Рубрика: » » К вопросу о равноправии мужчин и женщин

К вопросу о равноправии мужчин и женщин

altПовсюду слышатся толки об уравнении прав лиц мужеского и женского пола во всех разнообразных положениях жизни общественной, семейной и даже церковной. Как смотрит на сие Слово Божие? Оно допускает равенство тех и других лиц только в отношении к делу спасения души. Спасение души в одинаковой мере доступно всякому человеку по вере в Господа Иисуса Христа.

 

Она соединяет всех верующих в Него воедино, так что в сем отношении нет различия между мужеским полом и женским, как нет различия между верующими из иудеев и язычников, рабов и свободных. Ибо все верующие во Христа посредством духовного возрождения в таинстве Крещения сделались чадами Божьими по благодати усыновления Богу. Но «если ты сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4,7).

 

Каждому крещенному, как сыну Божию во Христе Иисусе, по благодати предоставлено наследие вечного блаженства в Царствии Небесном. Участие в сем блаженстве, равно как участие во всех благах земной Церкви Христовой, принадлежит лицам мужеского и женского пола в одинаковой мере; все крещеные без различия полов, когда соединяются в храме Божием, одинаково близки и любезны Отцу Небесному, как близки и любезны плотскому отцу живущие с ним родные его дети, братья и сестры. Вот почему апостол Петр увещевает мужей воздавать честь своим христианским женам, «яко сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 1; 3, 7). Право на это наследие женам принадлежит в одинаковой мере.

 

Достоинство женщины чрезвычайно возвысилось в лице Богоматери, которая, как послужившая спасению людей чрез воплощение от Нее Сына Божия, соделалась Превысшею всей твари, даже Херувимов и Серафимов, поклоняющихся Ей, яко своей Госпоже и Царице. Что касается до прочих жен, то особенной чести сподобились те из них, которые просияли святой жизнью на земле и стяжали равную славу со святыми мужами на Небесах.

 

Но как ни высоко положение лиц женского пола в показанных отношениях, они должны уступить преимущество лицам мужского пола в других отношениях. Со времени грехопадения прародителей жена, как первая грешница, подчинена господству мужа, увлеченного ею в грех. «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3,16).

 

Господство мужа над женою тяжело было особенно в язычестве: она была рабой и невольницей мужа. Притом значение ее было унижено многоженством. Даже среди избранного народа допущено было многоженство, и мужьям дано было право разводиться с женами по личному произволу, тогда как жена, недовольная мужем, лишена была этого права. В мире христианском многоженство уничтожено; право требовать развода в случае нарушения супружеской верности предоставлено не только мужу, но и жене. Но господство над женой осталось в силе и в Новом Завете. «Жены своим мужьям повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава есть Церкви. Якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5; 22-24).

 

Каков бы ни был муж, хорош или не хорош, ласков или жесток в обращении с женою, она должна оставаться в повиновении ему, и как бы ни было ее житие, не должна искать разлучения с ним за исключением случаев супружеской неверности. «Яже Бог сочета, человек да не разлучает». Так называемые ревнители эмансипации женского пола восстают против неразрывности супружеского союза и требуют как для мужей, так и для жен полнейшей свободы развода по всякой благовидной и неблаговидной причине. Исполнение этого требования сопровождалось бы самыми пагубными последствиями, что повело бы к разрушению семейной жизни, к безграничному разврату.

 

Что сказать об общественном положении лиц женского пола? По мнению ревнителей расширения прав женщины, общественное положение ее должно быть одинаково с положением мужчин. У нее нельзя отнимать право быть судьей, министром, губернатором, профессором, адвокатом даже воином. Но справедливость требует сказать, что все это не по силам женщине, по самой природе своей обладающей меньшей, сравнительно с мужчиной, умственной и телесной силой. Ко всему этому несравненно способнее мужчины.

 

Апостол Павел заповедует женщине молчать в церковных собраниях (1 Кор. 14,34,35). Бывают даже такие физические положения женщины, в которых ей воспрещается переступать порог храма. Правда, в числе святых жен были такие, которые послужили Церкви апостольскими трудами, каковы, например, равноапостольные Мария Магдалина, царица Елена, великая княгиня российская Ольга, просветительница Грузии Нина. Но таковая церковно-общественная деятельность свойственна была очень немногим женщинам, имевшим особое призвание к ней от Бога.

 

Христос призвал к апостольскому служению только мужей. Равно и приемниками их служению, по воле Господа, являлись и являются только лица мужеского пола. То же должно сказать о высоких гражданских должностях. От них всегда вообще устраняемы были и даже сами не искали их женщины. Были немногие блестящие исключения. История поведает о нескольких женщинах - правительницах государств; в числе их занимает первенствующее место русская императрица Екатерина Великая. Но не надо также забывать, что эти царственные женщины министрами и вообще помощниками по управлению имели мужчин, а не женщин.

 

Ничего нельзя сказать против стремления лиц женского пола к высшему образованию, тем паче, что многие из них в умственном отношении не уступают мужчине. Вообще же, надо сказать правду, этих исключений немного: в истории научных знаний двигателями науки, искусств и ремесел являлись одни мужчины, женщинам принадлежит честь только усвоять плоды их трудов. Университет в сем отношении может быть для них весьма полезен. Но как ни высоко достоинство университетского образования, оно может служить только украшением женщины в смысле удовлетворения ее любознательности, а отнюдь не составляет существенной потребности, ибо применить его к общественной деятельности, сделать из него практическое употребление в разнообразных видах служении обществу женщины не могу.

 

Прямое назначение ее есть жизнь семейная положение женщины в семье как матери, воспитательницы детей, хозяйки, помощницы мужа есть самое высокое положение. Как воспитательница детей она не лишена влияния и на общественную жизнь. Пусть она внушает детям своим страх Божий, любовь к Церкви и Отечеству и навык к полезной деятельности. Чрез это она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу, гораздо большую, чем если бы она сделалась государственным чиновником.

 

Служба государственная только бы отвлекала бы ее от жизни семейной; у нее недостаточно бы тогда времени и свободы принимать непосредственное участие в воспитании детей; волей-неволей ей пришлось бы тогда поручать это святое дело наемникам, которые, пользуясь тем, что за ними некому наблюдать, небрежно стали бы относиться к своему делу, и не воспитывать, а только развращать детей. Равно и хозяйство могло бы придти в упадок, если бы мать семейства, занятая службой государственной, затруднена была следить за домашними. Главное призвание женщины состоит в служении благу семейства. Ничто столько не служит к чести ее, как материнские заботы о детях, и ничто столько не утешает ее, как искренняя, заслуженная ею любовь и почтение к ней детей.

 

Женщины, стремящиеся к уравнению своего положения с мужчинами, напрасно думают, что это возвысит их значение в глазах мужчин. Нет, не этим заслуживается уважение последних к первым. В глазах истинных ценителей женских достоинств имеет цену не внешнее положение женщины, но нравственные ее качества. Лучшим украшением ее служит женская скромность, стыдливость, целомудрие, кротость, воздержание языка, заботливость о детях, о спокойствии мужа, о хозяйстве. Пусть она себя ведет так, чтобы в присутствии ее мужчины держали себя почтительно к ней, не позволяя себе ни говорить, ни делать ничего такого, что могло бы оскорбить ее скромность и степенность. На худом счету слывут те женщины, которые, стремясь к равенству с мужчинами, усвояют себе их непохвальные привычки, например, курить табак, принимают участие в их нескромных речах, участвуют в их нескромных развлечениях и забавах. Такие женщины теряют право на уважение к себе и возбуждают глумление и презрение к себе. Женщина, дорожащая своим достоинством, никогда не унизит себя до столь жалкого положения.

 

Разделение обязанностей в семье и ее единство

 

Господь вложил особенности как в физический, так и в душевный организм мужчины и женщины. Они дополняют один другого. Если мужчине в основном свойственно мужество, физическая сила и выносливость, сила дарований (умственных или в искусстве), то женщине соответствует больше сила любви, отзывчивость сердца, нежность чувств и т.д. В связи с этим происходит и идеальное разделение ряда семейных обязанностей. Материальное содержание семьи естественно выпадает на долю мужа, а домашние заботы и уход за детьми - преимущественно на жену.

 

Воспитание детей является, естественно, обязанностью обоих.

 

По установленному для человечества Богом закону муж - это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем.

 

Отвлечение матери от семьи для заработка - это величайшее несчастье для детей, это семейное бедствие, нарушение целости и единства семьи. Чаще всего это доказательство недостаточной любви к детям, признак духовной болезни матери и ее маловерия.

 

Сторонний заработок матери может быть оправдан только для вдовы. Но и здесь при твердой вере и крепкой молитве к Господу и Его Матери можно избежать бедствия и находить пропитание, не бросая детей. Бог есть Бог милости, Который «сира и вдову примет». И он всесилен находить пропитание для вдов, не отделяя их от детей. Может быть, нужно встретить бедность и нужду, но они несравнимы с бедствием разлучения детей от матери. История Церкви дает многочисленные примеры особого Божьего Промысла о благочестивых вдовах. Мы знаем еще ветхозаветную историю о чудесном пропитании вдовы в Сарепте Сидонской. Эта вдова была благочестивее всех вдов израильских и за то она не имела нужды во время великого голода, как об этом свидетельствует Сам Господь (3 Цар. 17, 10; Лк. 4, 25-26).

 

Глубокий знаток жизни царь и пророк Давид говорит: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс, 36, 25). Но то, что имело место в Ветхом Завете, тем более осуществляется в Новом, когда безмерно приумножилась благодать. Поэтому никто не может оторвать детей от матери в семье, с верой отдавшей себя в руки Промысла Божия. Как в первые века христианства, такая семья будет представлять собою домашнюю церковь. В такой семье, связанной любовью в одно целое, будут господствовать иные, по сравнению с греховным миром, взаимоотношения, и не будет деления на поколения, не понимающие одно другое - на «отцов» и «детей».

 

Семья - это крепость, на которую «враг человеков» не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25). Главным условием целости семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи. Будем же беречь любовное единство семьи, будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34).

 

Семья христианина - отец, мать, дети - это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и ее счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее безконечной радости в вечности. И пусть незыблемое единство семьи будет и целью, и путеводным маяком в жизни супругов.

 

Постижение единства семьи подобно постижению тайн Святой Троицы - с постижением антиномии Ея «неслиянности и нераздельности». Истинно любящий живет не собою и не для себя, а теми и для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых. Его душа неотделима от них, и ни разность места, ни течение времени не отделяет ее от любимых. Любовь сильнее смерти, и ничто не может преодолеть или победить любовь.

 

Так в истинно христианской, любящей семье отец живет не собою, но женою и детьми, а жена - мужем и детьми, а дети душою неотделимы от любимых родителей. Любовь стирает грани индивидуальности и соединяет частности в одно нераздельное целое.

 

По материалам брошюры

 

«Православная женщина в современном мире»

 

Какой муж глава жены?

 

«...благодарите всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

 

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2. 24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 20-33).

 

Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою своей жизни и Своей смерти.

 

И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю», - и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям.

 

Муж является главой семьи и не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить.

 

Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это - неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

 

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она - невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя.

 

Она - невеста, та, которая настолько - так глубоко, так совершенно возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно - даже на страдания, если нужно - на крест.

 

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной героической любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью.

 

Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем.

 

Митрополит Антоний Сурожский

 

Из книги «Таинство любви»

 

Наставление женам (Свт. Иоанн Златоуст)

 

Господь повелевает вам избегать шума и суеты, чтобы молиться в тишине в своем жилище, ибо пребывание в уединении и удалении от общества злых людей приносит великую пользу. Корабль, не подверженный буре, плывет благополучно; так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани. Поэтому женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Потому и Иаков был не лукав, что жил дома и был свободен от внешних тревог; не без причины Писание заметило о нем: живущий в шатрах (Быт.25,27). Но и в доме, скажешь, много безпокойства. Это оттого, что ты сама хочешь и сама себя окружаешь множеством забот.

 

Муж окружен хлопотами, как бы некоторыми волнами, а жена, сидя дома, - как в некоем убежище любомудрия. И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы их безпокоил, так и жена, находясь дома, постоянно может наслаждаться тишиной. Если же представится ей необходимость выйти из дома, то и тогда нет для нее повода к безпокойству. Большую же часть времени она проводит дома. Поэтому она может и сама пребывать в тишине и, встречая растревоженного мужа, утешать и успокаивать его, разгонять его ненужные и тяжелые мысли, а затем снова отпускать его из дома уже без тех неприятностей, какие он принес с собой, но с добрым расположением, которое он приобрел дома. Подлинно, жена благочестивая и разумная скорее всего может повлиять на мужа и настроить его душу по своему желанию.

 

Ибо ни друзей, ни учителей, ни наставников он не послушает так, как свою жену, когда она увещевает его и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, поэтому он очень любит свою советчицу. И я бы мог указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Ибо жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головой. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге.

 

Поэтому убеждаю вас, жены: считайте это обязанностью и давайте мужьям надлежащие советы. Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Как же мы можем учить его делами? Ты научишь его, когда он увидит, что ты не злонравна, не роскошна, не любишь украшений, не требуешь излишних денежных доходов, но довольствуешься тем, что есть. В этом случае он непременно послушает твоих советов. Если же ты на словах будешь любомудрствовать, а на деле станешь поступать напротив, то он обвинит тебя в великом пустословии. А когда вместе со словами ты представишь ему наставление и делами, тогда он похвалит тебя и скорее послушает. Так будет, например, когда ты станешь искать ни золота, ни жемчуга, ни драгоценных одежд, но вместо этого будешь искать скромности и, поступая так сама, будешь требовать того же и от него. Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и губить.

 

Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезной и приятной для него, сколько целомудрие и ласковость к нему и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей. Украшение внешнее неприятно мужу, потому что приводит в стесненное положение его имения и требует больших издержек и забот. А то, о чем сказано выше, привяжет мужа к жене, ибо ласковость, дружба и любовь ни забот не приносит, ни издержек не требуют, но доставляют все противоположное. Притом наряд от привычки делается приторным, украшение души цветет каждый день и разжигает сильнейший пламень любви.

 

Итак, если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает. Красоту телесную и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и губит многое другое, а что украшает душу, то выше всего этого. Кроме того, та красота и зависть возбуждает, и ревность разжигает, а эта чиста от таких болезней и свободна от всякого тщеславия. Таким образом, и в доме все будет идти лучше, и доходы будут изобильнее, когда золото не будет лежать вокруг твоего тела, не будет связывать твоих рук, но будет употребляться на необходимые нужды, например, на попечение о детях и на другие действительные потребности.

 

Но если ты будешь поступать не так, если тело будет украшено золотом, а необходимые нужды будут со всех сторон перед глазами и стеснять сердце, то как тебе быть? Какая польза? Печаль сердца не позволяет замечать того, чем обыкновенно пленяются глаза. Ведь вы знаете, что когда кто-либо увидит женщину, даже лучше всех украшенную, он не сможет найти в том удовольствие, если у него больна душа. Ибо, кто хочет находить удовольствие, тому сначала нужно быть веселым и иметь расположение к радости. Между тем, если золото истрачено на украшение тела жены, а в доме обитает скудость, то для мужа нет никакого удовольствия.

 

Итак, если желаете нравиться мужьям, приводите их в приятное расположение духа. Я это говорю, желая, чтобы вы украшались красотой истинной, которую заповедал Павел: "Не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию". И от людей будет великая похвала, и от Бога - великая награда. Итак, будем ревновать о внутренней красоте, чтобы и здесь пожить в безопасности, и достигнуть будущих благ, которых да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

7 марта 2017   Просмотров: 8012   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.