Радикалы прошли в Раду через чёрный ход

Идущие коалиционные переговоры и некоторые заявления о появлении в новой Верховной раде «фракции боевиков» дают основание внимательно посмотреть на состав украинского парламента с точки зрения потенциала в нём национал-радикалов. Отсутствие в новом составе Верховной рады партий «Свобода» и «Правый сектор» уже используется евроинтеграторами для утверждений, что радикальные националисты и неонацисты не получили поддержки избирателей и, значит, никакой угрозы нацизма в Украине не существует. Это немаловажный фактор в отношениях украинской власти с Европой, где связь политика с правыми радикалами делает его нерукопожатым и может стоить политической карьеры.

 

Но даже беглое ознакомление со списком депутатов Рады 8-го созыва свидетельствует, что президент и премьер сделали все возможное, чтобы радикальные украинские националисты попали в парламент через чёрный ход.

 

Так, например, по партийному списку или через мажоритарные округа при поддержке партии Арсения Яценюка «Народный фронт» прошли в Раду: бывший член партии «Свобода», а ныне заместитель министра внутренних дел Николай Величкович; основатель военизированной националистической организации «Опір», а теперь заместитель главы СБУ Дмитрий Левус; главарь радикального «Национального альянса» Игорь Гузь, бывший пресс-секретарь и спичрайтер УНА-УНСО Татьяна Черновол, соучредитель Молодежного националистического конгресса Олег Медуница, бывший руководитель Днепропетровской областной организации Конгресса украинских националистов Юрий Береза, один из лидеров «Правого сектора» и глава Социал-национальной ассамблеи Андрей Билецкий, а также Андрей Парубий, соучредитель Социал-националистической партии, которая была переименована в «Свободу».

 

Реальные шансы попасть в парламент имел и выдвинутый «Народным фронтом» на одном из мажоритарных округов Вадим Троян, член националистической организации «Патриот Украины» (входит в «Правый сектор»). Ему помешал донецкий олигарх Сергей Тарута, который баллотировался в этом же округе и попросил партию премьер-министра снять кандидатуру Трояна. Потеря «Правым сектором» еще одного депутатского кресла была компенсирована ему должностью начальника ГУ МВД по Киевской области, которую Троян получил сразу же после окончания выборов. Вряд ли правосеки расстроились.

 

Радикальная партия Олега Ляшко также внесла свой вклад в протаскивание в Раду радикальных националистов. По ее списку депутатский мандат получили один из лидеров Социал-национальной ассамблеи Игорь Мосейчук и многолетний глава УНА-УНСО Юрий Шухевич.

 

Как минимум двух коричневых депутатов имеет и «Блок Петра Порошенко». Это бывший глава «Правого сектора» в Днепропетровске Андрей Денисенко и яркий представитель футбольных ультрас Олег Петренко из Черкасс. Справедливости ради стоит отметить, что в июне черкасские ультрас вышли из состава «Правого сектора», но не по причине идеологических разногласий. Просто им не понравился царящий в ПС вождизм, в то время как футбольные фаны считают себя «свободными художниками» во время массовых побоищ.

 

Коллективными усилиями «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» новой власти удалось протолкнуть в Раду члена политсовета «Свободы» Юрия Левченко. Чтобы не навлекать на себя гнев европейских партнеров, партии президента и премьера постеснялись заявить о поддержке свободовца публично. Они просто сняли в этом округе своих кандидатов, что само по себе является достаточно красноречивым жестом.

 

Будем считать, что самостоятельно, без поддержки олигархов или партийных боссов в парламент прошли лидеры «Правого сектора» Дмитрий Ярош и Борислав Береза. Последний уже заявил, что ПС ведет переговоры о создании в Раде депутатской группы «настоящих» националистов, но, как признался он, это сложный процесс, потому что внепартийным депутатам «делают такие предложения, что от них тяжело отказаться». Ну что ж, посмотрим, пересилит ли идейность шелест денежных купюр?

 

То, что такие переговоры ведутся, подтвердил и «самовыдвиженец» от «Свободы» Андрей Ильенко, вместе с которым депутатские кресла займут еще пять членов этой партии: Юрий Бублик, Олег Осуховский, Михаил Головко и Сергей Рудик.

 

Вероятным кандидатом в члены такой депутатской группы является волынянин Игорь Лапин, командир роты батальона «Айдар». Формально он не входит в какую-либо националистическую партию или общественную организацию. Тем не менее идейная близость Лапина к бандеровцам наглядно проявилась в том, что поддержать его на выборах во время подсчета голосов избирательной комиссией в Луцк прибыла целая бригада национал-радикалов: бывший секретарь СНБО Андрей Парубий, замминистра МВД Николай Величкович и заместитель главы СБУ Андрей Левус, о которых упоминалось выше (это, кстати, к вопросу об использовании административного ресурса на первых после Майдана «демократических» парламентских выборах).

 

Как поведал спикер «Правого сектора» Борислав Береза, ведутся переговоры о присоединении к депутатской группе националистов-радикалов и заместителя днепропетровского губернатора Бориса Филатова, что со стороны известного «вешателя» было бы только естественно.

 

Таким образом, все разговоры о провале радикальных националистов на выборах – это лапша на уши доверчивым европейцам. Включение радикалов в партийные списки «демократических проевропейских» партий, а также выдвижение их по мажоритарным округам при поддержке этих партий представляют собой лишь ставший таким модным в одежде камуфляж. И вряд ли можно было ожидать от Порошенко и Яценюка чего-то иного. Должны же они как-то расплатиться с боевиками за то, что оказались в своих креслах?


Сами подумайте. Мог ли Петр Порошенко даже мечтать стать президентом в результате законных выборов в марте следующего года, если бы не вооруженный переворот, который совершили «Правый сектор» и «Самооборона Майдана», а также если бы Турчинов, Яценюк и Парубий не начали карательную операцию на востоке, что дало возможность кандидату в президенты Порошенко выступить на выборах в качестве «миротворца»?

 

Желание Петра Порошенко и Арсения Яценюка продемонстрировать Западу, что «никакого фашизма» в Украине нет, понятно. Они прекрасно помнят, какова была реакция в странах ЕС и Израиле (но не в США!) на избрание губернатором австрийской федеральной земли Каринтия многолетнего лидера националистической Австрийской партии свободы и основателя партии «Альянс за будущее Австрии» Йорга Хайдера.

 

Когда в 2000 году партия Хайдера вошла в правительственную коалицию, Австрия тут же стала изгоем в Европейском союзе. Страны ЕС негласно объявили ей бойкот, который продолжался до тех пор, пока лидер националистов не подал в отставку. При этом единственным основанием обвинять Хайдера в неонацизме послужило когда-то публично высказанное им мнение, что «в Третьем рейхе была достойная политика трудоустройства, то, чего неспособно родить нынешнее правительство в Вене». Только и всего.

 

Он не призывал разрушить памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма, хотя на его плитах и сейчас можно увидеть герб СССР, текст одного куплета гимна Советского Союза и цитату из речи Сталина. Не призывал Хайдер и реабилитировать память пособников нацистов или установить им в Вене монументы, как это сделано, к примеру, во Львове и Ивано-Франковске. Тем не менее щепетильные европейцы посчитали невозможным на равных встречаться с политиком, который хоть как-то, но продемонстрировал симпатию к нацистскому прошлому своей страны.

 

Задумка отблагодарить радикальных националистов, предоставив им места в партийных списках и в то же время закамуфлировать реальный уровень влияния радикальных националистических идей в украинском обществе с помощью занижения данных о количестве голосов, поданных за «Свободу» и «Правый сектор», о чем не без основания заявляют свободовцы, по-своему оригинальна. Но как бы Олег Тягнибок ни обвинял Порошенко и Яценюка в сливе своей партии, значительно больше на низкие результаты «Свободы» и «Правого сектора» повлияло другое.

 

Практически все участвовавшие в парламентских выборах партии выступили с таких радикальных «национал-патриотических» позиций, что на их фоне партии настоящих радикалов просто потерялись, а включенные в списки «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» правосеки Андрей Денисенко и Андрей Билецкий смотрятся там вполне органично.


Ну зачем, скажите, украинским националистам голосовать за «Свободу», если обладающие реальной властью партии президента и премьера провозгласили те же цели «государственного строительства», что и радикалы? Избиратель всегда голосует за тех, кто имеет реальные возможности воплотить свои обещания в жизнь.

 

* * *

 

Закон «О регламенте Верховной Рады» предусматривает возможность создания депутатской группы народными избранниками, которые не входят в партийные фракции. Единственным условием является то, что количество членов этой группы должно быть не меньше, чем численность наименьшей фракции, сформированной на основе партийных списков. Таковой потенциально является фракция «Батькивщины», которая на данный момент насчитывает 19 штыков. Так что радикалам, чтобы сформировать в парламенте свою группу, придется набрать не меньше носителей новеньких мандатов. Без этого путь к микрофону на парламентской трибуне у них будет затруднен.

 

Может, оно и правильно. А то ляпнут что-нибудь, как Хайдер, про достоинства Третьего рейха, а президенту и премьеру потом оправдываться перед европейскими спонсорами. Ведь без спонсоров Украине никак. И нечего «Свободе» и «Правому сектору» обижаться. Оно, конечно, хорошо бы, чтоб Европа любила нас такими, какие мы есть, но выбирать не приходится. Кушать хочется даже самым радикальным националистам.

 

Фото: РИА Новости 


 

Алесь ВОЛЫНСКИЙ 

11 ноября 2014 Просмотров: 3 420