочерила  двух девочек. Сейчас еще и  мальчика. Сама поет в церковном  хоре. Муж ее много лет ухаживал  за парализованным священником.

Мироточение в их доме продолжалось несколько месяцев и закончилось после того, как эта женщина попала в серьезную автомобильную аварию. Осталась живой по молитвам удочеренных ею девочек.

Почти все, кто побывал  у нее, решили, что мироточение предупреждает о грядущей беде, и что миро — это слезы святых, оплакивающие тех, кому эта беда грозит...

Но так ли это?  Похоже на правду. Но я не  дерзну делать выводы. А вот  батюшка, что заподозрил пианино в мироточении, заявил: «Я в безсмысленные чудеса не верю. В этом нет никакого смысла. Только народ смущается».

Мне кажется, что  среди пишущей церковной братии  и молодых священников появилось  много рационально мыслящих людей.

Они готовы делать  выводы и делают их, рассуждая  умно и профессионально. Зачастую, парадоксально. Читатели это любят.  Но большинство верующего народа  имеет очень смутное представление  о богословии. Труды острословов-публицистов,  разоблачающих массовое невежество  верующих людей, остаются им  неведомыми. Сведения о премудростях  церковной жизни новоначальные христиане получают зачастую от бабушек из числа тех, кто всегда в храме и готов дать «исчерпывающую» информацию обо всем и о вся. И получается, что к третьей в его жизни литургии новоначальный православный уже обретает изрядный набор церковного фольклора, а к пятой литургии и сам готов хватать за шиворот бедолаг, ставящих свечку левой рукой.

Но при всем при том эти люди верят в Бога. И исповедуются, и причащаются, и деток наряжают в самые лучшие наряды, отправляясь в церковь. И вера их укрепляется год от года, хоть и видят, и уразумевают, происходящее в церкви, как (по слову апостола) «сквозь мутное стекло».

И когда они, жаждущие  чудес, слышат от батюшек призыв  «не гоняться за чудесами, а  лучше каяться и молиться»,  то этот призыв к себе не  относят. Это для кого-то другого.  Ведь они каются и причащаются.  Да не так, как интеллигенты  — раз в месяц, а каждое  воскресенье.

При том, что несколько поколений русских людей были оторваны от Церкви и народных традиций, большинство заполняющих храмы, веруют, как и неведомые им предки, сердцем. Эта мистико-сердечная вера не очень дружит с рацио. Она людям «конкретным» кажется глупой, корыстной и даже дискредитирующей христианство.

Порой с этим нельзя  не согласиться. Все-то они  чего-то клянчут: «Подай да подай!» Нет, чтобы самим взяться за дело и сделать.

Что-то можно сделать,  конечно, и самому. А вот мира  мирови самому не добиться. И благостояния Святых Божиих Церквей... Да и здравия приходится просить. Даже жилья у чиновника бедному человеку не выпросить. А вот у Господа и святых Его можно получить. Так что нашему брату без просьб не обойтись.

Простому человеку зачастую неловко напрямую безпокоить Господа Бога. Гораздо легче обратиться к святому. Ведь они же наши земные нужды знают. На собственном прижизненном опыте все постигли. И к кому еще обращаться, как ни к Николе-Угоднику, готовому помочь в любой беде...

К кому, как ни к  слепенькой Матроне, когда катаракта  или глаукома застилает глаза.  Она-то, родимая, знает, каково  жить незрячей.

И к Вонифатию бежит жена запойного мужа. А Вонифатий помогает! (Только уж больно много у него просителей на Руси). И к мученику Антипе при зубной боли...

Я вот сам лет  десять назад ничем не мог  среди ночи унять зубную боль. А прочел акафист Антипе, да молитовку тут же сочинил: «Мученик Антипа, исцели от гриппа, от муки зубовной, да страсти греховной».

И что же? Не заметил,  как уснул. И на утро никакой  боли.

К блаженной Ксении  бегут к ее часовенке на  Смоленском кладбище по всякой  нужде. Она, потерявшая любимого  мужа, знает, как помочь в выборе  жениха. При жизни ей голову  негде было приклонить (правда, это  было добровольное бездомное  житие: свой дом она отдала  вдове Антоновой), а теперь нет  лучшей помощницы в квартирном  вопросе. Разве что Спиридон  Тримифунский может с ней потягаться.

Я сам получил после  пожара невероятный подарок от  Ксеньюшки. Молился ей и просил квартиру в центре, там же, где проживал до пожара. Шансов не было никаких. Народ из коммуналок при расселении отправляют в новые районы. Я узнал имена всех членов жилищной комиссии и подал записку с этими именами на сорокоуст в часовню блаженной Ксении. Когда решался мой вопрос, все члены комиссии непонятно почему безо всякого обсуждения подписали протокол, и я стал обладателем девяностометровой отдельной квартиры в центре Петербурга вместо 44-х метров в коммуналке.

Человек, выдававший  мне ордер, был уверен, что у  меня какой-то немыслимый блат  в самых верхних эшелонах власти.

Святые слышат нас  и помогают, если только наши  просьбы нам не во вред. Особенно  везет новоначальным. Я несколько раз убеждался в том, что тем, кто даже без особой веры, впервые в жизни обращается за помощью к святому, помощь приходит очень скоро.

С художником Валерием Б.  произошла такая история. У  него пропала любимая собака. Долгие поиски остались безрезультатными. Он и в газетах давал объявления, и по телевизору бегущей строкой  пробегал его вопль о помощи, и бумажками с просьбой помочь  отыскать собаку оклеил все  столбы и стены своего района.

Наконец, соседская  бабуля посоветовала ему пойти  в церковь и помолиться Флору  и Лавру. Их обычно изображают  с лошадьми. Но бабуля решила, что коль скоро никаких святых  нет на иконах с собаками, а  даже наоборот, хвостатых тварей  гонят с церковных дворов и  не позволяют держать в домах,  то святые Флор и Лавр будут  самыми подходящими помощниками.  Где лошади, там и собаки.

Валера послушался  от безысходности. Человек он был не церковный. Но все средства испробованы, что же делать... Только на чудо уповать.

Без особой веры  в успех пришел он в Останкинскую  церковь. Стал спрашивать, где  икона Флора и Лавра. Свечница объяснила ему, что такой иконы в их храме нет, да и по всей Москве вряд ли отыщешь. Сюжет редкий. Разве, что в музее поискать.

В музей Валерий идти не захотел. Тогда свечница посоветовала ему помолиться у иконы всех святых. Купил Валерий две толстые свечки, поставил у иконы всех святых и стал просить Флора и Лавра помочь ему найти собаку.

Через день-другой  звонят ему из какого-то пригорода.  Кажется, это был Ногинск, и  предлагают ему выгодный заказ.  Он садится в электричку и  едет за сто верст за своим  коммерческим счастьем. Как только  он оказался на привокзальной  площади, из торговых рядов  мохнатой стрелой вылетела собака. С оглушительным визгом она  бросилась на Валерия, стала  высоко прыгать и лизать ему  лицо. Несколько торговок подошли  к ошеломленному Валерию. Не  было никакой нужды спрашивать  «его ли это собака?» Торговки  казались еще более пораженными,  чем он. Одна из них сказала,  что собака тосковала и выла  сутками напролет. Они не могли  ее ничем успокоить. Она не  шла ни к кому в дом, сидела  на одном месте и смотрела  на подъезжающие электрички.

— А мы тут всем  торговым коллективом молились  Флору и Лавру, чтобы они  отыскали ее хозяина. Вот эти  кирпичи, где лавки стоят, это  же стены разрушенной церкви  Флора и Лавра. Им и молились.

Когда счастливый Валерий  подходил в сопровождении найденного  друга к своему дому, его остановил  милиционер.

— Откуда у вас  эта собака? — спросил он подозрительно.

Валерию очень не хотелось вступать ни в какие беседы, тем более с милиционером. Пришлось все же сказать, что это его собака, что он не украл ее, а она пропала и он долго искал ее. А теперь ведет домой, чтобы накормить и вымыть поскорее.

— Так ведь она  же в Ногинске, — заявил страж  порядка.

Валерий не поверил  своим ушам.

— А вы откуда  знаете про Ногинск?

— Как откуда, когда  я сам ее туда отвез. Она  у нас в отделении 2 дня просидела.  Сама извелась и всех нас  извела. Ничего не ест и только  воет. Ну я и решил отвезти ее к теще на природу...

Так что, не знаю, как и быть русскому человеку  без чудес. У нас ведь все  — сплошные чудеса. Еще каких-нибудь 10-15 лет назад казалось, что погибла  Россия. Ан, нет — живем. Крадут  миллиардами, а страна все равно  крепнет. Ну, не чудо?!

Триста лет татаро-монгольского  ига. На европейских картах  никакой Руси не было. Ан, глядь — уже и Казань с Астраханским ханством — часть России. Поляки в Смутное время в Кремле сидят. Четыре Лжедимитрия! А через полтора века Польша — глубокая провинция России. И Вторая Мировая война — Отечественная разве не чудо?! Победить мощного врага, разгромившего всю Европу. Да еще и после того, как большевики уничтожили цвет нации...

Нет, не уговорить  русского человека перестать  крепко верить в чудеса. Но главное чудо впереди. Это когда все мы, благословясь, засучим рукава и примемся за дело. А дел у нас на Руси — О-ГО-ГО!!!

Александр Богатырев

15 ноября 2017   Просмотров: 6906   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.