Рубрика: » » «Богословие прямо пропорционально целомудрию». Ко дню памяти святителя Серафима (Соболева)

«Богословие прямо пропорционально целомудрию». Ко дню памяти святителя Серафима (Соболева)

 
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Из Слова по случаю столетия со дня рождении архиепископа Серафима, декабрь 1981 года 
 
 
В моей жизни мне встречались архиереи двух противоположных типов. Одни из них, хотя и не так образованны, но были смирены и сердечны, другие же были ученые, но гордые и холодные. Архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний.
 
Его простота и любовь ко всем были самыми характерными для него чертами. У него не было никакого показного высокомерия, потому что он был глубоко верующим и всегда находился в непрерывном молитвенном общении с Богом. А человек, который постоянно мысленно предстоит перед страшным престолом Божиим, может ли быть тщеславным и гордым?

Архиепископ Серафим имел одно из самых высоких научных отличий. За его богословские труды ему было присуждено звание магистра богословия. А эту научную степень нельзя получить легко и без заслуг. Заслужить ее можно только глубокой богословской ученостью. Владыка Серафим обладал ею: он отлично знал догматику и в особенности творения Святых Отцов.

Внешнего образа такой учености формально возможно достичь многим. И все же, мне кажется, что не многие ученые могли бы сравниться с нашим дорогим Владыкой в области богословия. Его отличительной особенностью было его благодатное внутреннее познание божественной истины, его духовное ведение. А ведения этого он достиг только путем личной святости. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8), – говорит Господь, и Владыка часто повторял эти слова.

Архиепископ Серафим оставил нам следующую мудрую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того чтобы постичь православную истину, необходимо вести целомудренную, чистую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордостью, приводящей очень часто к духовной прелести.

Архиепископ Серафим, этот смиренный и глубокой нравственной жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений веке. Он безкомпромиссно восставал против всякой неправильной еретической мысли, даже в трудах богословов, претендующих быть православными.
 
Он не боялся спорить с самыми большими, согласно общественному мнению, авторитетами богословия и даже с архиереями самого высокого ранга, если дело касалось защиты спасительной божественной истины. Не проявляя никакой личной неприязни к согрешающим против Православия, он никогда не жертвовал истиной ради неправильно понимаемой «любви» к ближним, помня слова апостола Павла: Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1, 10).

Архиепископ Серафим в особенности боролся с модернизмом в богословии, т. е. против новшеств, порождающих ереси и удаляющих православных христиан от спасения. Он глубоко почитал древнюю святоотеческую мудрость и исповедовал Божию истину как нечто вечное, абсолютное и совершенное, не подлежащее никакому развитию. Развитию может подлежать и даже должен подлежать несовершенный и грешный человек, стремящийся к познанию Божественной истины, но не сама истина. Потому смысл богословской науки – не в открытии новых истин, а в систематизации истин, открытых нам Богом, и в их усвоении нами.

Вот как говорит об этом сам Владыка Серафим: «Не надо думать, что догматика похожа на всякую другую науку. В последней можно открывать новые истины, а в догматике нельзя. Здесь все истины уже открыты Богом Спасителем нашим. „Вся яже слышах от Отца Моего, – говорил Господь ученикам, – сказах вам" (Ин. 15, 5). Надо заметить, что это сказал Господь ученикам до благодати, когда они не вполне понимали учение Христа (см.: Мф. 20, 21–22, Мк. 8, 17, Ин. 16, 17–18), почему Спаситель на тайной вечери говорил им: „Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне, Егда же приидет Он, Дух истины, наставить вы на всяку истину. Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам" (Ин. 16, 12–13; 14, 26). Когда же на апостолов сошла благодать Святаго Духа, тогда-то все истины, открытые им Христом, и стали их достоянием, сделались для них ясными и понятными. Благодать Святаго Духа обогатила их Божественным видением в такой полноте, что апостол Павел от лица всех других апостолов говорил, что Господь даровал им благодать в преизбытке во всякой премудрости и разумении (см.: Еф. 1, 8). „Кто бо разуме ум Господень, – сказал апостол, – иже изъяснит и; мы же ум Христов имамы" (1 Кор. 2, 16).

Таким образом, Господь открыл апостолам все истины, которым надо было научить их, а через них и всех нас. Благодать же Святаго Духа лишь воспроизвела все эти истины в их памяти и изъяснила им все Божественное Откровение, принесенное Богочеловеком на землю, с абсолютной правильностью, введши их разум до самых глубин Божественного ума Христова. Поэтому даже в отношении апостолов нельзя сказать, что они вводили новые догматические учения сравнительно с тем учением Христовым, которое они записали или устно нам передали.

Движимые Тем же Святым Духом и Святые Отцы Церкви все свое богословие направляли не к тому, чтобы делать открытие новых догматических истин, но чтобы сохранить от еретических искажений в неповрежденном виде истины Православной нашей веры, которые они получили от апостолов, – систематизировать их для успешной борьбы с ересями и облекать их в общедоступную форму понимания, дабы верующие могли не только разумно исповедовать свою веру, но всегда были готовы всякому, требующему от них отчета, дать ответ в нашем уповании (см.: 1 Петр. 3, 15).

Отсюда, говорить об открытии новых догматических истин, к тому же в богословствовании людей обыкновенных, не приходится. Больше того, что находится в Евангелии, нельзя открыть. Все наши догматические учения выводятся оттуда <...>.

Если мы будем следовать выше обозначенному направлению святоотеческого богословия, мы тем самым будем выполнять задачу богослова. Если же мы сему богословскому святоотеческому направлению следовать не будем в своих богословских мнениях, то эти последние будут не догматическими, а только нашими собственными мнениями, которые часто служили основаниями для пагубных ересей <...>.

Поэтому нам надо иметь в области догматического мышления предел, чтобы наша, так называемая „свободная богословская мысль", столь ублажаемая модернизмом, не завела нас в еретические дебри, открывающие для нас один только путь на вечные адские муки» («Новое учение о Софии, премудрости Божией»).

В конце XIX и начале XX века в русской богословской мысли появилось множество новых модернистских идей, распространяемых в угоду современному человеку. Они вызывали у архиепископа Серафима сильное и основательное безпокойство, ибо они указывали на бурно надвигающееся развитие гибельного отступления от православной истины, которое является самым главным знамением приближения царства антихриста.

Мы, смиренные ученики архиепископа Серафима, учились у него отличать истину от лжи, лукаво пытающейся ее заменить и вытеснить. В своих проповедях и в своих богословских трудах Владыка раскрывал нам истинное святоотеческое учение по многим основным вопросам Православной веры – таким, как:

1. Догмат о Святой Троице, искаженный русским парижским богословом прот. С. Булгаковым в его учении о «Софии», как о некотором воображаемом женственном начале в Божественной Троице.

2. Догмат об искуплении, неправильно понимаемый митрополитом Антонием (Храповицким), полагавшим, что наше искупление совершилось не столько на Голгофе, сколько в саду Гефсиманском.

3. Догмат о спасении, неправильно объясняемый русским архимандритом Сергием (Страгородским), преувеличивавшим нравственную сторону нашего спасения в ущерб его правовой стороны.

4. Догмат о Царстве Божием, т.е. о Божественной благодати, разъясняемый известным модернистом проф. прот. Светловым в современно-гуманистическом, а не святоотеческом духе. <…>

Нам хотелось бы представить перед вами как можно полнее образ нашего незабвенного духовного отца и руководителя, ревностного защитника святой Православной веры, безкомпромиссного обличителя современных ересей и проповедника спасительных для нас богооткровенных истин.

Все эти черты архиепископа Серафима полностью раскрываются в его трудах, рассматривающих учение о благодати как о спасительной Божией силе – учение, всегда проповедываемое святой Православной Церковью как особенно необходимое для нашего спасения.

Владыка Серафим очень часто говорит на эту тему в своих проповедях, а в своем прекрасном сочинении «Искажение православной истины в русской богословской мысли» (София, 1943) он подробно излагает учение Православной Церкви по этому вопросу в противовес неправильному мнению прот. о. Светлова.

Остановимся своим вниманием, прежде всего, на проповедях архиепископа Серафима.

Рассматривая учение о благодати, Владыка Серафим исходит из факта, что по причине грехопадения человек потерял этот дивный Божественный дар, а вместе с ним и райское блаженство. Грех, проклятие и смерть стали его участью. Большая часть человечества впала в язычество и идолопоклонство. Только ветхозаветный богоизбранный народ сохранял истинную веру в Бога.
 
Этому народу Бог посылал многократно пророков и праведников, которые его учили истинному богопочитанию. Несмотря на это, до пришествия Иисуса Христа на землю все люди, не только язычники, но и иудеи, после своей смерти сходили в ад, потому что все были жертвами греха, проклятия и смерти. От этих гибельных последствий грехопадения нас избавил наш Искупитель Иисус Христос.

Это догматическое учение Церкви, проповедываемое апостолами и горячо защищаемое Святыми Отцами, ревностно исповедовал и архиепископ Серафим. По его словам, «мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому, и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей Православной веры» (здесь и деле – «Проповеди»).

В качестве примера такого неправильного богословского умствования, подрывающего церковное и святоотеческое учение, приведем мнение некоторых современных богословов, полагающих, что крестная смерть Христа не была нужна для спасения нас от проклятия, ибо люди за свое падение Богом не проклинались, а вместо них за это была проклята земля.

Владыка Серафим по этому вопросу говорит так: «Чтобы выяснить, насколько это богословское мнение несостоятельно, мы опять обратимся к свидетельству Божественного Писания и святоотеческого учения. Исходя из этих благодатных источников нашего вероучения, мы должны, прежде всего, сказать, что место Священного Писания, в котором повествуется о проклятии земли, вовсе не говорит, что за падение человека вместо него проклята земля. Если вследствие этого падения проклинается земля – ни в чем неповинное творение Божие, только ради своей связи с жизнью на ней человека, то как можно допустить с точки зрения божественного правосудия, чтобы сам человек, согрешивший и виновник этого проклятия, оставался вне его? О том, что и человек подпал клятве Божией, свидетельствует изгнание его из рая, лишение райской благодати, вся последующая его жизнь, исполненная тяжких трудов и скорбей, и, наконец, его тление и смерть.

Впрочем, в Священном Писании мы находим прямое свидетельство, из которого видно, что Христос Своею крестною смертью искупил нас от клятвы, под которой все люди находились с момента грехопадения наших прародителей. В своем послании к Галатам апостол Павел говорит: „Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва" (Гал. 3, 13). Об этом свидетельствует и учение Святых Отцов, выраженное, в частности, в богослужебных песнопениях нашей Церкви. Так, в воскресной стихире на хвалитех 4-го гласа мы находим такие слова: „Крестом Твоим, Христе, от древния клятвы свободил еси нас". А в тропаре в честь великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы еще недавно слышали такие слова: „Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение".

Очевидно, это ошибочное богословское мнение касательно догмата искупления покоится на неправильном понимании клятвы, которая есть ничто иное, как отлучение человека от общения с Богом, со всеми гибельными отсюда для него последствиями, как во временной сей жизни, так и в жизни будущей, загробной».

Однако возвратимся опять к вопросу о благодати. Без благодати нет спасения, утверждает архиепископ Серафим. Без нее никто не может вести спасительную, святую жизнь. Рассуждая о разных видах и проявлениях благодати, он говорит: «По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу <...>. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства.
 
После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина (см.: 1 Ин. 5, 6; Ин.1 5, 26; 16, 13), как сила (см.: Деян. 1, 8) и как утешение (Ин. 14, 16, 26; 16, 7) или божественная радость. С тех пор благодать Святаго Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства Крещения и Миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца.

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из Святых Отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

Конечно, по существу мы никогда не определим, что такое благодать Божия. Святой Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Святаго Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати, как действии Святаго Духа, прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит святой Симеон Новый Богослов, когда сказал: „Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся" (Лк. 12, 49). <…>

Однако мы можем познавать благодать Святаго Духа опытно, духовно, когда будем испытывать в своем сердце ее спасительные действия, воспринимая от нее истинное ведение о Боге и о мире, чувствуя в себе ее силу для борьбы со грехом и ее неизреченную радость. Мы узнаем, что такое благодать Святаго Духа только тогда, когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем ощущать ее как Царство Божие, как правду, мир и радость о Дусе Святее (см.: Рим. 14, 17).

Такое именно опытное познание о благодати оставили нам в своих творениях Святые Отцы Церкви: Антоний Великий, Макарий Великий, блаженный Диадох, преподобный Симеон Новый Богослов и великий богослов нашей Русской Церкви, епископ Феофан Затворник. Они чувствовали в себе благодать Святаго Духа как дар божественного ведения и премудрости, и настолько, что могли других озарять светом божественной истины. Они ощущали в себе благодать как божественную силу, ибо ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта благодать переживалась ими как внутренняя неиссякаемая божественная радость, которую они испытывали непрестанно и которою утешали скорбные сердца верующих.

Ясно отсюда, каким великим благом является для нас благодать Святаго Духа. Что она есть самое драгоценное сокровище, об этом свидетельствует учение Христа, апостолов и Святых Отцов. По учению Христа, благодать Святаго Духа является таким величайшим для нас благом, что ниспослание ее нам было целью Его страданий и смерти, как это видно из Его прощальной беседы с учениками (см.: Ин. 16, 7). Так смотрели на благодать и святые апостолы, ибо учение о спасении благодатию, в силу крестной смерти Христа, было центральным в их благовестии, о чем особенно ярко свидетельствуют послания святого апостола Павла. Не могли иначе смотреть на благодать Божию и Святые Отцы Церкви.
 
Так, святой Симеон Новый Богослов говорит: „То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали в души свои Духа Святаго, и чтобы Он был как бы душою нашей души, и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам". А великий угодник нашей Русской Православной Церкви, святой Серафим Саровский учил, что стяжание благодати Святаго Духа (т. е. раскрытие ее в нас) есть цель всей нашей жизни христианской <...>.

Поэтому мы должны радоваться и благодарить Бога, что являемся чадами Православной Церкви Христовой, через которую Господь дает нам эту великую благодать, несравнимую ни с какими сокровищами мира».

Однако у многих из нас, православных христиан, благодать остается нераскрытой из-за нашего злого произволения. Хотя мы ее и получаем в святых Таинствах, она тлеет в нас как искра под пеплом всевозможных наших страстей. Почему это так? Архиепископ Серафим отвечает на этот вопрос: «Потому, что нет в нас решимости возгревать ее неуклонным исполнением божественных заповедей. Поэтому благодать Святаго Духа и не может научать нас истинам веры и жизни христианской, хотя бы мы день и ночь читали Евангелие и, таким образом, учились делу спасения непосредственно из слов Христа. Такое непосредственное наше научение истинам Божественного Откровения, при отсутствии сердечной чистоты, приводит к всевозможным заблуждениям, ересям и сектам. Пока царствуют в нас грех и страсти, слово Божие подобно для нас ослепительному свету солнца, на которое нельзя прямо смотреть, иначе мы можем повредить свое зрение.

Что же нам делать, возлюбленные, чтобы благодать Святаго Духа и нас научала всему спасительному? – Мы, грешные и немощные люди, можем научаться и просвещаться светом возрождающей крещенской благодати через благодатное учение Святых Отцов Церкви. Последние своею святою жизнью раскрыли в себе крещенскую благодать во всей полноте. Она сделалась для них источником истинного ведения, которое они передали нам в своих творениях.
 
Поэтому, если благодать сия не горит в нас божественным светом, в силу нашей греховности, то будем за благодатным научением истинам веры и жизни обращаться к Святым Отцам. Только через благодатное ведение Святых Отцов мы можем спасительно просвещаться Божественным Откровением и правильно воспринимать умом и сердцем его учение. Благодать Святаго Духа действовала в Святых Отцах, как и в апостолах. Она во всей глубине раскрыла им все Божественное Откровение Ветхого и Нового Завета и уяснила им для нас все истины, как в области догматической, так и в области нравственной на все века».

Говоря это, архиепископ Серафим учит нас любить Святых Отцов как наших самых дорогих наставниках в деле нашего спасения, читать и изучать их труды, которые указывают нам, как мы должны жить истинной христианской жизнью: «В силу такого отношения к учению Святых Отцов Церкви, мы приобретаем самую драгоценную добродетель – смирение, ибо обращаясь к авторитету Святых Отцов, мы тем самым будем отвергать свое горделивое и самолюбивое мудрование. И ради одного только смирения хотя бы у нас не было никаких других подвигов, Господь не лишит нас благодати Святаго Духа, согласно Своему слову: „Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), и еще: „Приидите ко Мне <...> и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой, душам вашим" (Мф. 11, 28–29).

Тогда ради нашего смирения благодать, данная нам в святом Крещении, будет действовать и приумножаться в нас, просвещая и научая нас, под постоянным руководством Церкви и учения Святых Отцов, истинной вере и истинной христианской жизни».
26 февраля 2017   Просмотров: 1056   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.