25-летие творческой деятельности Александра Сергеевича Танеева, отца Анны Танеевой (Вырубовой)

В 1913 году, в популярном того времени журнале литературы и современной жизни Санкт-Петербурга «Нива», к 25-летию творческой музыкальной деятельности А.С. Танеева была опубликована статья, рассказывающая о его выдающейся деятельности на музыкальном поприще. Автор статьи А. Коптяев.

А.С. Танеев. По поводу 25-летия музыкальной деятельности

По фот. Эгглера и Буассона
 
Музыкальная деятельность А.С. Танеева по праву можно сказать приобщена к истории. Автор трех симфоний, двух опер и многих других произведений. 25-летний юбилей тем более значителен, что А.С. Танеев является Главноуправляющим Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, Статс-секретарем и Обер-гофмейстер Высочайшего Двора.

Музыкант А.С. Танеев вышел из школы Н.А. Римского-Корсакова. Первыми крупными трудами были части первой сюиты, в том числе прелестная «Колыбельная», а также «Сюита для струнного квартета». До этого были написаны романсы, миниатюры («Simple aveu», «Serenade espagnole», «Марш для двух роялей», который он исполнил с А.Г. Рубинштейном.

Музыкальным творчеством А.С. Танеев начал заниматься с семи лет. Теорию музыки изучал у Рейхеля в Дрездене, которые преподавал ему также начатки фортепьянной игры. Сначала пианист обгонял композитора, затем наоборот.

В 1872 году Александр Сергеевич окончил университетский курс, а следующий год был посвящен диссертации.

Придворный оркестр, руководимый К. К. Штакельбергом, под управление Г. И. Варлиха проигрывают все оркестровые и оперные сочинения А.С. Танеева. Затем его творчество находит доступ в концертах Русского Музыкального Общества, где А.С. Танеев состоял одним из директоров.

За последние 15 лет его произведения исполнялись за границей. Никиш играл вторую симфонию в Париже, Шух – первую сюиту в Дрездене, Мотл – вторую симфонию в Карлсруэ, Никиш – увертюру «Гамлет» в Берлине и т.д. Имена этих знаменитых режиссеров указывают на значение симфонического творчества А.С. Танеева.

И так, какого характера симфонии А.С. Танеева? К сожалению, я не знаю первой симфонии, которую автор скрывает от наших глаз и слуха. Но вторая его симфония относится к третьей так же, как первая, вторая и третья симфонии Чайковского к четвертой, пятой и шестой его же. Другими словами: во второй b-moll, те же элементы корсаковского народничества, как и в первых трех симфониях Чайковского, элементы в сущности чуждые натурам обоих художников.

Не лишнее указать, что Александр Сергеевич не только знал П. И. Чайковского, но создал из него некий культ. Если Чайковский повлиял на его стиль, то сходство еще в том, что оба поклоняются эмоциональной, восторженной, экстатической музыке, которая просматривается в «Adagio» второй симфонии (рождение настоящего А.Танеева!) и в третьей симфонии, с ее религиозным, баховским характером.

Того же симпатичного, восторженного А.С. Танеева я вижу в «Andantio», второй сюиты, в увертюре «Гамлет» и особенно в симфоническом балладе «Алеша Попович» (по А. Толстому), где яркими красками обрисован стихийный культ песни.

Прежде чем перейти к вокальной музыке А.С. Танеева, упомяну об его трех интересных струнных квартетах, где мелодии, под которыми подписались бы Шуман и Бородин, отвечают прекрасной фактуре, обличающей в авторе славянина.

История музыки поставит А.С. Танеева выше как инструментального композитора, чем вокального. Но и в области вокальной музыки у него много интересного и красивого. Прежде всего, романсы, которых у Александра Сергеевича больше тридцати и где столько искреннего лиризма. Он любит тексты графа Л. Толстого, А. Пушкина, Майкова, графа Голенищева-Кутузова, И. Аксакова, В. Жуковского и других. Любимцы меломанов: «Среди цветов», «Заклинание», «Бушует буря», «Зачем кипит», «Приходи, светлый праздник», «Последние листья».

Две оперы «Месть Амура» на слова Щепкиной-Куперник и «Метель» на слова князя Цертелева, рисуют полярные контрасты Александра Сергеевича. В первой – жеманный мир великосветкости, пудреных париков, притворства. Во второй – свободный воздух пустыни, героический тип Тамурафа, который не боится сделки с Ариманом, чтобы овладеть красавицей Атмой.

В фортепьянной музыке выдаются его прелестные вальсы «As» «Des». Присоедините хоры: «Море», «Весна», Ломоносовскую кантату.

Гимн «Боже Царя храни» на слова А. Пушкина я оставил под конец. Перед нами не только талантливый композитор, но и патриот.

Анна Александровна Танеева: «Отец мой был композитором и музыкантом, и часто, когда его спрашивали о его звании, он отвечал: я прежде всего «свободный художник» Петербургской консерватории, а потом уже все остальное. На его похоронах хор Архангельского вызвался петь литургию его сочинения, отличавшуюся кристально чистой музыкой, — как кристально чиста была и его душа».

Людмила Хухтиниеми

По материалам газеты «Нива» 1913 года
10 марта 2018 Просмотров: 2 463