КАТЕХИЗИС ПРАВОСЛАВНОГО ВОИНА

Эти «изречения Священного Писания с размышлениями для употребления в военных училищах» митрополита Филарета были изданы в начале XIX века и переизданы во время войны с Германией в 1916 году. Востребованы они и в наше время. Печатаются в сокращении.

I. Краткая наука для воинов

«Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14).

Эти слова сказаны Иоанном Крестителем, когда он обличал во грехах приходивших к нему разного звания людей, и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасения душ своих. При этом пророк не говорит «не воюйте», а только лишь «никого не обижайте». Ибо еще далеко то последнее время, когда, наконец, по пророчеству, «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4).

И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани? Однако Господь, называемый Богом мира (Рим. 15, 33), не называет ли Себя также и Бог воинств? (1 Цар. 17, 45). Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей? Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную? Не ангел ли Божий соделал гумно Гедеона, военноучебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над мадианитянами?

Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя и не из лука стрелою, а камнем из пращи?

Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил Крест Христов, только что им познанный? Для братии и победы.

Итак, Бог любит мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию. Итак, православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс. 143, 1).

Если бы на какой-то дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, своих близких и общего достояния?

Братия, продолжайте подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия.

II. Жить по заповедям Божиим

«Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча» (Лев. 26, 3, 7,8).

«Некогда в Иерусалиме одни и те же люди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною рукою производили работу, а другою держали копье» (Неем. 4, 17). И вы делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству.

Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества.

III. Важность молитвы для воинов

alt«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17, 11).

Амаликитяне напали в пустыне на израильтян, утомившихся в пути своем. Моисей послал воинов Израильских под предводительством Иисуса Навина отразить нападение, а сам пошел на гору молиться с воздеянием рук. Когда утомленные руки его опускались и он ослабевал в молитве, тогда победа склонялась на сторону врагов, но, когда он с новой силой возобновлял молитву, одерживали верх.

Сам Бог рек устами Пророка: «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их» (Пс. 80, 14-15).

«В другое время Иисус Навин сражается с пятью царями, и союзное с ним Небо бросает на его врагов каменный град, а он, по необычайной надежде на Бога, воззвал к Господу и собственным повелением остановил солнце, чтобы иметь время засветло довершить свою победу» (Нав. 10, 12-14).

Времена судей Израилевых представляют целый ряд схожих происшествий. «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа... и Он предал их в руки царя месопотамского» (Суд. 3, 7-9). Но Гедеон, побуждаемый ангелом, заменяет жертвенник Ваалов алтарем истинного Бога и вслед за тем с тремястами безоружных одним ночным военным кличем: «Меч Господа и Гедеона!» производит в стане мадианитян смятение и междоусобие, вследствие которого уже не нужно сражаться, а только преследовать и истреблять неприятельское войско.

IV. Верность и подчиненность воина

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2, 13-14). «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2, 4).

Слово апостольское повелевает соблюдать подчиненность, Господа ради. Следовательно, кто нарушает подчиненность, а еще более нарушает верность, тот не только нарушает порядок общества человеческого, но именно нарушает волю Божию и является мятежником против Бога.

Почему подчиненность воина должна быть особенно точная и строгая? Потому что непослушание воина может быть особенно вредно не только для целого войска, но и для государства.

Если приятно бодрствовать и трудиться для блага и спокойствия семейства, как должно быть вожделенно стоять на страже и в подвиге для спокойствия и безопасности Отечества!

Земная жизнь дается человекам на время, и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество обратить жизнь свою в талант для приобретения Родине спокойствия, победы, славы, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого Небесного Судии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Честь воина не в одной пылкой храбрости, но также и в строгом повиновении начальству, в единодушии с соратниками, в непоколебимой стойкости, в недремлющей осторожности от нападающего с оружием и от подкрадывающегося со смертоносным словом, в кротости к безоружным, в уважении собственности, даже неприятельской, в умеренности. Высшая же сила воина в вере и уповании на Господа сил.

V. Правило для похода

«Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого» (Втор. 23, 9).

Воин во время похода должен особенно тщательно удаляться от всякого беззаконного и бесчестного дела как для того, чтобы порочными и неправедными делами не лишиться благоволения Божия и невидимой защиты на брани, так и для того, чтобы, если суждено ему окончить жизнь в военном подвиге, с мирной и чистой совестью предстать на суд Божий и несомненно получить венец правды.

Счастливо это для нас, что самые обстоятельства ставят нас в положение народа Божия против врагов Божиих. Враги наши это враги Креста Христова. Следовательно, мы можем просить у Бога защиты и победы не только для себя, но и для славы имени Христова. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего!

Мы уже не ветхий народ Божий, и не нам речено «око за око и зуб за зуб» (Исх. 21, 24). Мы признаны были новым народом Божиим, и нам дана новая заповедь, новый закон любви и мира. Мир Христов не должен ли быть сильнее брани человеческой? И почему же Он не уничтожил брань? Почему она поднимает голову и против сынов царствия Христова и даже восстанавливает христиан против христиан? Разумевающий да разумеет. 

Небо, конечно, не обмануло земли, возвещая ей мир вместе с пришествием Христовым. И Христос Господь, даровав Своему царству мир, конечно, не взял его обратно. Но беда в том, что слишком много людей, которые не приемлют Христа и, следовательно, мира Его; и, что еще горестнее, есть люди, которые приближаются ко Христу устами, сердцем же своим и жизнью своей далеко отстоят от Него и, следовательно, от мира Его. И оттого, к стыду христианства и человечества, есть люди, которые, именуясь христианами, идут содействовать исступленным и бесчеловечным врагам имени Христова.

После чудесных побед, одержанных Иисусом Навином над племенами Хананейскими, после занятия народом израильским земли обетованной, казалось, уже нетрудно было совсем очистить ее от язычников. Но после того, как совершено трудное, не довершено нетрудное: «И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса. Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним» (Суд. 2, 23; 3, 4).

Что это значит? Объяснил это опыт. Когда израильтяне пребывали верны Богу и заповедям Его, тогда Он даровал им победы над язычниками и тем утверждал народ Свой в вере. Но когда израильтяне поддавались прельщениям язычников и подражали их суете, роскоши, порокам, наконец, идолопоклонству, тогда сила Божия скрывалась от народа Божия. Язычники усиливались, и народ Божий скорбями и страданиями побуждаем был, посредством покаяния и обращения к Богу, возвращать себе Его благодать и помощь, а с ней победу, мир и благоденствие.

VI. Верное средство против сильнейшего неприятеля

«Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой» (Втор. 20, 1).

Если, по судьбам Божиим, вам предстоит встать против врага, вы помышляйте, что сражаетесь за любезное Отечество, за Святую Церковь против нехристей, против гонителей христианства, против утесняющих народы, нам единоверные и частично соплеменные, против оскорбителей святыни поклоняемых мест Рождества, Страдания и Воскресения Христова. Сказано в Священном Писании о древних подвижниках за Отечество: «Верою побеждали царства» (Евр. 11, 33). Верою победоносны будете и вы.

Когда народ Израилев шел в землю обетованную и когда скинию (переносной храм) вместе со всем станом поднимали в поход, Моисей произносил воинскую молитву: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои» (Чис. 10, 35).
2 февраля 2024 Просмотров: 29 971