Антиканонические решения Синода РПЦ о «старообрядцах»

На состоявшемся 30 мая с.г. в Санкт-Петербурге заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, к сожалению, был принят ряд антиканонических решений в отношении так называемого «старообрядческого» раскола.

 

На основании доклада председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) участники заседания постановили «подтвердить определение Святейшего Синода за №1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания». Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством было поручено «отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду». Синод дозволил «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, <…> поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею». «В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве», - также сказано в решении Синода. А «при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви» было рекомендовано «руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений».


Мы попросили прокомментировать данные синодальные постановления иеромонаха Игнатия (Миролюбова).


Отец Игнатий: Суждения и мнения кого-либо даже весьма авторитетного иерарха, а также многолетняя практика каких-либо приходов не может быть твердой почвой для принятия общецерковных обязательных для всех решений. Выступая в 1911 году на Миссионерском съезде в Казани, священномученик Гермоген Тобольский заявил: «Вся наша церковная жизнь ее дисциплина должна иметь основу в канонах Церкви, а не в зыбком и скоро исчезающем потоке гражданских, и теперь зачастую и церковных указов и циркуляров, несущихся со всею быстротою, но вдали и совершенно мимо незыблемых вековых правил и установлений Православной Церкви Вселенской».


А указанные постановления Священного Синода никоим образом не вписываются в канонические нормы Православной Церкви. Во-первых, молитва за умерших раскольников невозможна да и не принесет пользы ни молящемуся, ни тем, за кого она приносится. Это убедительно показал преподобный Иосиф Оптинский: «Душе <…> неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? – Молиться о ее спасении (Со святыми упокой…) нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно; потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так какбудущая жизнь – время не покаянию, а воздаянию. Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые "Чины" на присоединение римских католиков и протестантов (добавим от себя «старообрядческих» раскольников – примеч. о.И.) к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако святая наша Церковь от каждого неправовера, желающего быть с Нею в общении, непременно требует, чтобы он всенародно – пред всею Церковью отрекся от своих заблуждений и принял чистое христианское учение».


Другой момент. Между единоверием дореволюционным и единоверием, берущим начало с Поместного собора 1971 года, нет ничего общего, кроме названия. Дореволюционное единоверие, которое, кстати, святитель Игнатий (Брянчанинов) относил к расколу, носило все-таки миссионерский характер (успешный или нет - это другой вопрос) и было направлено на обращение «старообрядческих» раскольников в Православие. Православным христианам запрещалось ходить в единоверческие храмы. Та же секта, которая возникла после собора 1971 года по инициативе известного обновленца и модерниста митрополита Никодима (Ротова), также имеет миссионерский характер, но со знаком минус. Она направлена на обращение православных христиан в «старообрядчество». Об этом открыто и цинично заявляет и ее лидер член ОВЦС о.Иоанн Миролюбов. В одном интервью ему задали вопрос, на кого они ориентируются. И о.Миролюбов ответил: «На молодых образованных людей, которые не имеют старообрядческих корней». Иными словами, нынешние псевдоединоверцы занимаются не обращением раскольников в Православие, а совращением молодых людей в свое согласие.

 

И вот теперь синодалы приняли решение о том, чтобы «отредактировать» чин присоединения «старообрядцев» к Православию на основе антиканонических, неправомочных, разрушающих святоотеческое учение о «старообрядческом» расколе решений собора 1971 года. Такая «редакция» отнюдь не приведет к тому, что раскольники побегут в Православную Церковь. Они откровенно глумятся над постановлениями собора 1971 года и требуют дальнейшего «раскаяния». И эта «редакция» - следующий шаг по пути отступления от святоотеческого учения о «старообрядческом» расколе и прогиба перед раскольниками, по пути ложного экуменического «покаяния» перед ними.

 

Что касается монашеских или какие-либо иных обетов, принесенные в ереси или в расколе, то они не имеют никакой благодатной силы. Таково учение Святых Отцов по этому вопросу. «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа, - пишет святитель Василий Великий. - Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».


По поводу рекомендации «при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений» можно отметить, что в результате следования ей в учебники по истории «старообрядчества» будет внесена экуменическая ложь, которая не ослабит «старообрядческий» раскол, а только еще сильнее его углубит.

14 июля 2014 Просмотров: 11 907