Рубрика: » » Церковные предрассудки

Церковные предрассудки

 
Наверняка, каждый, кто в своей жизни переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать благообразных старушек. «Наши незабвенные бабушки» — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви.
 
«Наши бабушки» не просто незабвенные, а еще и недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь, куда испокон веков ходят, как закрытое и уже занятое ими место под солнцем. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и «выживают» новичков, как нечто угрожающее и чрезвычайно вредное.

Суеверия от усердия

Именно бабушки играют решающую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков. Они являются устными источниками информации и как старожилы пользуются огромным доверием у верующей части населения. Люди, вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, начинают обращать внимание на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря суевериям, превращается в набор необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл и значение.

Так, например, в одном селе под Киевом, местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно было бы стоять таким-то боком.

Гроб на чердаке

Суеверия касаются абсолютно всех сфер нашей жизни. Но самые из них неординарные относятся к смерти и похоронам. Многие люди считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, Соборования и Причастия, то человек после этих Таинств обязательно умрет. Поэтому родственники из лучших побуждений «не травмировать» тяжелобольного стараются не приглашать батюшку, а когда зовут, бывает уже слишком поздно. Из-за таких вот ошибочных представлений человек отправляется в мир иной неподготовленным.

Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранят на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу, то она станет болеть. Удивительные наблюдения!

А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляют и наставления вроде не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. Можно натолкнуться и на совсем нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

Из храма — к гадалке

Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое, по-настоящему, не верит в Бога, не доверяет Богу, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право «жить на небе», а земные дела предпочитая решать своими силами.

Такие женщины приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет «лучше работать». Такие мужчины знают, что нельзя стоять в церкви, скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы через купола с космосом, закроются чакры и тогда разорвется аура и, даже может пошатнуться здоровье, хотя это всего, лишь, неприличное выражение безразличия и высокомерие к производимым Таинствам. Такие люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

«Православные», которые относятся к Церкви как к одному из способов улаживать дела, преспокойно приходят после богослужений к знахарям, у которых в доме полным полно красивых дорогих икон. А потом эти же знахари идут в храм и подолгу стоят у чудотворных православных святынь, чтобы «подзарядиться», «нахватать» энергии.

Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь, и потому так обидно, когда еще и Церковь, утешение наше, которая «не от мира сего», оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и Причащаться хочется без комментариев посторонних, без поверий и "пророчеств".
 
Ступать на рушник должны оба одновременно, и без раздумий о том, кто будет главой семьи — понятно, что муж. Крестить ребенка-девочку может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И в церковь должно быть все равно, через какие врата заходить. Главное, что приходим мы к Богу, Ему одному поклоняемся, и Его одного славим.

Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

- Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет;
- если свеча, которую поставили, погасла — у этого человека будет несчастье;
- обпаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех;
- нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только, переворачивая, тушить об подсвечник;
- если переставлять поставленные кем-то свечи — то можно отнять счастье у тех, кто их ставил;
- есть свечи «заздравные», а есть «заупокойные» — и путать их категорически нельзя, не то будет беда;
- если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — возможно или несчастливая жизнь в браке, или ранняя смерть одного из супругов;
- если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан;
- если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине,  а то, как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи....

Представьте себе новоначальную христианку, которая с умилением возжигает у иконы свечку и, не успев отойти от подсвечника, наблюдает, как подскочившая, с возмущением, выдергивает её свечу, гасит, а то и сломает пополам, и бросает в огарки. В чём причина? Да в том, что свеча, оказывается, куплена не в этом храме. Священник сказал прихожанам на проповеди, что запрещает ставить свечи, купленные в других храмах. А если кто поставит таковую, то пользы от неё не получит. Только потолок зря коптить будет. (В некоторых храмах даже объявления такие висят.) 

Представьте, что может чувствовать в тот момент эта прихожанка? Для новоначальной прихожанки, которая, возможно, ещё не выбрала, в какой храм ей ходить на молитву, это посильная жертва Богу. Новоначальная верит, что пожертвовала на Церковь, когда купила свечу и заплатила за неё деньги. Верит, что эта свеча возжена ею, как видимый символ её молитвы, горения пред Богом. А то, что она купила там, где подешевле, так это потому, что цены "не по карману”, а хочется и Спасителю, и Богородице, и всем святым, и на канун – везде свечи поставить.

Когда-то протоиерей Валентин Мордасов раздавал чай своим духовным чадам – как утешение. Многие приезжали издалека, не могли делать это достаточно часто. Гостинец от любимого батюшки согревал душу. Теперь паломникам, посещающим погост Камно, рекомендуется захватить с собой продукты "на обмен”. Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей. (Также растительное масло и кагор.)

Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.
Для языческого сознания характерно соответственно языческое отношение к Таинству Крещения. Спроси такого человека: почему ты крестишь ребенка? Он скажет: чтобы не болел, чтобы не сглазили. То есть – как средство от сглаза. 

Сегодня многие люди имеют обыкновение носить с собой маленькие "дорожные” иконы. Можно и будучи далеко от дома достать иконку и помолиться. Но если человек верит, что сама по себе иконка, как некий талисман, принесет ему удачу в делах, счастье в жизни, то кто он – этот человек, если не язычник? 

Со святыми небесными покровителями связаны некоторые суеверия. Например, некоторые считают, что если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться. Когда спрашивают, какой святой Марины вам нужна икона – мученицы или преподобной? Говорят, давайте преподобную, а то мученица – звучит как-то жутковато. И Андрея юродивого не хотят, так как это звучит некрасиво. ("Нам только юродивых в доме не хватало”).

Ещё один достаточно часто встречающийся вопрос – о силе икон. Говорят: "Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме”. Или: "Эта икона сжигает отрицательную энергию”. "Надо обязательно повесить над входом "Семистрельную”, она защищает”. "Нерушимая стена оберегает дом от воров”. "Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало”. 

Говорят, будто икону Иисуса Христа в доме держать нельзя, а хорошо бы – Николая Угодника, и что нельзя держать иконы в помещении спальни. 
"Благодаря” всевозможным журналам, печатающим гороскопы, людям внушили, что каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. "Я Козерог, значит, какая икона моя?” Ищут другой раз какую-нибудь икону, а сами и не представляют себе, что это за икона, кто на ней изображен. И нужна им эта икона не для молитвы, а просто положено иметь её в доме как некий талисман.

Бывают суеверия смешные: Летний Никола якобы изображается без головного убора, а Зимний Никола всегда "в шапке” (то есть, в митре). 

В православной литературе обычно подчеркивается: то, что мы видим на "ценниках” в храмах – так это не цены, а размер рекомендуемого пожертвования, и что если у вас нет денег, на совершение какого-либо Таинства или требы, то никто не откажет вам сделать это бесплатно. А свечи, в некоторых монастырях, лежат в ящике свободно: бери и ставь, сколько надо.

Ещё одно возражение насчет "чужих” свечей: они могут быть неосвященные. А что подразумевает освящение свечи? Некоторые представляют совершение некоего чуть ли не колдовского ритуала, благодаря которому свеча получает силу для сжигания отрицательной энергии.

Приходят продавщицы, покупают церковные свечи. Утром, перед открытием магазина, чтобы были хорошие продажи, свечами "сжигают отрицательную энергию”. То же делают некоторые у себя дома, например, после визита неприятного человека. Даже термин такой обрисовался – "прожигать свечи” - это значит, использовать их для "сжигания отрицательной энергии”, чтобы "убрать негатив”. С такой же целью некоторые дома возжигают ладан, и при этом называют это действо освящением квартиры. 

Есть такое суеверие, что если свеча сгорит полностью, то исполнится загаданное желание. Если не до конца догоревший огарок уберет дежурная – желание не исполнится. Можно увидеть такое, например, у часовни Ксении Блаженной. 

Одно из самых диких суеверий – ставить свечи на канун за живых людей ("чтобы им пусто было”). Для этого свечу зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз (может, какой заговор при этом нашёптывают – не знаю). Говорят, что поминаемый должен вскоре умереть или ему будет очень плохо. 

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах.

Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в языческую вакханалию: "хоронили тещу, порвали три гармони".

Люди ищут в христианстве магию, быструю, даже мгновенную житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной Веры. Но, если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это Любовь к Богу, к Божию Святому Закону и к Церкви - Единению во Христе, как вместилищу Божественной Благодати, а Любовь эта достигается через искреннее покаяние, осознание собственно греховности. Человеку необходимо понимать, что он и только он сам, в силу своей греховности, является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия Спасения, прежде всего, Спасения духовного. Об этом необходимо помнить всегда. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.
 
15 июня 2017   Просмотров: 7440   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (8)
Пользователь offline NNXX 15 июня 2017 14:27

В нашем храме работают люди пожилые, только в алтаре молодёжь.

Ничего подобного от этих пожилых женщин никогда не слышали.

 

Скорее, - наоборот. Среди прихожанок молодого и среднего возраста много тех, кто обращается к психологам, оккультной литературе и приходят в храм со множеством неверных понятий и суеверий. Причём их очень трудно переубедить. Есть такие, как не странно, и среди мужчин.

 

А почему в храмах  работают пенсионеры - легко понять. Они за свой нелёгкий труд в трапезной, по уборке храма, закупке икон, свечей, книг для церковной лавки не требуют больших денег. Если им и вообще не сможет храм помогать, они всё равно его не оставят.

 

        1
Пользователь offline dilyyyyy 15 июня 2017 14:35

Цитата: Лар
Или например пришла девушка в храм в джинсах,так ее одна бабушка хвать за руку и повела из церкви и говорит,что нельзя в штанах приходить,так эта девчонка расплакалась и убежала! Вот,представьте,ну ладно,я тоже против,чтобы в брюках приходили,но это не повод,чтобы совсем не пропускать в храм,если человек искренне пришел помолиться!



 
Брат, та девчушка в клуб идет ГОТОВЯСЬ))) макияж накладывает и тп)) И в храм пусть идет ГОТОВЯСЬ, ТЕМ БОЛЕЕ это даже легче чем в клуб, ПОМЫЛСЯ И ПОСКРОМНЕЕ И ПОПРОЩЕ оделся в чистое)))) Чего уж проще. И потом, чтото не видел такого, обычно все подряд и в чем хотят в храм идут, особенно бабы)))))) Ну я про современных имею ввиду. таких подвинутых прогрессивных и якобывысокоинтеллектуальнообразованных мадам)))))

        2
Пользователь offline Дашенька 15 июня 2017 16:24

православные ведьмы, так их называют;  помнится один мудрый священник сказал: если по твоей вине человек не пришел больше в храм, то ты вечно должен просить за него у Бога

        3
Пользователь offline Vologzhanka 15 июня 2017 16:32

Да...так "запугали" молодых "суеверными бабушками", что когда и по делу что-то подсказываешь, уже не слушают или смотрят с большим недоверием!... Ведь, не все же пожилые прихожанки суеверные или безграмотные...

        4
Пользователь offline Валентинов 15 июня 2017 22:44

Цитата: Natali777
Да в коридорчике Храма  полно из ткани сшитых типа юбок, можно обмотаться и запнуться платком!

 

У нас в храме тоже так, но все фабричное: люди вещи приносят...

Но девушку в штанах сейчас никто не выгонит и замечание не сделает: политбюро из бабушек уже другое...

        5
Пользователь offline Алена Миляева 15 июня 2017 23:16

Цитата: Валентинов
Цитата: Natali777
Да в коридорчике Храма  полно из ткани сшитых типа юбок, можно обмотаться и запнуться платком!

 
У нас в храме тоже так, но все фабричное: люди вещи приносят...
Но девушку в штанах сейчас никто не выгонит и замечание не сделает: политбюро из бабушек уже другое...
А зря, надо бы и выгонять уже, с декольте - приходят, в миниюбках-приходят, в шортиках на полжопки тоже приходят, в штанах в обтяжку -приходят, с непокрытой головой -приходят, никакого уважения к Дому Божьему, к Богу, к о Святым Его, к Богородице там, где даже ангелы трепещут, ни какого христианского благочестия, никаких церковных правил для них не существует, главное не ущемить свое эго, попробовали бы так в Мечеть прийти, чтоб с ними там было.....все это говорит только о падении нравственности у женщин.

        6
Пользователь offline Валентинов 16 июня 2017 00:28

Цитата: Алена Миляева
А зря, надо бы и выгонять уже, с декольте - приходят, в миниюбках-приходят, в шортиках на полжопки тоже приходят

 

Таким настоятельно говорится (всеми) и предлагается приодеться,- даже если обидятся и уйдут... Остальным ненавязчиво: постепенно сами поймут. Лучше сказать после службы. А очень принципиальные бабушки перед смертью ооочень долго и тяжело болеют (чтобы смирились): закономерность 100% (примеры - с именами и фамилиями...).

 

        7
Пользователь offline А.А.Б. 16 июня 2017 06:02

Если о бабульках говорить,они сами постоянно нарушают церковный устав.Ходят во время службы туда сюда по храму,поговорить тоже могу запросто в храме во время службы и после причастия,если надо поставить свечу то будут ломиться к алтарю несмотря не на что вежливо расталкивая людей.Многие которые ходят  давно в храм уже так сказать "забили" определённые места в храме и если вы вдруг встаните на их место(а они в этот момент где то ходят)то когда придут то встанут так что вам придётся или толкать её или уйти.

Не давно меня Господь вразумлял,стоит мужик на службе и всю службу айфон свой достанет-спрячет,наверное думаю через смс с кем то общается,такое наблюдал часто в храме,делать замечание ему стыдно как то,кто я такой.Когда подошло дело к причастию и до пели "Отче наш" не выдержал моя тупая натура ну и говорю:"простите меня грешного вы бы вышли и там своими мирскими делами занимались".Он мне показывает телефон где молитвы на экране,объясняет что ему удобно так,что раньше он с книгой ходил а теперь с айфоном.

А вывод прост,пришёл в храм на службу так стой и молись,нечего чужие грехи подмечать.

 

        8
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.