Цена перехода к капитализму - 45 млн человек

altАнализируя демографические процессы постсоветского времени, можно извлечь ряд уроков. Во-первых, колебания смертности и рождаемости зависят от экономических факторов процентов на 20, а остальные 80% определяются духовным состоянием общества.

 

 

Во-вторых, есть расхожее выражение «русский крест», то есть ситуация, при которой рождаемость ниже смертности. Но такой же «крест» висит над Литвой, Латвией, Эстонией, Болгарией, Венгрией, Украиной. Его правильнее было бы назвать «крест либеральных реформ».

 

 

В-третьих, наиболее чувствительной к психическим процессам оказалась рождаемость. По данным 2004-2005 годов, рождаемость в Армении составила 52% от 1990 года, Литве – 58%, Азербайджане - 61%, Латвии - 62%, Молдавии - 60%, Узбекистане - 62%, Беларуси - 65%, Грузии - 68%, Таджикистане – 69%, Украине - 71%, Эстонии - 73%, Киргизии- 74%, России – 77%, Казахстане - 84%. То есть то трагичное, что происходит у нас, происходит и в других республиках, и происходит даже более драматично.

 

 

Я подсчитал, сколько бывший СССР потерял от спада рождаемости, получилось, по грубым подсчетам, не менее 30 млн неродившихся с 1990 года по настоящее время. Причем для сравнения я брал уровень рождаемости середины 80-х годов. Что касается смертности, то в одних республиках смертность выросла, а в других снизилась. Снижение произошло в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии. Избыточных смертей по республикам бывшего СССР, где смертность выросла, я насчитал не менее 15 млн. То есть переход к капитализму «стоил» нам где-то 45 млн человек от взлета смертности и спада рождаемости.

 

Игорь Гундаров

Заведующий лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, руководитель группы по разработке «Русского манифеста» и «Демографической доктрины», доктор медицинских наук, кандидат философских наук.
30 декабря 2010 Просмотров: 4 067