Всегда нужно искать кому выгодно... Истинные причины ввязывания России в сирийскую войну

Какие задачи перед разработчиками ставят российские нефтедобывающие компании, и каковы пути их решения? Необходимо изучить хотя бы открытые данные.

 

Факт первый – средняя себестоимость добычи барреля нефти марки в Brent (самой востребованной на рынке) России составляет 35 долларов. На арктическом шельфе – 28 долларов. Отсюда вывод, цены на нефть, которыми нас порадовал наступивший 2016 год – уже вынуждают наши компании продавать сырье практически по себестоимости, а то и ниже. Конечно, эффект будет несколько отсрочен, потому что продают обычно фьючерсы – то есть ту нефть, которую еще предстоит добыть, но, в конечном счете, по карману это ударит не менее болезненно.

 

Отсюда, кстати, и основное направление задач, перечисленных в докладе – разработка и внедрение инноваций, способных снизить себестоимость добычи нефти. Но кардинальных прорывов в ближайшие год-два не предвидится, себестоимость получится снизить на пару-тройку долларов. А позже у компаний просто не останется средств на существенную модернизацию. Так что, при сохранении или дальнейшем понижении цен на «черное золото» у российской нефтянки складываются крайне мрачные перспективы.

 

Оптимисты любят говорить о том, что такое снижение в долгосрочной перспективе невозможно, так как оно может обрушить всю мировую экономику. Что же – еще пара фактов из вступительной части доклада. Себестоимость добычи барреля той же нефти в Саудовской Аравии – 4-5 долларов. То есть арабы могут продолжить играть «на понижение», оставаясь при этом в прибыли. Собственно, они так и делали, когда Запад в «холодной войне» валил экономику СССР. Цена на нефть падала до 8 долларов.

 

А еще на мировой рынок выходят новые поставщики – Иран и США, которые впервые за много лет сняли эмбарго на экспорт нефти. И, кстати, как отмечается в докладе, оценки себестоимости добычи сланцевой нефти и газа оказались несколько завышены, потому что не учитывали некоторые технологии американских компаний, о которых те не спешили распространяться. Так что, нынешний уровень цен бьет по ним не так сильно, как по нашей «нефтянке». А бюджет США, в свою очередь, зависит от цен на углеводороды на порядок меньше российского.

 

Возникает логичный вопрос – если все так просто, почему арабы и США не опустили цены еще раза в два, что реально поставит экономику России в критическое положение? Дело в том, что основная часть нефти из той же Аравии (и США) идет морем. Пропускная способность терминалов имеет свои границы. Саудиты не первый год облизываются на европейский рынок (он по-прежнему остается самым большим), но чтобы захватить его, демпинга мало, нужна «труба» - сухопутная магистраль доставки сырья.


Переговоры о строительстве такого трубопровода шли несколько лет. К ним активно подключился и Катар, который хотел бы занять европейский рынок газа. Так сложилось географически и технически, что проходить трубопровод должен через территорию Сирии. И сначала Башар Асад был не против участия в проекте. Но потом что-то не сложилось и проект завис. Тогда-то Асаду устроили свою «арабскую весну», а вожаки оппозиции в обмен на поддержку Саудовской Аравии пообещали, что после прихода к власти, строительство пойдет без помех.

 

Этим же вызвана и бескомпромиссная поддержка Асада Кремлем. Если «нефть по тридцать» позволит худо-бедно удерживать ситуацию в стране еще несколько лет и дает минимальное пространство для маневра, то «нефть по десять» и потеря европейских контрактов означает очень быстрое погружение в жесточайший кризис с непредсказуемыми для власти последствиями. Потому что тогда не хватит не только на пенсии, но и на зарплату ОМОНу…

 

Так что в Сирии российская группировка сейчас воюет не просто за «друга Асада» и даже не против экспансии ваххабитов (хотя и эти цели стоят тоже), но, прежде всего, за сохранение главного ресурса нынешней власти – возможности получать доход от продажи углеводородов. Потому что других равноценных ресурсов у нее и нет. За все 15 лет власти Путина и его команды, в России фактически не осталось ни одной жизнеспособной отрасли: всё деградировало или намерено уничтожено.

 

Вот и получается, что на какой-то период Асад для Кремля стал примерно тем же, чем была иголка для одного сказочного персонажа. А значит, из Сирии наши войска не уйдут, несмотря ни на какие потери и внешнеполитические скандалы.

21 января 2016 Просмотров: 7 414