Почему Господь медлит исполнять наши прошения? Святитель Иоанн Златоуст

altБог не только желает благодетельствовать и подавать Свои дары, но и всегда хочет принимающих эти дары соделывать более славными; смотри, как Он сделал это с Хананеянкою, как бы медля и уклоняясь внять ее прошению, но это для того именно, чтобы и ее саму сделать известной во всей вселенной (см.: Мф. 15, 22-28).

 

Когда она пришла, умоляя и говоря: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется, то благоутробный и человеколюбивый, и всегда предваряющий наши прошения Господь не удостоивает ее даже ответа. И ученики Его, не зная того что будет, и как Господь Сам печется о жене, а не отвечает же ей только потому, что не хочет оставить в неизвестности ее достоинства, - ученики, говорю, как бы более имея сострадания, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами, как бы выражая тем, что для них уже несносна стала ее докучливость. Отпусти ее, говорят, не потому, что она столь несчастна, или что ее прошение дельно, но потому, что кричит вслед нас.

 

Что же Господь? Желая и ее достоинство мало-помалу открыть, и их научить, как мало они постигают Его человеколюбие, Он дает такой ответ, который мог бы и ее сердце поразить, если бы она не имела твердости духа, пламенного желания и сильной ревности, и их ходатайство за нее остановить. Я послан, - говорит Он, - только к погибшим овцам дома Израилева. И действительно, ученики после сего уже перестали молить Его за жену; но она не предалась унынию, напротив, стала еще прилежнее молить Его. Ибо такова душа скорбящая и с горячим усердием приступающая; она не обращает внимания на то, что говорят, но об одном только думает, как бы достичь того, о чем она старается, как именно сделала и эта жена. Ибо, услышав те слова, она, как говорит Писание, снова кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.


Она знала благоутробие Господа, потому и употребила такую настойчивость. Посмотри же опять, как премудр Господь, и как дивно устрояет Он ход дела: и теперь Он не преклоняется, но дает ответ еще более резкий и суровый. Он знал твердость духа жены и хотел, чтобы она не тайно получила благодеяние, но чтобы и ученики из этого события узнали причину Его медлительности, и все другие научились, как велика сила неотступной молитвы, и как высока добродетель жены той. Потому говорит Спаситель: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Заметь здесь постоянство жены, как она, пылая огнем ревности и одушевляясь верою в Бога, терзаясь, так сказать, своею утробою от великой скорби о своей дочери, не отвращается от жестокого слова, но, услышав название пса, и то сносит, и признает себя такою, желая спастись от безсмыслия псов и сопричислиться к лику сынов.

 

Итак, выслушай слова жены, чтобы узнать, какой был плод оттого, что Бог медлил исполнить ее прошение. Ибо жестокость слов, сказанных ей, не только не отдалила жену, но возбудила еще к большей ревности. Услышав те слова, она говорит: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Видишь, для чего Господь медлил доселе? Для того, чтобы из слов жены мы узнали всю силу ее веры. Ибо смотри, как Господь тотчас же восхвалил и увенчал ее, говоря: о, женщина! велика вера твоя.


Поистине великая вера - видеть, как Господь не один или два раза, но многократно отвергает прошение, и не прийти в уныние, не отступить, но неослабно призывать Господа, и преклонить Его к исполнению прошения. Итак, да будет тебе, говорит, по желанию твоему. Видишь ли как Тот, Кто прежде не удостоил ее ответа, теперь с похвалою подает ей Свои дары? Ибо не просто внял ее прошению, но прославил и увенчал ее. Словом: о, женщина, Он показал, как Сам удивился ее вере, и словами - велика вера твоя - открыл нам ее богатство. Потом говорит: да будет тебе по желанию твоему. Сколько хочешь, сколько желаешь, столько и даю тебе; твое неотступное прошение показывает, что ты достойна его исполнения. Видите теперь твердость жены? Видите причину, почему медлил Господь и для чего отлагал исполнение прошения, - для того, чтобы сделать ее более славною.

 

Святитель Иоанн Златоуст

28 июня 2011 Просмотров: 6 535