Слово в память святых отцов VII Вселенского Собора. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Препрославлен еси, Христе Боже наш,
светила на земли отцы наши основавый,
и теми ко истинней вере вся ны наставивый


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие мои, други наши!

alt«Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин.17:11,20-21). – Эту молитву Спасителя чаще и чаще надо приводить себе на память, чтобы не сбиться с пути во мраке безбожного мiра, чтобы не обмануться ярким крикливым светом богопротивных учений, чтобы быть с Богом всегда, чтобы помнить, что это единение возможно только в Церкви Божией.

«Не бойся, малое стадо!» – только веруй, Господь с тобой во вся дни (Лк.12:32). «Не бойся, малое стадо!» – Я оставлю тебе Церковь Божию – столп и утверждение истины. Живи в ней, живи ею, она – то единственное, то непоколебимое, что не изменит, не обманет, ибо Сам Господь в ней, и истина свято охраняется Им в соборности решений Церкви.

«Изволися Духу Святому и нам», – такими словами возвещается всякий раз и во все времена соборное решение. Семь столпов – семь Вселенских Соборов – крепко и непоколебимо держат церковные своды, канонами ограждая истину Божию в мiре.

Дорогие мои, а ведь именно отцам Седьмого Вселенского Собора обязаны мы воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы, наши келлии и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами пред святыми мощами, и фимиам святого ладана возносит сердца наши в селения небесные, разлучая нас с землей. И благодать откровения от этих святынь многие и многие сердца полонила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы в свое время, в VIII веке, не встали на защиту святыни святые отцы Церкви, святители, монахи. Их борьба до пролития крови потушила многочисленные костры из икон, пылавшие на протяжении пятидесяти лет.

Седьмой Вселенский Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, но и познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Икона, по утверждению отцов, тоже молитва. И освященная икона сама по себе свята. Когда мы молимся перед ней, то святые слова наших молитв и зримый святой образ иконы пред нами одновременно преображают нас, устремляя и нас, грешных и земных, к святости.

А вот в нынешние весьма сложные и трудные времена, когда новое язычество вновь ослепило мiр, не новое ли иконоборчество во весь голос заявляет о себе? Иконы сейчас не уничтожают, их собирают, за ними охотятся, но одни видят в них лишь красоту старины – экзотику, другие пленяются профессиональным совершенством изображения, третьи святотатственно простирают к ним руки, чтобы превратить их в сребро или злато.
Не кощунство ли это?
И держат они в руках своих и на стенах своих домов иконы, но не ведают того, что Дух Святой, ища в обладателях икон живые одушевленные храмы, достойные вселения святости, и не найдя таковых, – отступает. И произносит о них горестный приговор: «Несть разумеваяй и несть взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша...» (Рим.3:11-12). И гнев Божий пребывает на них.

Дорогие мои, не страшно ли это? То, что должно освящать человека, делает его еще более грешным, присоединяя к прочим грехам тяжкий грех оскорбления Святого Духа. И Дух Святой удаляется, а человек становится слепым и уже не может зреть чудес Божиих.

altДруги мои! Имея святыню – икону в доме, не забудем об этом, будем ежедневно обращать взор к ней, говорить с ней словами молитвы или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение и жизнь души и силы на каждый день.

Не буду перечислять примеры Божиих даров, получаемых нами через святые иконы, через святыню Таинств Церкви. Их несть числа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения, и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Вселенской Православной Церкви.

И это истинное воплощение в мiре трудов святых отцов Седьмого Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

Ныне же страшнее волн всемiрного потопа, истребившего в свое время человеческий род, идут снова на мiр волны лжи и тьмы, готовые поглотить вселенную, истребить веру во Христа, извратить Его учение. И единственное спасение наше, наш ковчег – Святая Церковь, руководствующаяся на пути своем светилами небесными – писаниями святых Божиих угодников.

Не пренебрежем же этим ковчегом, НЕ УКЛОНИМСЯ САМОМНЕНИЕМ И ГОРДОСТЬЮ ОТ СМИРЕННОГО ПОВИНОВЕНИЯ ИСТИНАМ ЦЕРКВИ, НЕ ВОЗСЯДЕМ НА ДРУГИЕ КОРАБЛИ, ПОВРЕЖДЕННЫЕ ЛЖЕУЧЕНИЯМИ, НЕ ОТПАДЕМ ХЛАДНОСТЬЮ И ДВОЕДУШИЕМ ОТ РУКОВОДСТВА СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ – И СПАСЕМСЯ!


Слава Безсмертному Богу Отцу Невидимому!
Слава Безсмертному Богу Сыну, явившему Себя во плоти!
Слава Безсмертному Богу Духу Святому, глаголавшему через пророков, апостолов и святых отцов!
Пресвятая Троица, слава Тебе!
За все и за всех слава Тебе!
Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
14 (27) октября 1991 года

 

Источник: "Русь-Фронт"

24 октября 2010   Просмотров: 9 180   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.