Хроника еретических воззрений. Ложное учение о «восстановлении»

altНачиная с первых веков, Церковь Христова выступила на защиту учения Христа от ересей экклесиологической направленности, стремящихся к сближению истины с ложью.

 

Так, еще в I веке египетский философ Ормус (46 г.) пытался соединить несоединимое. Он утверждал, что языческие и христианское верования имеют единую основу и одинаково служат Творцу и потому проповедовал учение как бы «надъязыческое» и «надхристианское» (см.: Vincent, Histoire de Tanciene image, p. 92 ff.). Ормус учил, что Бог имеет такую любовь к человеку, которая выше всякой справедливости: что бы ни соделал человек, как бы ни согрешил, он все равно будет оправдан и прощен, то есть «восстановлен» в своем первоначальном естестве Адама, а потому необходимо соединять верования в единое философское учение, способное лишь побуждать людей к удовлетворению «духовных» потребностей.

 

 За такую «вседозволенность» родоначальник ормусианской ереси стал почитаемым во многих откровенно сатанинских культах, поскольку сатанизм в основе своей строится на безпредельном нарушении заповедей Божиих.

 

 В конце XVII века Ормус был объявлен основоположником религиозно-мистического общества розенкрейцеров, образовавшегося в Германии. Розенкрейцеры открыто показывали свое уважение к Библии и даже приносили на ней клятву верности. В то же время они влагали новое понятие в слово «грех». Грехом для розенкрейцера являлось отступление от правил масонской ложи, а все, что делалось им для своего удовольствия, будь то содомский грех с его извращениями, воровство или обман - все это не являлось грехом.

 

Продолжателем ереси Ормуса стал в IV веке знаменитый Ориген. Он попытался соединить учение реинкарнации (о переселении душ - повторных воплощениях душ после смерти) с христианским учением о душе. Желая примирить весьма распространенные в его время восточные оккультные понятия с иудео-христианской психологией, Ориген учил о предсуществовании душ. Он утверждал, что души, прежде рождения людей, пребывают в определенном для них месте, как бы на некоем складе.

 

Умалчивая о принципиальном различии между языческими представлениями о многократных воплощениях души и истинным православным учением о зарождении души в момент зачатия, Ориген так же как и философ Ормус стремился доказать, что учение христианства якобы тождественно языческому учению. Но если Ормус был египетским философом, и на его воззрения Церковь смотрела как на языческие басни, то к Оригену, много писавшему толкований на Священное Писание, Святые Отцы проявили справедливую строгость. Он был предан анафеме как еретик на V и VI Вселенских Соборах.

 

Среди нечестивых учений Оригена, склоняющих Церковь к соединению с язычниками и инославными, особенно выделяется учение о «восстановлении» или концепция апокатастасиса. По мнению Оригена все люди, независимо от их вероисповедания и образа жизни, в конце-концов спасутся, а оригеновская позиция по отношению к диаволу - диавол может спастись, потому что «он не такой уж и плохой дух» - абсолютно противоречит учению Церкви. Такое представление вполне устраивает масонов, и всячески ими поддерживается. Оно способствует внедрению в сознание масс идеи объединения мира. Поэтому новейшее «богословие» пытается представить Оригена не еретиком, а учителем Церкви.

 

Отсюда и навязчивые мнения среди свободомыслящих богословов, что якобы анафеме были преданы некоторые труды Оригена, а не сам писатель. Однако достаточно заглянуть в книгу правил, чтобы убедиться в осуждении Святыми Отцами самого Оригена.

 

Так, в первом правиле VI Вселенского Собора говорится: «Они Феодора Мопсуетскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно возставших, такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу двенадесяти глав блаженнаго Кирилла, и так называемое письмо Ивы, соборно предали проклятию и отринули».

 

Помимо Оригена подобные еретические воззрения были у Дидима Слепца, Евагрия Понитийского, Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестского, Несториева учителя. Последний был анафематствован на III Вселенском Соборе (431 г.). Он также пытался склонить Церковь к соединению с еретика-миарианами. Оправдывая свое еретическое изобретение, Несторий писал: «Я впутался в это [дело] по совершенной необходимости, когда Святая Церковь разделилась, и одни говорили, что Марию должно называть человекородительницей, а другие, - что Богородицей. Дабы не погрешить в одном из двух, то есть, дабы безсмертного не присоединить (к смертному), либо, привязав к себе одну партию, не потерять другой, я придумал называть ее Христородицей» (Eusebius Scr. Eccl. et Theol.// Historia ecclesiastica. B. 7. Ch. 34.).

 

Однако догмат о Церкви свидетельствует, что Невеста Христова не может разделиться, ибо Она до скончания века верна Своему Возлюбленному, а попытка наладить мир с еретиками окончилась для Нестория, Патриарха Константинопольского, вечной погибелью.

 

Такие, на первый взгляд, добрые стремления жить в мире с еретиками, всегда приводили лишь к разрушительным последствиям, потому-то святой апостол Павел предупреждает: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10).

 

В конце XIX века с новой силой проявляется еретическая концепция апокатастасиса в трудах преподавателей Питерской духовной академии. Проф. Несмелов пытается активно доказать, что учение о «восстановлении» является забытой частью учения Церкви, и якобы святые Отцы, в частности свт. Григорий Нисский был одним из проповедников апокатастасиса. «Отцеживая комара», ради поисков доказательств в пользу оригеновской ереси, Несмелов не заметил ни Соборных определений, ни то, что свт. Герман Константинопольский еще в VII веке исследовал труды свт. Григория Нисского и нашел, что места о «восстановлении» приписаны святому еретиками.     

 

Продолжателем идей Несмелова был проповедник софианской ереси - парижанин прот. С. Булгаков. Его взгляды разделяли и другие богословы так называемой парижской школы. Идеи апокатастасиса даже угодили в «православный катехизис» «Жив Бог», изданный членами парижского православного братства в 1979 году, поставивших своей цель объединить Православие и католицизм. К этому катехизису проявили большой интерес католики, и в 1990-м году он был переведен на русский язык.

 

Особенно активными в области проповеди являются обновленцы. Прот. Александр Мень, почитаемый в обновленческой общине свящ. Георгия Кочеткова, также придерживался оригеновской ереси. «На самом деле „вечность" мук - не совсем вечность. И поэтому, когда мир сей прейдет, тогда... муки вечные прекратятся», - говорится в катехизисе Кочеткова. Экуменисты с радостью принимают такой вариант; и сейчас апокатастасис ненавязчиво продолжают проповедовать английский еп. Каллиста (Уэр) и митр. Иларион (Алфеев).

 

Свящ. Михаил Локтев.

Источник: сайт "Дух христианина"

14 октября 2010 Просмотров: 5 279