Рубрика: » » Сон о Вере Славянской. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Сон о Вере Славянской. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Раскинулся широкий океан, у которого есть прилив и нет отлива. Это Славянская земля. Вашего прилива боится мир, Славяне. Боитесь ли вы его? Обычно, прилив служит океану для того, чтобы расшириться, и отлив, чтобы углубиться. Боитесь ли вы своего разлива без углубления? Не боитесь ли вы того, что ваш океан, расширившись столь пространно, может стать мелководным, подобно луже.

Вы говорите, что ваша душа широка. Да, широка, и всё дальше расширяется. Ваша душа стремится к берегам, которых ещё не видать. Но когда же ваша душа начнёт стремиться вглубь? Вот, широкая степь, на которой пасётся белое стадо, она привлекательна своим простором. Вот студёный колодец в пустыне, к которому стремится усталый караван, он привлекателен своей глубиной. Но ведь Небо привлекательнее и степи, и колодца, оно обладает и шириной, и глубиной.

Славяне, не будьте же только широки, подобно зеленой степи, и не будьте просто глубоки, подобно колодцу в пустыне. Будьте же и широки, и глубоки, словно Небо. Углубляйте своё дно, углубляйте его ревностно, ведь без глубины в разливе вы обмельчаете и пересохнете. То, что углубляет жизнь, - это Вера.

Не наука, но Вера. Наука – это светильник, который освещает путь. Не будьте же подобны юродивым девам, забывшим свои светильники. Вера – это светлость, сияющая внутри вас, осветляющая и обогревающая вашу душу. Если будет сиять свет внутри души вашей, всё просияет вокруг вас, и светильник науки, горящий перед вами, станет светлее вдвойне.

Не искусство, но Вера. Ведь Вера есть почтительное преклонение перед Вселенским творчеством, связывающее светлыми родственными связями людей, как малых творцов, и Бога, Несравненного и Непостижимого Творца. Когда искусство несет в себе молчаливое перерождение личности, тогда оно приближается к религии. Когда Вера дарит вдохновение к творчеству, тогда человек обретает большие прозрачные крылья. Вера открывает духовные очи, в то время как искусство часто их затмевает. Искусство либо служит в качестве Вероисповедания, либо превращается в сатиру.

Не экономика, но Вера. Ведь экономика может напитать и одеть тело, а не душу. Человек тогда живёт только хлебом земным и становится несчастным. Хлеб без Веры безвкусен и застревает в горле. Что толку одевать холодное тело, которое душа не греет. Или что толку от тёплого тела, в котором душа замёрзла?

Вера делает нищету богатой, а богатство ничтожным. Экономика есть обладание природой. Хорошая экономика глубоко вспахивает землю. Вера – вспахивает душу. Очень многие имеют мелкую экономику и слабую веру. Но где же те, которые вспахивают глубоко? Это вам предстоит сделать. Вера – это глубокое орало. Именно таким плугом следует вам вспахивать свою душу и душу всего мира во Вселенной. Без такого плуга вы поверхностны и мелко пашете, как и многие до вас и вокруг вас.

Ваша Вера должна иметь три знака, по которым вы будете узнаваемы: светлость, соборность и апостольство.

Светлость
. Возведите очи свои ночью к небу и пересчитайте все возожжённые лампады, которые сияют и трепещут перед лицом Вышнего. И ощутите глубокое молчание, которым исполнен весь тот безкрайний алтарь. Молчаливый ветер вокруг молчаливых пламенных языков. И священная дрожь охватит вас, оттого, что осознаете то, что сокрыто в дневной суете, это редко доходит до сознания - то, что Вселенная пребывает в нимбе Святыни. Ежедневные мелкие события кажутся вам примитивными, но как только Святыня войдёт в вашу душу, те мелкие события встают под этот святой нимб великой вселенской Святыни.

Все события, мелкие и великие, проникаются приятельской творческой силой. Бог прикасается своим взором ко всякой твари и всякая тварь трепещет и светится, словно провод, передающий электричество. Вечно молчаливый Чудотворец прикасается к небытию, и из того небытия являются дела.

Всё, что не тронуто Богом, ничтожно. И всё, что находится далеко от Бога, ничтожно.

Наука далеко находится от Бога, она подобна кладбищенскому музею, наполненному мертвецкими костями, связанными и прошитыми золотыми нитями.

Искусство далеко от Бога, оно подобно невежливому гостю, который повернулся спиной к Хозяину вселенной. А Хозяин терпеливо наблюдает за ним и удерживает.

Экономика далека от Бога, она занята наполнением головы, и утробы одной и той же пищей.

Всё ничтожно, что удалено от Бога. Возведите очи к небу, и когда вы ощутите свою собственную душу отчуждённой от собственного тела, или, когда далёкие светила покажутся близкими вашей душе, тогда опустите очи свои вниз и посмотрите на землю, и на всё, что находится на земле. Видите ли, как свята земля! И всё, что на земле, так же свято. И грязь свята. Это ведь прах, из которого Бог сотворил Своих слуг! Свят человек, ведь человек есть наивысший священник Божий на земле. Святы животные, ведь они приносятся в жертву Богу. Свят и камень, ведь он служит жертвенником Богу Великому. Свят и воздух, ведь он проводит молитвы от земли к Небу. Свято и рождение, и венчание, и умирание.

Солнце непрестанно горит как жертвенник перед Господом. Посмотрите, и земля горит непрестанно. Всё на земле горит и согревает. Всё, что живёт и что мертво значит единое горение, точнее со-горение. Поэтому и Земля есть огненный жертвенник перед Богом, как и Солнце. Это сознание всеобщей святости зажжёт в ваших сердцах всеобщую любовь. Внешняя любовь быстро проходит, а любовь внутренняя остаётся. Внутренняя глубинная любовь обращена к Богу во всяком предмете своей любви.

О любви много мир говорит, и под любовью чего-только люди не подразумевают. О любви священной, основанной на светлости, меньше всего мир говорит. Вы исповедуете миру эту любовь. Вы научите мир иному языку любви, потому что научите иначе видеть вещи. На видении всеобщей святости вещей вы обоснуете всеобщую любовь свою. Вы станете созерцателями вселенского алтаря Божьего. Сущность вещей свята. Вы станете созерцателями духовной сущности вещей, и вы станете пронизаны этой духовной силой, так что будете видеть Наивысшего. И сила Наивысшего осенит вас, и Дух Святой сойдет на вас, и поэтому всё, что от вас родится или произойдёт. Будет свято.

Светлость
– это первый знак, по которому будет узнаваться ваша Вера. Соборность – второй знак. До каких пор будет делиться Святая Вера в Бога на секты? До каких пор люди будут разорять духовное строение Божие и тем самым унижать род человеческий?

До тех пор, пока вы не исповедуете миру Святую Веру. До каких пор будет человек избегать человека во имя Божие? До каких пор малое творение – человек – будет плевать на святыню брата своего? До каких пор ненависть одного алтаря к другому алтарю будет считаться службой Богу? До каких пор храмы Божии будут исполнены холодными словами и холодными сердцами? До каких пор люди не без сердца и не без ума будут спасаться от сектантского раздора по поводу Бога на острове под названием «Атеизм».

До тех пор, пока вы не придёте и не провозгласите Соборную Церковь, которая соберёт и объединит народы, обращая полу-людей в боголюдей. Люди шёпотом говорят о соборности Веры. А во весь голос препираются о сектах. Люди не ведут речь о Боге, но спорят о рукавицах Божиих. Людей разделяет не вера в Бога, но вера в колдунов.

Гордость, приходящая от воображаемого всезнания, разорвала и раздробила Великую Церковь Божию. Вы придёте и утвердите среди людей и народов Соборную Церковь, единственно спасительную. Вас только ждёт мир. Все взоры направлены на вас. Вы утвердите то, что самое главное. И в том самом главном люди придут к согласию. А ведь спасает только то, что главное. То, что главное, стоит над грехом и смертью. Вы покажете сектантам далекие горизонты света, и они ощутят озон, без которого они задыхаются в своих тесных клетушках. Вы соберёте разъединенных братьев своею соборною верою. Вы сотрёте границы между людьми, народами и расами, между религиями и философиями.

Каждая религия услышит животворящий тон в вашей арфе, всякое верование откликнется на тот единственный звучный глубокий тон. Ваша вера должна стать палатой, в которой найдёт прибежище и богатый, и убогий, и философ, и простец. Ваша Вера должна быть широкой, так чтобы все племена земные могли найти в ней духовное добро, и должна быть глубокой, чтобы могла напоить жаждущие души и не пересохнуть.

Соберите всё лучшее в философиях, и все философы последуют за вашей Верой. Соберите в науках всё самое истинное, и учёные будут ценить вашу Веру. Соберите всю правду в смысле распределения земных богатств между братьями, и вы соберёте всех голодных и жаждущих. Соберите всех тех, которые расходились с вами в мелочах, но были согласны в главном, и вы соберёте всех блуждающих в разных сектах. Соберите всех тех, которые имели ложное учение и которые по тем ложным знаниям впали в ненависть, научите их лучшему знанию и совершенной любви. Соберите все народы и скажите им, что их патриотизм должен хранить границы земель, но не ограничивать человеческую любовь и правду.

Ваше призвание в том, чтобы собирать, а не расточать. До сих пор люди и народы создавали культуры. Теперь наступает эпоха, в которой целый род человеческий должен творить соборно. Теперь должно стать лучше, чем прежде. Вы призваны творить лучшее.
Культура, которая будет создана под вашей звездой, будет вершиной мощи и ума человеческого. Вы создадите лучший из миров, когда-либо созданных людьми.

Светлость
– первый знак вашей Веры. Соборность – второй знак. Апостольство – третий.

Апостольство – это убеждение и самопожертвование. Апостольство пришло с Востока. Европа не знала об апостольстве. И сегодня всякое апостольство ищет светлости и теплоты на Востоке.

Посмотрите, от чего больше всего страдает мир? От холодных огней. От огней, красивых для ока, но никчёмных для озябшей души, они будто нарисованные и ничего в них нет, кроме огненного цвета. Холодные огни символизируют многих, очень многих учителей Веры, призывающих народ к очагу, у которого они сами не способны обогреться.

Апостольство пришло с Востока. Сегодня Запад господствует в мире. Но, хватит уже нам жить в западном холоде. Сегодня и сам Запад ожидает нового апостольства с Востока. А вы и есть с Востока. Солнце всегда заходило на Западе. Все их убеждения лопнули, и воля к самопожертвованию иссохла. Все ждут вас, чтобы вы сказали новое слово. То новое слово должно быть словом Веры.

Не надейтесь на победу мечом, ведь тот, кто мечом побеждает, мечом может и погибнуть. Не надейтесь на победу политикой, ведь то, что для стариков считалось политикой, для молодых становится неприемлемым. Надейтесь только на победу Верой. Такая победа долговечна. Ведь это победа не над телами, а над сердцами. Отяжелели сердца у людей, прижались к земле, у простых людей от незнания, у людей учёных – от излишнего знания. Вы должны воскликнуть: воздвигните сердца к небу! Заплесневели души от пессимизма, вы должны прийти со свежим крепким оптимизмом.

Философии отправились в архивы, и люди смотрят на них с болью и презрением, как на тысячелетнюю напрасную муку. Вы должны прийти с философией, основанной на Вере, что послужит оплотом для единой всечеловечной культуры.

Искусство стало чудовищным. Болезненная тяга к гипериндивидуализму и гипероригинальности произвела уникальное уродство, якобы предназначенное для прославления красоты в современном вкусе. Вы призваны возродить красоту и вылечить болезненный вкус людей. Вера творческого человека, соединенная с Богом, людьми и природой, может послужить единственным лекарством.

Экономика стала чудовищной. Один человек имеет еды больше, чем миллион его ближних. И пока один ест пищу миллиона других, тот миллион делит обед одного человека. Как один человек может съесть пищу, приготовленную Отцом Небесным для миллиона сынов его? И как миллион голодных может насытиться обедом, предназначенным одному человеку? Вы должны прийти с единой лучшей экономической правдой.

Царство земное принадлежит Царству Небесному, и отделить одно от другого невозможно. В Царстве земном должна господствовать наряду с Земной Небесная правда, как то, что и в Небесном Царстве не презираются земные мерила ценностей. Небесная правда есть любовь. Вы воздвигните эту небесную правду над людьми и станете чудотворцами, сможете пятью хлебами накормить пять тысяч голодных. Ведь пять хлебов и любовь делают больше нежели пять тысяч хлебов и ненависть.

Только с помощью Веры вы сможете обогреть охладевшие сердца любовью. Верой – ведь любовь составляет её три четверти.

Чудовищным стал и брак. Посмотрите, как чудовищна стала эта самая тесная связь между смертными. По первобытной заповеди Божьей человек воистину оставляет отца своего и мать свою, и прикрепляется к жене своей, и становятся двое одним телом. Но люди односторонне поняли Заповедь Господню! Господь мыслит ведь не только о единстве тел, но и душ. Об этом люди забыли, что и стало великим несчастьем мира. Два теплых тела с холодными душами также легко отталкиваются, как и привлекаются, потому что быстро разжигаются и быстро остывают. Брак стал досадной обязанностью. Две пары глаз, которые прежде горели страстью при встрече, время спустя лениво закрываются при встрече, выражая тем самым досаду и презрение. Брак стал неморальной вещью. При наличии университетской кафедры, с которой излагается по параграфам философия брака, при наличии консисторий, стерегущих неразрывность брачных уз, при церковных обрядах, которые освещают брак, брак перестал быть святым.

Человек без детей ненавидит безплодную жену. Человек со множеством детей ненавидит жену за многоплодие. Жена, способная рожать, избегая муки рождения, презирает мужа, убивает плод свой в утробе своей. Жена в суетливой гордыне уничтожает в себе целое поколение человеческое, чтобы только сохранить форму своего тела. Жена, связанная обязанностью с одним мужем, стремится быть с другим, только бы не со своим.

Зло есть ненавидеть жену безплодную. Зло есть ненавидеть жену многоплодную. Зло есть убивать плод свой в утробе своей. Зло есть травить в себе человеческое существо ради удовлетворения своего тщеславия. А ложь и сплетни есть вероломное влечение к другим, вне брачной ограды, и модный маскарад ради других.

Разве брак не стал злодеянием? Злодеяние, ложь, гнездо сплетен, источник лжи и досады, и самой глубокой отвратности тела от тела. Всё это взрывоопасно для канонистов и стражников в консисториях, так же, как и для освящения брака в Церкви. Заповедано: рождайтесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею.

Человеческий род умножился и земля наполнена людьми. Нужно ли прекратить рождение и умножение? Нет. Ведь человек ещё не овладел землёю. Еще природа в человеке и вокруг него сильнее самого человека. Культурой осваивается и облагораживается природа и так материальный мир воздвигается в мир духовный. Культура вкладывает душу в каждую вещь и взращивает душу в каждом человеке. Культуре требуется безчисленное количество слуг и работников, требуется перенаселенность и стесненность. Поэтому ещё требуется соединение тел, но соединение тел без соединения душ является самым отвратительным и презренным делом.

Вы придете и освятите всю жизнь; вы освятите связь, от которой рождаются люди. Над каждым таким союзом бдит целый свод небесный, чтобы изречь свой приговор в вечности и безконечности. Великая душа всего мира присутствует на событии – ведь начало одного нового человека для Вселенной значит начало нового события, новой драмы, - как же души тех тел, которые соединяются, могут отсутствовать при этом?

Вы придёте и дадите новый истинный смысл браку, единственное точное определение. Могут ли и души венчаться? Могут ли и души воплощаться? Вы ответите на эти вопросы.

Чудовищным стало воспитание. Целокупное сегодняшнее воспитание молодёжи основывается на мысли: человек живёт ради хлеба земного. Три ядовитых растения созревают на такой основе: - Эгоизм - Обжорство - Пессимизм Первое, подобно маку, под красивым внешним видом, скрывает убийственную отраву. Второе, подобно плющу, обвившему дуб, непрестанно высасывает из мощного ствола сок. Третье, подобно грибку плесени, разрастается в потёмках и отравляет жизнь.

Да, природа лучше заботиться о своих детях, чем люди. Природа устремляет растения расти одной частью в землю, а другой к солнцу. Люди сегодня устремляют своих детей расти только в землю. Поэтому тёмные и землевидные нынче многие дети. Мало детей Солнца.

Вы придёте и сделаете всех детьми Солнца. Вы станете воспитывать новое человечество не на мысли, что человек живёт только от хлеба и ради хлеба. Вы направите новое человечество стремиться к светлости, к Богу. Вы поставите перед воспитанием цель не борьбу за выживание – эту кошачью и обезьянию цель – но героизм. Борьбу за выживание проповедуют самые тупые и трусливые, которые не решаются двигаться вперёд. Это отправная точка. Героизм есть точка завершающая, к ней и надо стремиться, а не задерживаться на исходной точке.

Эгоизм есть мать страха. А вы воспитаете безстрашное поколение, для которого свобода станет атмосферой целой души.
Обжорство есть мать всех болезней. И земля долго была больницей. Вы принесёте здоровье. Вы упраздните причину болезни и болезней не станет. С вами придёт здоровое человечество чтобы послужить Богу, только Богу, и через Бога будет господстовать на земле.

Пессимизм есть несовершенное самоубийство. Тысячи человеческих голов ежедневно заняты помыслами о самоубийстве. Вы придёте как спасители тех, которые стоят на краю пропасти, и как барьер для тех, кто приближается к той пропасти.
И культ стал чудовищным. Это гардероб, заслонивший господина. Через культ, как через призму следует видеть Бога, но призма замутилась так, что слабые очи людей ничего не видят и задерживают свой взор на призме, как на самом божестве. Кусочек металла или обрывок одежды ценится столь высоко, сколько ценится сам Бог.

Священный обряд больше не рассматривается как новая связь с Богом, новая обязанность перед Богом, но как одолжение Богу необходимого долга. Когда сущность Веры утопает в культе, так что её уже не видать, тогда веселятся суеверные и неверные. Суеверные радуются тому, что им не надо биться над поиском сущности за внешними путями, а неверные радуются тому, что легко им критиковать веру Божию и глумится над безтолковостью.

Культ прекрасная вещь. Вся культура в итоге есть культ Богу. Тот культ создают и осуществляют верующие и неверующие – осознанно и неосознанно, вольно и невольно.

Целая человеческая культура есть культ Богу, но дивный и особенный, высокохудожественный и церемониальный культ, - только когда в нем больше смысла, тогда он истиннее, теплее и душевнее, и вместе с тем возвышеннее и прекраснее.

Вы принесёте новый культ миру. Ваша культура станет одним культом Богу. Ваш особенный культ будет искренним как наука, прекрасным как искусство, возвышенным как Бог, пространным как душа всех сынов Небесного Отца.

Распростёрся широкий океан, у которого есть широта без глубины. Это славянская земля.

Вы славяне подобны сфинксу для других рас и народов. Вы еще не проговорили внятно. Когда вы начинали говорить через своих лучших сынов, вы приходили в экстаз и становились непонятными миру, заливаясь слезами об униженных и оскорблённых в мире, о самых малых и ничтожных, о бедных Божьих людях. Ваши самые гениальные слова всегда завершались слезами и всхлипами.
Кто вы? – спрашивает вас мир.

Одни вас боятся, другие вас презирают, а третьи находятся в недоумении, не зная, презирать ли вас или бояться.
Вы самый младший брат европейских рас. Кто-то добавляет, что самый безумный. Но этому безумному сыну Отец дал самую пространную землю. Потому ли, что глуп или потому что Отец имеет к нему особое доверие?

Вы только появились на горизонте. Вы всё ещё заря. Какой день вы несёте?

Хватит уже хмурых и мрачных времён! Принесите же нам бодрость и тепло! Пусть все взирающие на вас очи будут светлы, а на лицах сияет улыбка.

Пусть же Бог идёт перед Вами, а Сын пусть парит над вами в сиянии и славе!

Мир желает Бога. Если Бога имеете, тогда есть у вас что принести в мир, есть ради чего приходить на мировую историческую сцену.

Кто вы? – спрашивает вас мир. Ответьте прежде всего себе. Не будьте сфинксом для себя. И молчите, пока не ощутите себя верующими. Если нужно подождать и тысячу лет, молчите. А когда исполнитесь Богом, когда пламенный дух Веры охватит ваши сердца и умы, тогда ответьте себе и другим пламенным языком.

- Мы самые младшие и самые недостойные слуги Божии, которых Бог послал в мир ради спасения всех людей.

Сербский текст взят из сборника трудов святителя Николая. Данная работа впервые опубликован в России на русском.
 

Перевод с сербского р.Б. Екатерины

 
http://www.verujem.org/teologija/nikolaj_san_o_slovenskoj_religiji.htm
11 июля 2017   Просмотров: 1595   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.