Рубрика: » » Борьба с помыслами

Борьба с помыслами

altОтсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

 

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться - значит столкнуться с чем-то.

 

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом - диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.

 

Третья стадия - это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех - «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

 

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

 

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» - вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27-28).

 

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог - нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

 

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, - результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе.

 

Таким образом, то, что мы думаем, - это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

 

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет:

 

«Великая ошибка, и ошибка всеобщая, - почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем.

 

Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это - самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

 

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.

 

Щит веры


altМы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

 

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

 

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле - принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть - непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

 

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими - духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

 

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

 

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной - целомудренную, чистую; гневливой - доброжелательную; помыслу осуждения - помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

 

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

 

Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче... или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».

 
Священник Павел Гумеров
13 марта 2017   Просмотров: 7581   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (11)
22 февраля 2011 23:20

  Помыслы хульные есть бесовское присутствие.

Брань с помыслами не можно осушествить продолжая держать его в себе.

Хоть ты и противишся дурацким мыслям а они всё одно лезут и лезут как тараканы, не уследиш как поддашся им и они одержут над тобой верх.

Почему? потому что ты хоть и понимаеш как православный что это плохо, ты держиш их в себе.

С бесами и помыслами неможно боротся, это опасно! ! !смертельно опасно  для жизни. Самый проверенный способ,- игнорировать подобные побуждения, т.е. думать о чем надо хорошем исключив возможность бесу задеть, завлеч твое внимание.

В этом случае они безсилы.

 

Аналогично как " не думай про белого бычка" если кто знает.

 

Но всё это только кажется легко и просто , на деле следить за своими помыслами всегда  тяжело.

Но лутше брань чем мир удаляющий нас от Бога!

        1
22 февраля 2011 23:48
http://tainadiveevo.ru/ppvp2-1.html - вот хорошая проповедь о природе помыслов!
        2
13 марта 2017 20:15

Борьба с помыслами -это самая тяжёлая борьба. 

        3
13 марта 2017 21:42

Самая тяжелая борьба с желаниями а не с помыслами. Это называется Безстрастие. 

А с помыслами Молчание, дается Покаянием. А безстрастие аскетикой.
        4
14 марта 2017 01:35

Дорогие админы! Не обижайтесь, НО зачем вы людей нло пугаете! Святые старцы разве что-нибудь говорили про нло? Я такого не помню.

Просто ведь есть версия,что враги всего человечества - еврейская мафия,они боготворят свою нацию,а других превратить врагов или уничтожить,и сделать один мировой порядок,чипизировтаь людей,а поклоняются сатане. А про пришельцев разных вроде-бы нигде не упоминается. И что теперь думать?!!

        5
14 марта 2017 06:22
НЛО-это воплотившиеся бесы.Современных людей обманывают по современному.Отрок Вячеслав говорил,Юлия Вознесенская писала...
        6
14 марта 2017 09:46
Цитата: Лотокории
Дорогие админы! Не обижайтесь, НО зачем вы людей нло пугаете! Святые старцы разве что-нибудь говорили про нло? Я такого не помню.
Просто ведь есть версия,что враги всего человечества - еврейская мафия,они боготворят свою нацию,а других превратить врагов или уничтожить,и сделать один мировой порядок,чипизировтаь людей,а поклоняются сатане. А про пришельцев разных вроде-бы нигде не упоминается. И что теперь думать?!!
А НЛО никто и не пугает. На высказывание др. фон Брауна в конце статьи обратили внимание?
        7
14 марта 2017 18:05

Папиралин Михаил Вчера, 21:42Самая тяжелая борьба с желаниями а не с помыслами. Это называется Безстрастие. 

А с помыслами Молчание, дается Покаянием. А безстрастие аскетикой.
 

Сначала приходит помысел, а от него рождается желание,не будет худого помысла не будет и желания, он первопричина.

Свт.Тихон Задонский "Если помыслы будем отсекать, отсечём и грех"

        8
15 марта 2017 02:28
Господь есть Свет! Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Кто добрых дел не имеет, того молитвы пусты.
        9
15 марта 2017 11:00

Страдаю тем же и наступаю вновь и вновь на те же грабли . Господи      Иисусе Христе Сыне Божий очисти мя грешную ,спаси ,сохрани и помилуй.Как хочется дожить до пришествия Спасителя ,выйти навстечу ,упасть Ему в ноги и молить ,молить и молить о прощении

        10
16 марта 2017 22:05

И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (От Иоанна 8:32)

 

1-е Иоанна 3:9

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

Как известно из Библии: человек - это дух, душа и тело.

Человек верующий имеет возрожденный дух от Бога и он (дух ) не грешит.

А кто же тогда грешит? Душа (разум, чувства, воля).

 

Пр.23:7

"Каковы мысли в душе человека, таков и он".

 

Рим.8:5-7

"Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут".

 

2 Кор. 10:4, 5

«Оружия (Слово, молитва) воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

 

1-е Иоанна 1:7

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

 

Флп. 4:8

"Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте".

        11