Признаки, виды и степени смирения

Смирение есть самоуничижение перед Богом и людьми - при искреннем сознании как совершенной во всем зависимости от Бога, так и нравственного нашего повреждения, слабостей, недостатков, греховности и виновности.
 
В смирении по отношению к Богу главное то, чтобы признавать себя зависимым, грешным, виновным перед Богом, недостойным благоволения, столько слабым, что без помощи благодати Божией мы ничего доброго не можем сделать; потому совершение всякого дела приписывать благодати Божией, а не своему умению и тщанию, вечного спасения ожидать не от своих дел и заслуг, а от милосердия Божия, ради заслуг Иисуса Христа.

А по отношению к людям считать себя более других грешным, худшим, во всем ставить себя ниже всех, не искать ни в чем преимущества перед другими, никакого отличия, считать себя недостойным внимания, уважения, расположения других и даров счастия.
 
Святой Варсонофий говорит, что смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне, считая себя по своим грехам достойным всякого уничижения и скорби.
 
Прежде всего, говорит Авва Дорофей, нужно нам смиренномудрие. Смирения же два вида, так как и две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, осуждает и безчестит его, как ничего не значащего, а себя считает выше его. Таковой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордиться и против Самого Бога и подвиги,  добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собой совершил их своим знанием и умом, а не помощью Божией.
 
А смирение первое состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее, вообще почитать себя ниже всех. Второе смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги.
 
Святой Кассиан перечисляет десять признаков смирения:
 
- если кто умершвляет свою волю;
- ничего не скрывает от своего старца-руководителя не только из дел, но и из помышлений своих;
- ни в чем не полагаясь на свое мнение, все  представляет на рассуждение руководителя и охотно, с жаждой слушается его наставлений;
- во всем соблюдает повиновение, кротость, терпеливость;
- не только не делает никому обиды, но и о нанесенной ему от другого не болезнует, не печалится;
- ничего не делает, ничего не предпринимает, чего бы не одобрило или общее правило(монастыря), или пример старших;
- доволен всякой малостью скудостью, уничиженным состоянием и всякое приказание исполняет, как худой, недостойный раб;
- считает себя нисшим всех не на словах, а на словах, а с искренним расположением сердца;
- сдерживает язык, не дерзок на слове;
- не легкомысленен, не поползновенен на смех.
 
Иные перечисляют семь видов смирения:
 
- молчаливость;
- смиренномудрие;
- смиреннословие;
- смиреннодеяние;
- самоукорение;
- сокрушение;
- почитание себя последним.
 
Иные различают три степени смирения:
 
- добровольно подчиняться старшему, его мнению и распоряжению и не превозноситься перед равным;
- подчиняться равному и не превозноситься перед меньшим;
- подчиняться меньшему.
 
Святой Исаак Сирин гогворит, что совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Кто истинно смиренномудр, тот считает себя грешником, человеком, ничего не значащим, презренным даже в своих глазах; будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но просит прощения.
 
Иные добровольно навлекли на себя название непотребных, не будучи таковыми; с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали.
 
Иные, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых.
 
Думаешь ты о себе, что есть в тебе смирение. Но другие сами себя обвиняли, а ты и другими объвиняемый, не переносишь сего и провозглашаешь себя смиренномудрым.
 
Если хочешь узнать смиренномудр ли ты, то испытай себя в сказанном: не приходишь ли в смятение, когда тебя обижают. <...>
 
Источник: Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению: опыт аскетики(в сокращении). М.: Сибирская благозвонница. 2011. стр. 218-222 
31 марта 2015   Просмотров: 4 899   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (1)
31 марта 2015 13:25

20 СОВЕТОВ ДЛЯ СМИРЕНИЯ

 

1. Забыли тебя? Молчит телефон? Ничего страшного. Не жалуйся.

2. Несправедливо обидели? Забудь.

3. Презирают тебя? Радуйся!

4. Обвиняют тебя? Не оправдывайся.

5. Издеваются над тобой? Не отвечай.

6. Ругают тебя? Храни молчание и молись.

7. Не дают тебе слово сказать? Перебивают? Не печалься.

8. Оскорбляют тебя? Не спорь.

9. Дети твои перекладывают на тебя их обязанности? Родственники, близкие делают тоже самое? Не протестуй.

10. Кричат на тебя? Храни спокойствие.

11. Крадут твое у тебя на глазах? Притворись слепым.

12. Смеются над тобой? Будь долготерпив.

13. Не слушают советов твоих? Не слушают советов твоих дети твои? Приклони колени свои и молись.

14. Раздражение между супругами? Ты виноват. И опять ты. А не другой.

15. Виноват? Проси прощения.

16. Не виноват? Опять проси прощения.

17. Здоров ты? Славь Господа.

18. Болен ты? Рак у тебя, мучаешься, страдаешь, больно тебе? Славь Господа.

19. Безработица, бедность в доме твоем? Постись. Бодрствуй. Молись.

20. За все и за всех молись. Много молись. Пост и молитва, потому как «сей же род изгоняется только постом и молитвой».

 

И если, братья мои, последуем этим советам, и, в первую очередь, я, то будьте уверены, что спасемся!

 

Архимандрит Стефанос Анагностопулос

  Жалоба      1