Закрепление ювеналки. СПРАВКА по проекту федерального закона № 249303-6 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 249303-6 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

В нем прямо говорится о том, что над любой семьей, нуждающейся в помощи государства, должно быть установлено социальное сопровождение (ст. 7), включающее в себя назначение семье обязательных условий, отказ от выполнения которых влечет отказ в предоставлении социального обслуживания (ст.24). Это тот же принудительный порядок чиновничьего контроля над каждой семьей (социальный патронат), навязываемый гражданам под видом социальной помощи.

Среди видов предоставляемых социальных услуг значатся содействие в семейном воспитании детей, услуги в целях защиты законных прав и интересов. При этом никаких правовых критериев, ограничивающих действия чиновников в данных вопросах в законопроекте не содержится, что создает серьезные социальные риски.

Дополнительную тревогу вызывает то, что в законопроекте семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, приравнивается к семье, находящейся в социально-опасном положении (п.2 ст. 20), и, следовательно, к ней могут быть применены принудительные меры, установленные действующим законодательством для таких семей (лишение или ограничение родительских прав (ст.ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, досудебное отбирание ребенка из семьи на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ, или помещение ребенка в приют на реабилитацию без решения суда (ст. 13 ФЗ № 120 от 24.06.1999 г.)).

Таким образом, законопроектом узаконивается система вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников, только лишь на основании бедности, нуждаемости в помощи государства, что является дискриминацией по социальному признаку, запрещенной Конституцией Российской Федерации (ст. 19).

Но наибольшую тревогу вызывают положения статьи 12 законопроекта, допускающие раннее вмешательство государства в дела семьи в выявительном (а не в заявительном) порядке в целях профилактики социально-опасного положения. Для этого законопроект позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала, проводить там проверки, мониторинги и обследования, в то время, когда граждане ещё ничего не совершили (статья 26 законопроекта). Эти положения попирают основные демократические права и свободы граждан, такие как неприкосновенность жилища и частной жизни, конституционные принципы презумпции невиновности и добросовестности родителей. А отсутствие каких-либо законодательных критериев раннего неблагополучия оставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции чиновников.

Законопроект позволяет органам государственной власти привлекать для этих целей коммерческие организации и НКО, а также благотворителей и добровольцев. Но действия этих лиц не могут быть обжалованы в судебном порядке и они не подлежат привлечению к должностной ответственности в случае злоупотребления возложенными на них государственными полномочиями, что также может привести к произволу и коррупции в данной сфере.

Законопроект не предусматривает никаких расходов из федерального бюджета для его реализации. Это говорит о том, что он не направлен на оказание реальной социальной помощи гражданам, а лишь закрепляет западные ювенальные технологии в российском законодательстве.

Общественный центр правовых экспертиз
и законопроектной деятельности

16 декабря 2013 Просмотров: 6 519