О том, что терпение научает правильному пользованию земными временными благами

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Поучения.

Если мы теперь обратим внимание на причины нетерпения, то и прочие нравственные наставления выступят на своем месте. Когда дух наш волнуется вследствие потери имущества, то, ведь, божественными писаниями, чуть ли не в каждом месте, заповедуется презирать век сей; и нет более сильного увещания презирать злато, как то, что Сам Господь вовсе не обретался (живущим) в богатстве. 
 
Всегда Он ублажает нищих и наперед осуждает (praedamnat) богатых. Так Он узаконил презрение к богатству, чтобы терпеливо переносили потерю имущества, показывая отвержением богатств, что лишение их не должно быть принимаемо во внимание. Чего нам меньше всего нужно желать, — ибо и Господь этого не желал, уменьшение того или даже полное его отнятие мы должны переносить без жалоб. Дух Господень чрез Апостола изрек, что «сребролюбие... есть... корень всех зол»(1Тим.6:10).
 
Полагаем, что оно состоит не в пожелании только чужого; ибо что представляется нашим, то есть собственно чужое; ничто не наше, а все Божие, и мы сами также (Божии). Посему, когда вследствие потери (имущества) мы обнаруживаем нетерпение; то, скорбя о лишении того, что не наше, мы повинны, так как находимся в состоянии близком к сребролюбию. Домогаемся чужого, если потерю чужого со скорбью переносим. Кто мятется нетерпением вследствие потери, тот согрешает против Бога, предпочитая земное небесному. Ради временного он приводит в смятение дух, полученный от Бога.

Итак, охотно потеряем земное, чтобы сохранить небесное. Пусть погибнет век (сей), только бы я приобрел терпение. Кто не в силах спокойно перенести какую-нибудь незначительную потерю, происшедшую вследствие ли воровства, или насилия, или даже (собственной) не деятельности, то, не знаю, легко ли и от души ли он может возложить руку свою на имение свое ради благотворения. Ибо кто, не будучи в силах, подвергнуться операции со стороны другого, сам вложит нож в свое тело? Терпение, при потере (имущества), это — подготовка к щедрости и уделению другим.
 
Тому не жаль давать, кто не боится потерять. Вообще, кто иной, имея две рубашки, даст одну из них нагому, как не тот, кто берущему рубашку может отдать и верхнюю одежду (Мф.5:40)? Каким образом мы будем приобретать себе друзей от маммоны (Лк.16:9), если настолько ее любим, что не можем перенести ее потери? Мы погибнем вместе с погибшим (имуществом). Что обретем там, где мы можем только терять? Язычникам свойственно обнаруживать нетерпение, при всяких убытках, — язычникам, которые, может быть, предпочитают деньги (своей) жизни. И действительно, они делают это, когда из страсти к наживе предпринимают по морю прибыльные, но опасные торговые путешествия; когда ради денег они даже на форуме не сомневаются решаться на то, за что нужно бояться суда; когда, наконец, отдают себя на игры и на воинскую службу (castris); когда разбойничают по дорогам, подобно зверям. А нам, в силу различия, существующего между нами и ими, надлежит не душу полагать за деньги, а деньги — за душу, — полагать или добровольно, когда раздают (имущество), или с покорностью; когда (его) теряют.

Тертуллиан. «О терпении»
3 мая 2023 Просмотров: 12 698