"Без Мене не можете творити ничесоже" (старец Паисий Святогорец)

alt"Без Мене не можете творити ничесоже" [1]

Если человек хочет жить, не терзаясь, то он должен уверовать в то, что сказал Христос "Без Мене не можете творити ничесоже". То есть нужно в положительном смысле этого слова отчаяться в самом себе и уверовать в силу Божию. Отчаявшись, в хорошем смысле слова, в себе самом, человек находит Бога "Все упование мое на Тя возлагаю" [2]. Даже самые духовные люди не могут быть уверены за свою жизнь, поэтому они никогда не выходят из пределов своей уверенности в Бога. Они возлагают свою надежду на Бога и отчаиваются лишь в своем "я", потому что "я" приносит человеку все духовное несчастье.

Уверенность в самом себе - это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего сделать или же борется в одиночку. После этого естественно, что он побеждается врагом или же терпит неудачу и сокрушает свое "я". Часто добрый Бог очень мудро дает нам увидеть и Свое Божественное вмешательство, и ту неудачу, которую мы потерпели от уверенности в себе. Наблюдая и испытывая каждое событие, которое случается с нами в жизни, мы приобретаем опыт, бываем внимательны и таким образом преуспеваем.

Христос сначала искал веры в силу Божию и после этого совершал чудо. "Если ты веруешь в силу Божию, - говорил Он, - то будешь исцелен" [3]. Не так, как ошибочно утверждают сегодня некоторые: "У человека есть силы, и, веря в них, он может сделать все. Разве в Евангелии не написано тоже самое "Веруй"? Следовательно, наши слова согласны с Евангелием". Да, Христос спрашивал: "Веруешь ли ты?" - но, спрашивая это, Он имел в виду следующее: "Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог может сделать это?". Он хотел, чтобы человек подтвердил то, что он верует в Бога, и тогда помогал ему. Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но эти люди извращают смысл евангельских слов и говорят: "У человека есть сила, и он должен верить в себя". Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование.

- Эти люди, Геронда, если происходит чудо, говорят, что человек верил в то, что оно произойдет, и потому так и случилось.

- За такой эгоистичной постановкой вопроса кроется действие диавола. Они путают сказанное Христом "Веруешь ли?" со своим собственным "Верую". Отсюда начинается и все это беснование, происходящее в мире. А потом тебе говорят: "Не надо уважать ни великого, ни малого, для того чтобы стать личностью". Поэтому и слышишь такие призывы: "Дави их, круши их, чтобы добиться цели!". Уважение считается отжившим свой век, и диавол торжествует. А между тем даже если ребенок дерзнет чуть бесстыдно поговорить с родителями или старшими, то его оставляет Благодать Божия, и он принимает бесовские воздействия! А что тогда говорить, если человек делает наглость своим типиконом!

- А если, Геронда, какой-нибудь человек, утверждая, что он верует в Бога, не верит в то, что Бог нас хранит?

- Тогда он делает богом самого себя. Как же он верует в Бога?

- Каждое утро осеняет себя крестным знамением и т.п.

- Он говорит так: "Я верую в Бога, но Бог дал нам разум для того, чтобы мы могли делать то, что нам хочется". Или так: "Я бог. Разве в Писании не сказано: "Бози есте и сынове Вышняго вси" [4] ? Но для того, чтобы быть богом по благодати, надо иметь благодать Бога, а об этом такой человек не думает. Он сам своим умом делает себя богом. Иметь Благодать Божию и стать богом по благодати - это одно, а самому делать себя богом - совсем другое Путаница в этом: человек делает себя богом, а в конце концов доходит до того, что превращается в безбожника.
____________________________________________
1) Ин.15, 5.

2) Богородичен на Великом повечерии, глас 6.

3) См.: Мф. 9, 29. Мк. 9, 23.

4) Пс. 81, 6.
28 июня 2014   Просмотров: 12 000