Ликвидационная комиссия добралась до украинских селян

За перипетиями боевых действий на Донбассе и судорожными попытками украинских властей хоть где-нибудь найти оружия и денег на продолжение войны с собственным народом совершенно забылись события дней минувших, последствия которых вот-вот ударят по Украине. Речь даже не о приснопамятном соглашении об ассоциации с ЕС, согласно которому страна должна перейти на «европейские рельсы» в экономике и законодательстве.

* * *

Напомним, что текст соглашения с Евросоюзом готовился в течение пяти лет, с 2007 по 2012 год, рабочей группой под руководством заместителя министра экономики Украины Валерия Пятницкого. В марте 2012 года документ был парафирован в английской версии, но так и не переведён на украинский язык. Лишь в мае 2013-го, когда был опубликован целый ряд материалов о катастрофических последствиях заключения соглашения для украинской экономики, а в обществе поднялась дискуссия о целесообразности подписания соглашения, в Сети появился неофициальный перевод на украинский. Текст соглашения попросту скрывался от населения переговорщиками.

Тем не менее украинское руководство во главе с Виктором Януковичем не только не обратило внимания на негативное отношение части общества к данному документу, но и развернуло массированную агитацию за его подписание. Лишь серьёзные противоречия по данному вопросу с парламентской фракцией Партии регионов вынудили Януковича и его ближайшее окружение ознакомиться с текстом соглашения и проанализировать последствия его заключения. В результате президент Украины незадолго до намеченного подписания отказался от этого шага и приказал выяснить причину, по которой переговорщики во главе с Пятницким действовали в ущерб интересам Украины. Но после государственного переворота новые власти вернули Пятницкому должность заместителя министра.

Нужно отметить, что это вовсе не первый шаг Валерия Пятницкого в ущерб интересам страны. И столь внимательно останавливаемся на его фигуре потому, что обычно виновных в ухудшении жизни населения не отыскать за железобетонной стеной коллегиальных решений и согласований, но у двух самых разрушительных по последствиям украинских договоров есть конкретный автор, давший согласие на катастрофические для страны условия.

Именно Пятницкий руководил и переговорами о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию, главной задачей которых было не отстаивание национальных интересов, а стремление добиться вступления раньше России. В результате условия, которые подписала украинская сторона, были значительно худшими, чем выторговали себе российские переговорщики. А с текстом подписанного документа никто, даже непосредственный начальник Пятницкого, не мог ознакомиться до дня ратификации в парламенте. Да и то 1200-страничный «кирпич» раздали депутатам буквально за пару часов до голосования. Документ был ратифицирован, его условия вступили в силу, а последствия аукаются лишь теперь.

* * *

Среди подводных камней, с которыми после подписания соглашения о вступлении в ВТО столкнулась Украина благодаря «защите интересов страны» Пятницким, оказалось положение, которое под корень уничтожало украинское животноводство. Речь идёт об обязательстве запретить продажу на рынках мясной и молочной продукции, произведённой на частных подворьях.

Статья 35.1 закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов», принятого для вступления в ВТО, гласит: «Запрещается реализация и оборот необработанного молока и сыра [в украинском языке слово «сыр» означает не только сыр, но и творог] домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных подворного забоя на агропродовольственных рынках». Вступление в силу данного положения планировалось на 2009 год, уже дважды переносилось, но с 1 января 2015 г. все-таки начнёт действовать.

Чем это грозит? Согласно официальным статистическим данным, в начале 2013 года домашние хозяйства населения производили 70,1% общего рыночного объёма молока и 45,9% – мяса. На частных подворьях содержалось 68,9% общей численности крупного рогатого скота (коров – 77,6%), а также 52,3% свиней, 84,3% овец и коз. Часть молока украинских домохозяйств сдаётся на молокозаводы, но около четверти реализуется на рынках. Кроме того, немалое количество домашнего молока используется для производства в домашних условиях таких продуктов, как сметана, сыр, творог, масло. И они также продаются на многочисленных украинских базарчиках, являясь существенным подспорьем задыхающимся от безденежья селянам и пенсионерам, которых, чаще всего, используют первые в качестве реализаторов.

Для полноценной реализации положений закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» планировалось создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, на базе которых предполагалось сформировать по всей Украине сеть сертифицированных убойно-санитарных пунктов. Только на их оборудование, не говоря уже об обучении персонала и других затрат, по ценам 2009-10 годов требовалось потратить около 2 млрд. гривен. Таких средств у государства в то время на данную целевую программу не нашлось. Кроме того, эксперты считали, что сформировать такую сеть можно лишь за несколько лет. Вопрос, найдутся ли сегодня средства для этого в пустой казне воюющей Украины, риторический. Да и до вступления в силу закона осталась буквально пара недель.

* * *

Вряд ли выживут даже те мелкие хозяйства, кто сумеет перестроиться и начнёт сдавать свою продукцию на мясокомбинаты и молокозаводы. И не только потому, что суммы, получаемые от реализации через рынки и от заготовителей комбинатов и заводов, отличаются в разы. В течение ближайших двух-трёх лет Украина обязана перейти на европейские стандарты. В том числе стандарты производства продукции животноводства, которыми диктуются условия, исполнить которые частные домохозяйства физически не в состоянии. Ведь стандартами задаются породы скота (с паспортизацией каждой головы), набор кормов, витаминов и прививок, используемых при выращивании, температура и влажность воздуха в хлевах, их освещённость и даже состав и квалификация персонала, ухаживающего за животными. Мясо и молоко скота, выращенного без соблюдения этих стандартов, не подлежит продаже не только на рынках, но и через магазины.

Сегодня 27% украинского экспорта составляет продукция агропрома. «Его перспективы также не самые радужные», - пишет в своей статье, вышедшей на днях в «Независимой газете», премьер-министр России Дмитрий Медведев. «И это в стране, которая всегда была житницей и славилась лучшими урожаями. А сейчас украинские сельхозпроизводители не по своей вине оказываются в заведомо проигрышном положении. В том числе – из-за дотаций, которые выделяются европейским фермерам и о которых украинским приходится только мечтать. И это – несмотря на уникальное качество сельхозземель и признанную высокую квалификацию украинского крестьянства».

Российский премьер ещё в сентябре подписал постановление о повышении ставок таможенных пошлин на товары, завозимые с Украины, если экономические положения соглашения об ассоциации Украины и ЕС будут вводиться в силу ранее 1 января 2016. Но при этом он уточняет: «Из-за различий во многих технических регламентах, нормах и стандартах украинские сельхозпроизводители просто не смогут попасть на российский рынок. События последних месяцев это доказывают. Стоило провести проверки украинской сельхозпродукции, как тут же были выявлены системные нарушения наших норм – и по качеству, и по требованиям потребительской безопасности. Сейчас этот сектор хозяйственных отношений испытывает не лучшие времена. Отсутствие в Европе регионализации потребует от нас всякий раз закрывать свой рынок и для украинской продукции, если очаг заболевания обнаружен в противоположной части Евросоюза. В этой связи значительные риски мы видим и для экономик наших партнёров по Таможенному союзу, равно как и для других стран СНГ».

* * *

Вина за новое потрясение, наступающее буквально через несколько дней, полностью лежит на новых украинских властях, ведущих себя не как хозяева страны, а как заправская ликвидационная комиссия. Уже практически уничтожив в стране промышленность, они в порыве подобострастия перед Западом дошли до ликвидации подворного животноводства. Впрочем, им большой разницы нет: сотней тысяч человек без средств существования больше, сотней тысяч меньше. Их задача – зачистить территорию от лишнего населения, а не дать возможность ему кормиться и кормить других.
 
Александр МОСКАЛЬ
18 декабря 2014 Просмотров: 4 442