Расмуссен анонсировал вторую холодную войну

7 августа 2014 года Киев посетил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Формальная цель визита – высказать общую поддержку украинскому руководству и конкретно поддержать действия режима в подавлении народного восстания на Донбассе. Однако это больше напоминало официальный старт холодной войны между НАТО и Россией.

Безусловно, Расмуссен – это не Черчилль, и его 5-минутное выступление на телеканале «Интер» – это явно не фултонская речь. Но в интервью Расмуссен дал четко понять, что Запад в лице НАТО приготовился к масштабному противостоянию с Россией в традициях холодной войны.

В частности, он заявил: «Мне очень жаль, что Россия нарушила фундаментальные принципы кооперации между НАТО и Россией… И нам приходится приспосабливаться к этой новой ситуации. И именно поэтому нам пришлось предпринять шаги по усилению нашей коллективной безопасности, чтобы обеспечить эффективную защиту для всех наших союзников… мы приостановили все практическое сотрудничество с Россией».

Правда, сразу после этого заявления возникли некоторые нюансы в трактовках. В частности, альянс официально заявил, что никаких дополнительных мер по прекращению сотрудничества (после 1 апреля) никто не предпринимал, а Расмуссен имел в виду именно то решение. Более того, как заявил глава комитета Госдумы по международным делам А.Пушков: «Основополагающий акт 1997 года между РФ и НАТО продолжает действовать, и я не слышал, чтобы этот акт НАТО дезавуировало, а, пока он не дезавуирован, любые заявления Расмуссена — это не более чем заявления, а не состоявшиеся политические решения».

Хотя, по словам Расмуссена, НАТО уже сейчас начинает усиливать свое военное присутствие на границах с Россией: «Мы увеличили воздушное патрулирование над тремя балтийскими государствами, мы усилили наше морское присутствие в Черном море и также в Балтийском. Мы проводим больше военных учений на востоке. То есть мы реагируем и будем и дальше усиливать нашу коллективную безопасность в будущем». Практически НАТО делает все для эскалации напряженности.

При этом, как и во времена прежней холодной войны, НАТО не собирается явным образом воевать с Россией, делая ставку на другие ограничения. Как и раньше, это – снова экономика и внешнеполитическое давление: «...не в интересах России вводить войска в Украину. Потому что я уверен, что дальнейшая интервенция в Украину приведет к дальнейшей международной изоляции России, а это не в интересах России. Если же это случится, то это точно повлечет серьезный ответ международного общества - в том числе более глубокие и широкие экономические санкции».

Какова роль Украины в этих планах – понятно не до конца. Понятно, что Украина должна стать восточным форпостом НАТО против России, но вот соответствующая концепция то ли не выработана, то ли будет реализовываться в несколько этапов.

Это следует сразу из нескольких заявлений Расмуссена. В частности, на вопрос о том, планирует ли НАТО поставлять оружие Украине, он отметил, что «это не вопрос НАТО, поскольку не НАТО продает оружие и военную технику, а конкретные страны. Однако я надеюсь, что страны НАТО проявят ответственную позицию относительно военно-технического сотрудничества с Украиной и Россией в сложившихся условиях».

А говоря о том, чем же конкретно сейчас НАТО готов помогать Украине, он заявил, что «это участие Украины в учениях НАТО – это подготовка и обучение специалистов, чтобы усилить наши возможности для дальнейшего совместного сотрудничества. А в более далеком будущем - мы говорим о модернизации оборонного сектора в Украине».

Но, судя по сообщениям пресс-службы П.Порошенко, Украина рассчитывает на куда более широкое сотрудничество с НАТО, в частности в военно-технической, авиационной и космической сферах. Кроме того, силы и возможности НАТО планируют привлечь к «восстановлению Донбасса». Правда, не исключено, что это будет неким скрытым форматом закрепления НАТО в этом регионе под прикрытием восстановительных работ.

Расмуссен обратил внимание Порошенко и на то, что пора задуматься об ускорении формальных процедур по вступлению в НАТО: «Сегодня на Украине действует закон, который определяет ее внеблоковый статус. Мы уважаем это. Однако если Украина решит поменять этот закон, то мы будем это также уважать».

В этом же русле следует рассматривать и внешнеполитическую поддержку Киева со стороны НАТО. Расмуссен обратил внимание на саммит альянса в британском Уэльсе, который пройдет в начале сентября. Там, по его словам, будут приняты серьезные решения как по России, так и по Украине. Предполагается, что П.Порошенко примет участие в этом саммите. Кроме того, на саммите состоится заседание Комиссии Украина-НАТО, что является редкостью для мероприятий подобного высокого уровня. И именно там будут обсуждены все нюансы сотрудничества Украины и Североатлантического альянса, наполнив его новыми смыслами: «НАТО сделает партнерство сильным», - заявил Расмуссен.

Пока что не совсем ясно, в чем конкретно выразится это «укрепление сотрудничества». Относительная определенность наблюдается лишь по внешнеполитическим вопросам, ведь, как стало известно пару недель назад, украинское руководство при поддержке США планирует добиться от НАТО некоего эксклюзивного партнерского статуса для Украины. США со своей стороны уже сделали шаги в этом направлении. В частности, был проголосован в первом чтении законопроект, признающий Украину военным союзником США. Скорее всего, до конца августа этот документ будет полностью принят и, ссылаясь на него, США будет требовать от стран-членов НАТО его признания и инкорпорирования в практику альянса.

Кроме того, не исключено, что на саммите поставят вопрос о пересмотре акта 1997 года о сотрудничестве между РФ и НАТО. Видимо именно к этому и готовит общественное мнение Расмуссен не только в Киеве, но и в других столицах.

Правда, от разрыва такого сотрудничества в первую очередь пострадает само НАТО. Например, это поставит под вопрос использование этой организацией транзитного пункта в Ульяновске для вывода войск из Афганистана. Кроме того, по словам того же А.Пушкова, за все годы Россия принципиально ничего интересного от этого сотрудничества так и не получила, кроме чисто символического Совета Россия-НАТО.

Чуть менее понятно, как будет выглядеть усиление военно-технического сотрудничества и обучение украинских военных. Хотя и тут можно предположить, что это будут, скорее, операции прикрытия. Например, когда эти самые натовские учения с участием Украины будут проводиться на территории же Украины. И тогда под совершенно легальным поводом на Украину смогут завезти и военную технику, и военнослужащих, и специалистов НАТО в практически неограниченном количестве. И решать вопросы в рамках «основанных НАТО новых трастовых фондов в поддержку обороноспособности Украины по направлениям материально-технического обеспечения, системы управления и связи, кибернетической защиты». Именно об этих фондах говорили при встрече в Киеве Расмуссен и Яценюк.

А учения – вещь перманентная, одни закончились, другие начались. Что позволит поддерживать контингент этих военных на территории Украины практически постоянно.

Однако все же кажется маловероятным, что в ближайшее время Украина действительно поменяет свой статус на страну-члена НАТО. США могут попробовать заставить партнеров по НАТО максимально расширить сотрудничество с Украиной. Могут даже попробовать их более активно снабжать Киев техникой и людьми. Однако взять на себя весь пакет официальных обязательство по 5-й статье Вашингтонского договора – сомнительно. Первыми против этого выступят Германия и Франция, которые крайне неоднозначно смотрят на происходящее на Украине.

Можно констатировать, что на осень, на сентябрьский саммит НАТО, готовится ряд решений Запада, которые могут существенно изменить принципы безопасности в Европе и в мире, которые сформировались за последние 20-30 лет. Впрочем, не исключено, что это может оказаться даже к лучшему, поскольку существующая концепция безопасности явно не учитывала ни военного и экономического роста стран БРИКС, ни потери США своего главенствующего места в мире.

11 августа 2014 Просмотров: 3 287