Впечатления от службы в храме прот. Всеволода Чаплина

altМосковские храмы всегда отличались своим особым благолепием, а москвичи исстари были известны своим благоговением и любовью к церковной молитве.

Сегодня московские храмы тоже отличаются от храмов России. Так, в одном из старинных храмов Москвы - в честь свт. Николая Мирликийского на трех горах (Нововаганьковкий пер., д. 9),  где настоятелем не так давно назначен прот. Всеволод Чаплин, - довелось побывать на минувшей воскресной службе одному из наших читателей, который в письме поделился своими впечатлениями…


Начну с того, что храм сей по размерам своим сродни самым большим соборам: пространство, открывающееся вошедшему человеку, кажется необъятным.

Как выяснилось позже, храм уже несколько лет назад, стараниями прежнего настоятеля отца Валерия, ревностного и неравнодушного пастыря, был отреставрирован, все три придела приведены в полный порядок, сохраняющийся до сих пор. При о. Валерии было положено начало и воскресной школе, и приходской общине.

Видимо, позже, ощутив необъемлемое пространство храма, а также во исполнение будоражащего ныне многих желания непременно идти в ногу со временем и максимально использовать все технологические достижения, храм решили оснастить аудиоаппаратурой – на стенах храма развесили колонки, а микрофоны поставили в алтаре, на хорах и, судя по тому, насколько громко был слышан голос диакона,  на солее.

Так что, «благодаря» этим звукоусилителям, за этой литургией я впервые услышал не знакомые на слух молитвы – из тех, что тайно читает священник в алтаре. Несколько еще сомневаясь – а действительно ли эти молитвы должны читаться тайно – нашел объяснения в настольной книге священнослужителя. Действительно, оказалось все верно: какие-то слова священник произносит явно для всех молящихся – они обозначаются словом «возглас», а какие-то тихо, пред Престолом – они предваряются пометкой «сие иерей глаголет тайно». И никакие доводы о «соборной» молитве – т.е. о том, что все, произносимое в алтаре, люди должны слышать для того, чтобы молиться вместе с духовенством, тут не к месту. Люди не слыша этих слов, для них не предназначенных, уже многие века молились и до сих пор молятся в храме соборно. Соборность молитвы заключается не во всеуслышание каждого звука, а в духе. Простите, если эти слова звучат чересчур возвышенно и в чем-то неверны, но суть мысли, по-моему, ясна.

Произнесение же тайных молитв явно, когда они с помощью громкоговорителей разглашаются на весь храм, кощунственно. Ощущение было такое, что что-то тайное и сокровенное поспешно выносят на всеобщее обозрение. А шум и тихие слова и необходимые по ходу службы замечания или просьбы пономарю и диакону, также разносимые громкоговорителями по всему храму, лишь нарушали общую молитву, как и многократно усиленный этой аппаратурой звук от каждения диакона кадилом.

Возникла ужасающая мысль, что еще недолго – и в следующий раз, когда я, находясь по делам в Москве, приду в этот храм, меня встретит уже какой-нибудь стеклянный иконостас, а то и частичное или полное его отсутствие – под предлогом того, что людям необходимо видеть все, что происходит во время литургии, чтобы быть ближе к молящимся священникам.

Еще показалось, что таким образом как будто хотят продемонстрировать тем, кто не верит в божественность Литургии, что, мол, смотрите, слушайте, наблюдайте - священники действительно молятся в алтаре, а не просто там «пережидают время». Не по этому ли, не для этой ли демонстрации «правдивости» и «честности» отсутствует алтарная преграда в католических костелах, что там прихожане уже давно не верят своим патерам, неоднократно обличенным во многих кощунствах, злодеяниях и мерзостях?

Что еще поразило в этом некогда благоговейном, и, несмотря на размеры, домашнем и уютном храме?

Хор прямо-таки сражает и оглушает – безусловно прекрасные и профессиональные голоса - но пение такое явно не соответствует  литургическому настрою. Вспоминаются слова из книги для новоначальных: «Храм Божий – это не театр, он требует благоговейного поведения…». Да, храм, безусловно, не театр и не опера. Потому и «оперному» пению тут не место. Ведь куда важнее – благоговейный и молитвенный настрой клироса.

Однако тут тон и настрой всему и всем задает настоятель – протоиерей Всеволод Чаплин, который, как сказано в Википедии, «имеет репутацию человека, интеллектуально близкого патриарху Московскому и всея Руси Кириллу», является членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам и многое другое.

Возможно, скоро в этом храме начнут проводится и Литургии с объяснениями. По крайней мере начало положено –  6 октября, там прошло культурное мероприятие - чтение на русском языке Откровения апостола Иоанна Богослова, сопровождаемое пением хора.

Да и воскресная проповедь подтвердила модернистскую репутацию прихода – по мнению прот. Всеволода Чаплина, гонений на православных сегодня нет, мы можем спокойно исповедовать свою веру, жить по своим убеждениям…

Источник: "Информ-Религия"
7 октября 2010 Просмотров: 7 319