Притча о спасении. Святитель Феофан Затворник

Что нужно делать, чтобы спастись? «Твори благо, бегай злаго, спасен будешь», — сказал святитель Митрофан Воронежский. Иначе: люби добродетель, бегай порока. Подробнее: узнайте и в сердце содержите все, чему учит Св. Церковь, и, принимая благодатные силы через Таинства и возгревая их через все другие священнодействия Церкви, идите неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей — учителей Церкви, уклоняясь от всего противного. И несомненно спасетесь: достигнете царства небесного. Это каждому известно.
 
Следующее сказание еще более пояснит дело. Один глубокий старец, живший в уединенной пустыне, впал в уныние; и тьма помышлений начала сокрушать душу его, внушая ему недоумения: правильно ли он идет, и есть ли надежда на то, что труды его увенчаются, наконец, успехом? Старец сидел, поникнув головой. Сердце ныло, но очи не давали слез. Сухая скорбь томила его. Между тем, когда он так убивался горем, предстал ему Ангел и сказал: «Что смущаешься, и зачем помышления входят в сердце твое? Не ты первый и не ты последний идешь этим путем. Многие уже прошли им, многие идут и многие пройдут еще этим путем в светлые обители райские. Ступай за мной, я покажу тебе разные пути, какими ходят сыны человеческие, и куда приводят эти пути. Смотри и вразумляйся».

Повинуясь повелению Ангела, старец встал и пошел; но едва сделал несколько шагов вперед, как погрузился в созерцание дивного видения, которое открылось умным очам его. Он видел по левую сторону от себя густой мрак, как стену непроницаемую, внутри которого слышал шум, тревогу и смятение. Всматриваясь внимательно во мрак, он увидел широкую реку, по которой ходили волны взад и вперед, направо и налево, и всякий раз, когда мелькала перед его очами волна, кто-то как бы на ухо внятно говорил ему: «Это — волна неверия, беспечности, холодности; это — волна немилосердия, разврата, взяточничества; это — неги, забавы, зависти, раздора; а это — пьянства, нечистоты, лености, неверности супругов и проч.».
 
И каждая волна проносила на себе перед ним несметное множество людей, поднимала их из реки и снова погружала в глубь ее. В ужасе старец воскликнул: «Господи! Неужели все они погибнут, и нет им надежды спасения?» Ангел сказал ему: «Смотри далее и увидишь милость и правду Божию». 

«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:

Возведи от тли живот мой, Многомилостиве». 
 
Cтарец снова взглянул на реку и увидел, что она по всей ширине и по всей длине покрыта малыми ладьями, в которых сидели светлые юноши, со всякого рода орудиями для спасения утопающих. Они всех призывали к себе и одним подавали руки, иным спускали жерди и доски, иным бросали веревки, а иногда погружали вглубь багры и крюки — не ухватится ли кто и там?

И что же? Редкий-редкий откликался на призывный голос их, и еще меньше было таких, которые пользовались как следует подаваемыми орудиями спасения. Но чаще всего с презрением отвергали их и с каким-то диким наслаждением погружались в эту реку, издававшую чад, смрад и гарь.

Старец простер взор свой вдоль реки и в конце ее увидел бездну, в которую она низвергалась. У самого края бездны множество юношей стремительно плавали в ладьях туда и сюда, заботливо подавая помощь каждому. Но, несмотря на эту помощь,ежеминутно на всем протяжении реки тысячи людей низвергались в бездну, — оттуда были слышны одни стоны отчаяния и скрежет зубов.
 
Старец закрыл лицо свое и зарыдал. И был ему голос с неба: «Горько, но кто виноват? Скажи, что еще Я мог бы сделать для спасения их, чего бы не сделал? Но они с ожесточением отвергают всякую подаваемую им помощь. Они отвергнут и Меня, если Я сойду на помощь к ним в самые безотрадные места их страданий».  

«Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой; но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, Управителю, спаси!» 

Немного успокоившись, старец обратил очи свои вправо, к светлому востоку, и утешен был отрадным видением. Те, кои, внимая зову светлых юношей, подавали им руку или хватались за какое-либо спасительное орудие, были извлечены ими на правый берег. Здесь их принимали другие, вводили в небольшие стройные здания, рассеянные в большом количестве по всему берегу, там обмывали их чистой водой, облекали в чистые одежды, препоясывали, обували, давали посох и, подкрепив пищей, отсылали в путь дальше, к востоку, заповедав им не оглядываться назад, идти без остановки, внимательно смотреть под ноги и не пропускать ни одного подобного здания без того, чтобы не зайти в него и не подкрепить себя в нем пищей и советом от тех, чьему попечению вверены эти здания.
 
Старец оглядел берег и увидел, что на всем его протяжении готовятся в путь эти избавленные. На лицах у всех были запечатлены радость и воодушевление. Видно было, что все они чувствовали особую легкость и силу и с некоторой неудержимостью устремлялись в путь, первые стадии которого были усеяны приятными цветами.

«Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя видети, Слове Божий, Истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа» 
 
Потом старец обратил свой взор дальше к востоку, и вот что ему открылось. Луг оканчивался недалеко от берега; дальше начинались горы, хребты которых протянулись в разных направлениях. Они были то голые и отвесные, то покрытые кустарниками и лесами. Горы поднимались все выше и выше, пересекаясь пропастями. Повсюду на них были видны путники-труженики. Один карабкался на крутизну, иной сидел в утомлении или стоял в раздумье, иной боролся со зверем или змеей; иной шел прямо к востоку, а иной — по косому направлению, а иной — поперек пути других; однако все были в труде и поте, в борьбе и напряжении сил — и душевных, и телесных.

Редкий путник всегда видел дорогу: часто она совсем пропадала или разветвлялась на распутья; иногда ее скрывали туман и мрак; иногда пересекала пропасть или крутой утес; иногда путь преграждали звери из дубравы или ядовитые змеи из ущелий. Но вот что дивно! Везде по горам были рассеяны красивые здания, подобные тем, в которые принимали спасенных от воды. Если путник заходил в них, как ему было заповедано вначале, то, как бы он ни был изможден, выходил оттуда бодрым и полным сил.
 
Тогда звери и змеи не могли выносить взора его и бежали от него, никакие препятствия не останавливали его надолго; и он легко и скоро отыскивал скрывшийся каким-либо образом путь по тем указаниям, которые получал в этих зданиях. Каждый раз, когда кто-либо преодолевал препятствие или одолевал врага, то становился крепче, выше и статнее. Чем выше кто-либо восходил, тем становился лучше и светлее.

У вершины горы местность опять становилась гладкой и была усеяна цветами. Но вступившие сюда скоро входили в светлое облако или туман, из которого больше уже не показывались. Старец поднял очи выше этого облака и из-за него или из-за горы увидел чудный, неописанной красоты свет, из которого доносились к нему сладостные звуки: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!» Старец в умилении пал ниц, и над ним звучно пронеслось слово Господне: «Так совершайте свой путь, чтобы получить» (См. 1 Кор. 9:24). «Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» (Пс. 85:11).
 
Снова поднявшись на ноги, старец увидел, что немалое число путников с разной высоты горы, с разных мест снова стремительно бежало к реке то молча, то с криком и хульными, бранными словами. К каждому из них, и сверху и снизу, было обращено воззвание: «Остановись! Остановись!» Но, гонимые какими-то малорослыми эфиопами, они не внимали предостережению и снова погружались в смердящую реку.

Тогда старец воззвал: «Господи, что это?» И услышал в ответ: «Плод самочиния и непокорности богоучрежденному порядку!» Тем видение кончилось. Ангел, показывавший его старцу, спросил его: «Утешен ли?» И старец поклонился ему до земли.
 
Видение старца, взятое из одного древнего «Отечника», понятно. Река — это мир. Погруженные в нее — люди, живущие по духу мира, в страстях, пороках и грехах. Светлые юноши в ладьях — это Ангелы и вообще призывающая ко спасению благодать. Бездна, в которую низвергалась река с людьми, — это пагуба. Красивое здание на правом берегу — Церковь, где через Таинства Крещения и покаяния обратившиеся грешники омываются от грехов, облекаются в одежду оправдания, препоясываются силой свыше и становятся на путь спасения.

Восхождение на гору с разными затруднениями — разные труды по очищению сердца от страстей. Звери и змеи — враги спасения. Гладкая местность ближе к вершине — умиротворение сердца. Светлое облако, скрывающее путников, — спокойная смерть. Свет из-за горы — блаженный рай. Здания, рассеянные по горе, — храмы Божии. Кто заходит в эти здания на пути, то есть принимает Таинства и участвует в священнодействиях и молитвословиях Церкви, пользуется светом и руководством пастырей, тот легко преодолевает все препятствия и скоро приходит к совершенству. А кто самочинно отвергает их, не подчиняясь указаниям и советам пастырей, тот скоро падает, и дух мира снова увлекает его.
  
«Ангеле Божий, Хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость» 

Из сочинений свт. Феофана Затворника
3 февраля 2015   Просмотров: 4 513