Рубрика: » » Что такое гордость и как с ней бороться?

Что такое гордость и как с ней бороться?

Что такое гордость и как с ней бороться? От чего в нас рождается гордость и какие качества, присущие нам, могут подпитывать в нас столь греховное начало? Как научиться всю похвалу и почести, ласкающие наш слух, относить Господу, Подателю всех благ и милостей? Что такое – послушание, и какая награда уготована Господом за послушание?
 
Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):
 
«Диавол, когда был самым ближайшим к Богу ангелом, захотел быть равным Богу. А он – творение Божие. Возгордившись Божественными дарованиями, он присвоил себе способность все знать, все мочь. Так и человек, живущий сейчас и обладающий какими-то дарами, талантами от Бога, может возгордиться.  Допустим, он имеет дар слов, или способность все запоминать, дар физической мощи пли другие способности, а приписал все это себе. Хвалится этим, гордится; а хвалиться и гордиться надо Господом, что Он даровал ему эти таланты.
 
Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему часы морские. У меня есть такие – большие, тяжелые. Говорю: "Смотри, этих часов не было, но потом их мастер сделал. Поставили точное время, накрутили, и они идут целую неделю. Ну, они могут гордиться – мол, какие мы сильные, крепкие, мощные, точное время показываем. А я им могу ответить, что они глупые, что если их не накрутить, завода не дать, так они и остановятся, не будут время показывать. А если бы их мастер не собрал, так их бы и не было, чем же им гордиться?” Так и Господь нас вызвал из небытия в бытие, дал нам тело, дал нам душу, все способности. А когда мы эти способности приписываем себе, то мы глупо гордимся – все это не наше, а Господне.
 
Я видел митрополита Антония (три года я был иподиаконом у митрополита Ювеналия), он приезжал из Англии. Перед приездом договорились его поздравить с днем Ангела. Хор должен запеть «Многая лета», а народ должен подхватить. Митрополит Ювеналий его ублажал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, благодарим мы все Вас от лица всего народа за то, что Вы к нам приехали, молились с нами, что не жалеете своих сил. У Вас здоровье слабое, а Вы приехали к нам, несмотря ни на что. Много делаете, говорите слово назидания…» Потом поднял руку, хор запел «Многая лета».
 
Что интересно? Я увидел, что на лице митрополита Антония никакие чувства не отразились – он все восхваления приписал Богу. Вся благодарность была им принесена Господу к Его ногам. Он ответил: «Когда я был маленький, то хотел умереть. Вы пропели «Многая лета», значит, вы молитесь Господу, чтобы Он дал мне силы нести тяжелый крест и дальше». (Он раненый, у него в позвоночнике металлические стержни стоят.)
 
Вот, как надо уметь человеку в то время, когда его хвалят, всю хвалу Господу вознести. А когда его ругают, он должен это с радостью принимать, как должное, и за этих обидчиков молиться и радоваться; надо сохранять в себе эту радость, и никому не говорить, что отругали. Это ведь как драгоценность особая. На мытарствах Ангелы это засчитают как особое добро. Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты – тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет – чем же гордиться?
 
Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: «Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели». В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: «У тебя зубы больные?» Надо ответить: «Господь пока хранит, милует». Один священник мне рассказывал: «Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи – опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову»…
 
Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! «Не я, а Господь», – так апостол Павел говорил. – «Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15:10). Господь же говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
 
Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова – подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: «Ты уже совершенный», он смотрел на стену и читал: «А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему?», «Любишь ли ты врагов?» И начинал себя обличать: «Все это – ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви». Приходит ему мысль и он читает: «Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит?» И говорит себе: «Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной». Так у него много было написано ответов на смущающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.
 
А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: «Господи, все спасутся, один я погибну». Смотрел на огонь печи: «Одна моя окаянная душа будет в огне гореть». И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах… А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся – за послушание. Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и – в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали – за послушание!
 
Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды…
 
Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому – корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: «Старец совсем обезумел. Какие глупости – сажать капусту вверх корешками!» А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания – «Благословите», и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе».
 
http://semyaivera.ru/2014/12/13/chto-takoe-gordost-i-kak-s-ney-borotsya/
22 марта 2017   Просмотров: 7386   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.