Католическая пасхалия разрушает смысл праздника Пасхи

altВообще, на наш взгляд, для гражданских целей годится любой календарь. Поэтому перейдем к главной содержательной особенности нашей проблемы: и юлианский и григорианский календари являются церковными календарями и не могут рассматриваться в отрыве от церковных установлений. И хотя часто пишут, что григорианский календарь является «гражданским» или светским – это заведомая неправда, основанная на незнании конкретных фактов календарной реформы.

Церковный год в христианстве – это неразрывная связь неподвижных праздников, связанных с определенными днями года (как, например, Рождество – 25 декабря), и подвижных, отсчитываемых от важнейшего – Пасхи, определение которой связано с сочетанием солнечного и лунного календарей.

У реформы Григория XIII была сугубо церковная цель – скорректировать пасхалию, т.е. даты празднования пасхи. Эти даты были канонически установлены на знаменитом Никейском соборе в середине IV века от Р.Х. в виде простого правила: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, приводились и конкретные даты полнолуний для 19-летнего лунного цикла. Однако, заметили папские ученые, равноденствие теперь ушло на 10 дней – в XVI веке оно наступало 11 марта, тогда как в IV веке – 21 марта. Отсюда следовал вывод – «вернуть равноденствие на надлежащее ему место», что дословно зафиксировано в папской булле. После этой операции, как считал папа, можно опять пользоваться каноническим правилом Никейского собора.

Но «непогрешимый» папа ошибся. Григорий XIII и его окружение показали полнейшее непонимание сути решения Никейского собора, смысла пасхалии, установленной, заметим, выдающимися учеными древности.
Празднование пасхи и приготовление к нему напоминает о евангельских событиях: распятии Христа, произошедшем в день пасхи иудейской, и его последующем Воскресении. Важно, что иудейская пасха празднуется по еврейскому календарю 14-15 нисана (первый весенний месяц) и как раз соответствует полнолунию. Это полнолуние наступает после весеннего равноденствия, поэтому смысл Никейского канона –христианская пасха (день воскресения) празднуется в первое воскресенье после пасхи иудейской.

Но в результате «подтяжки» календаря на 10 (а теперь уже на 13) дней календарное согласование солнца и луны, т.е. между юлианским и еврейским календарями, сбилось, и поэтому первое полнолуние после весеннего равноденствия по новому стилю может наступить до иудейской пасхи. Католическая пасха тогда предшествует (а иногда даже совпадает) с иудейской пасхой, что нарушает сам смысл праздника. Это нарушение попадает под осуждение сразу нескольких церковных соборов, объявлявших тех, кто празднует христианскую пасху вместе с иудейской, – еретиками.

Итак, Никейская пасхалия (т.е. определение дат полнолуний исходя из 19-летнего лунного цикла в юлианском календаре) остается верной и сейчас, только это уже не обязательно первые, но могут быть и вторые полнолуния после весеннего равноденствия. Православная пасха всегда наступает после иудейской, как и должно быть по Евангелию. Таким образом, с церковной точки зрения календарная реформа Григория XIII потерпела полный крах, что и было зафиксировано уже в следующем 1583 году, когда патриархи восточных церквей осудили реформу. Но католики сохранили ее и даже постарались распространить на весь западный мир, что стало еще одним шагом в расколе наших цивилизаций.

Наконец, если новостильная пасхалия не верна, нельзя ли принять компромиссный вариант – сохранить старую пасхалию, но неподвижные праздники (например, Рождество) праздновать по новому стилю? Заметим, при этом теряется сама цель реформы Григория XIII – ведь он корректировал именно пасхалию. Но все-таки, пусть мы почему-то хотим иметь равноденствие именно 21 марта как неподвижную дату, а пасху праздновать по-старому, православно.

Это <…> означает существенную богослужебную реформу, чреватую расколом. Ее последствия немедленно ощутит каждый верующий: ведь все неподвижные праздники сдвинутся тогда относительно подвижных на 13 дней вперед. Нарушится слагавшийся веками ритм церковного года, например, может, вообще, исчезнуть Петров пост – один из четырех важнейших в православии; а поскольку каждые сто лет разница стилей будет все увеличиваться, то смешение праздников будет все возрастать, а когда-нибудь (теоретически) даже Пасха может совпасть с Рождеством.

Итак, юлианский календарь, благодаря своей внутренней согласованности, единственный удовлетворяет требованиям церковного года. Отказ от него был бы тяжелейшей ошибкой, и именно поэтому его сохранила Православная церковь.

Андрей Юрьевич Андреев,
кандидат исторических наук,
кандидат физико-математических наук,
доцент Исторического факультета МГУ
16 апреля 2010 Просмотров: 9 901