Еврорегиональный вирус на западе и востоке Украины

В начале 90-х годов, сразу после завершения проекта развала СССР, начали возникать локальные проекты по развалу и отторжению новых независимых государств от Российской Федерации. В каждом вновь образованном государстве начались юридические и административные процедуры, направленные на то, чтобы разделение стало необратимым. Эти усилия закреплялись извилинами пограничной линии.

Одновременно шёл противоположный процесс. Если на линии условного разделения бывших РСФСР и УССР принялись возводить таможенную и пограничную инфраструктуру, то западные регионы Украины, с одной стороны, и Румыния, Польша, Венгрия, Словакия – с другой, предпринимали действия по размыванию границы.

С этого времени начался глубокий процесс размывания извилин мозга жителей Западной Украины. Немалые финансовые средства были брошены на то, чтобы сформировать из представителей молодого поколения на западе Украины сеть сторонников «европейских ценностей». Финансирование новой генерации украинских «патриотических сил» во многих случаях шло через вполне респектабельные, на первый взгляд, проекты по развитию территорий, по созданию логистических приграничных центров, по поддержке культурных и туристических связей, по развитию новых образовательных программ. Объявлялись тендеры, предлагались гранты. Стоимость отдельных проектов колебалась в диапазоне от 20 до 500 тыс. долларов. Запад готовил на Украине почву для того, что должно было произойти и произошло на рубеже 2013-2014 годов.

Если мы посмотрим, что осталось от освоенных таким образом финансов и «реализованных» проектов, то не увидим ни организованных по европейскому образцу производств, ни успешных туристических центров и работающих логистических систем, а увидим миллионы трудовых мигрантов и депрессивные территории при практически полном отсутствии малого и среднего бизнеса. Увидим также, что в западных областях Украины развитие остановилось - эти области так и остались на положении дотационных.

Один из проектов, который был предложен Украине Евросоюзом, назывался «Еврорегион». В Европейском союзе концепция еврорегиона родилась около полувека назад и играла вполне определённую роль. Еврорегион в рамках ЕС – это форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседних государств. Концепция еврорегиона является продолжением политики ЕС, направленной на размывание власти национального государства, создание большого количества относительно мелких экстерриториальных образований.

Существующие еврорегионы объединены в Ассоциацию европейских приграничных регионов - АЕПР. Об учредителях этой неправительственной организации, созданной в 1971 г., практически ничего не известно, местонахождением организации является город Гронау в ФРГ. Членами AЕПР в настоящее время состоят 90 из 115 существующих еврорегионов.С 1985 действует Ассамблея европейских регионов.

Концепция предусматривает, что еврорегионы могут создаваться:

- в пределах Евросоюза,
- государствами, входящими и не входящими в Евросоюз,
- за пределами Евросоюза.

На запад Евросоюзу расширяться некуда, поэтому в последних двух случаях создание новых еврорегионов приводит к расширению ЕС на восток.

Постсоветской Украине проект «Еврорегион» был предложен под соусом важности «стирания границ» в связи с вступлением в Европейский союз новых центрально- и восточноевропейских государств. Украина подписала Европейскую рамочную конвенцию о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами, и в 1993 году на Украине началось создание первого Карпатского еврорегиона. В него вошли четыре области Западной Украины - Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и приграничные регионы Польши, Венгрии, Словакии и Румынии.

Затем еврорегионы начали расти и плодиться на Украине, как грибы после дождя.

Еврорегион «Буг» был создан в 1995 г. Участниками объединения стали четыре воеводства Республики Польша и Волынская область Украины. В мае 1998 г. к еврорегиону «Буг» присоединились еще одно воеводство Польши и Брестская область Белоруссии.

С самого начала создания, например, Карпатского еврорегиона его поддерживали ОБСЕ, Совет Европы и международные финансовые институты - Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Ключевыми механизмами в работе Карпатского еврорегиона стали трансграничные хозяйственные программы и проекты; предполагается, что органы местной власти регионов-участников должны создавать условия для их выполнения, обеспечивая взаимодействие экономических субъектов.

В 1998 году с участием Одесской области и трех уездов от Румынии и Молдовы был создан еврорегион «Нижний Дунай». Одно время прорабатывался вариант создания еврорегиона «Верхний Прут», куда должны были войти Черновицкая область и два уезда от Молдовы и Румынии. 

В 2012 году Молдавия и Украина подписали Соглашение о создании еврорегиона "Днестр" Винницкой области и шести районов Молдавии.

Еврорегиональный вирус добрался и до восточных областей Украины. В2003 г. был создан еврорегион «Слобожанщина», охватывавший северо-восток Украины и юго-запад РФ. В 2007 г. был создан еврорегион «Ярославна», объединивший Курскую область России и Сумскую область Украины.

Долго продолжался процесс образования еврорегиона «Донбасс». В 2010 г. был официально подписан договор о создании такого объединения, куда вошли Донецкая, Луганская области Украины и Ростовская область РФ. В январе 2014 г. в состав еврорегиона «Донбасс» вошла Воронежская область РФ.

Все российско-украинские еврорегионы – «Донбасс», «Слобожанщина», «Ярославна» – стали членами АЕПР, в эту организацию из областных бюджетов поступали членские взносы, но ни одному из еврорегионов, образованных в росскийско-украинском пограничье, в отличие от еврорегионов на западе Украины, не было предложено от АЕПР ни одного трансграничного проекта, ни одного гранта.

Сегодня, в условиях острейшего кризиса, который охватил Украину после февральского государственного переворота 2014 года, существование таких псевдоструктур, как еврорегионы «Донбасс», «Слобожанщина», «Ярославна» выглядит анахронизмом.

Казалось бы, зачем тогда вести речь о еврорегионах. Представляется, что, несмотря на все нынешние сложности в российско-украинских отношениях, межрегиональное и приграничное сотрудничество есть и будет, его невозможно прекратить, поскольку этого требует сама жизнь. И, как отмечают эксперты, в свое время лишь применение термина «еврорегион» позволило преодолеть политические препоны и создать «Слобожанщину», «Ярославну», «Донбасс», ориентированные вовсе не на Европу, а на отечественный исторический опыт развития крупных экономических районов. Сегодня Киев находится в антироссийском угаре, инфицировансанкциями против России. Но всякая болезнь лечится… Отпадут и еврорегионы.

Алёна КУБАРЕВА
7 февраля 2015 Просмотров: 3 546