Этническая мобилизация русских набирает обороты. Доктор истор.наук В.Соловей

altВалерий Соловей - заметная и крупная фигура как в научном академическом сообществе, так и кругах русского политического национализма. Доктор исторических наук, профессор МГИМО МИД России. Автор и соавтор пяти монографий, нескольких десятков научных статей и сотен журнальных и газетных публикаций.


Последние изданные книги, получившие широкую известность - "Кровь и почва русской истории" (2008) и "Несостоявшаяся революция" (2009).

 

Последний труд, написанный В. Соловьем совместно с сестрой Татьяной Соловей, стал лауреатом Национальной премии "Лучшие книги и издательства" за 2009 г. Круг научных интересов: отечественная история, российская политика, русская этничность, русский национализм.


20 июня сего года профессор Соловей прибыл в Санкт-Петербург, где выступил с публичной лекцией и познакомился с петербургскими русскими националистами.

 

Редакция портала "Правый взгляд" попросила В.Соловья ответить на несколько вопросов о ситуации в России и русском национальном движении. 


Как Вы прокомментируете первое и охарактеризуете произошедшее в Сагре - это локальный случай русского сопротивления или это уже тенденция?


altТема Сагры является весьма важной и требующей широкого обсуждения. Конечно же, это не локальный случай, - это одно из звеньев (хотя и очень важных) в тенденции, которая набирает силу в последние годы и месяцы. Суть этой тенденции проста - это этническая мобилизация русских.

 

Русские как этническая общность все чаще ощущают себя под очень серьезной угрозой. И эта ответная мобилизация, которую мы сегодня наблюдаем, - столь значительных масштабов, как этого не было со времен Великой Отечественной войны. События в Сагре важны тем, что русские люди самоорганизовались, взяли в руки доступное им оружие и защитили себя и свои права.

 

Чем, на Ваш взгляд, отличаются современные русские националисты от националистов, скажем, 10-летней давности, и как это отличие сказывается на деятельности русского движения? 

 

- Нынешние националисты, как правило, моложе и, главное, намного реалистичнее. Они не скованы теми культурными предрассудками (не культурным багажом, а именно предрассудками), которые были характерны для националистов предшествующих поколений. Это проявлялось во всем - в их логике, риторике, даже манере одеваться. Они всегда уповали на высшие инстанции, на верховную власть, которая должна решить за русских людей все их проблемы. Нынешние националисты совсем другие. Они, говоря академическим языком, прошли политическую социализацию в жесткие 90-е годы, когда надо было всего добиваться самим, и самим, как говорит молодежь, «решать вопросы». И они этому научились. Они очень реалистично смотрят на происходящее, не питают никаких иллюзий в отношении современной российской власти, прекрасно осознавая ее характер, и знают, чего они хотят. 

 

На деятельности русского движения это сказалось самым непосредственным образом. С абсолютной точностью могу сказать - в том числе, со ссылкой на мнения высокопоставленных российских политиков, - что если бы сейчас в стране проводились честные выборы, то националистическая партия заняла бы первое место в парламенте. Именно поэтому власти делают все, чтобы не допустить формирования и выдвижения такой партии. 

 

На Ваш взгляд, демографическая картина Европы, скажем, к середине XXI века,  может быть уже отнюдь не белой? 

 

- Так она уже не белая. Вообще, сегодня прогнозировать ситуацию на 50-70 лет вперед  - занятие праздное. Демографические изменения в мире происходят постоянно. Возможно, в ближайшие 25-30 лет произойдет вполне ожидаемый прорыв по продлению длительности человеческой жизни, - тогда ситуация получит новое, очень важное измерение.   

 

А что касается Европы, то, к сожалению, сейчас 80% демографического прироста европейского населения осуществляется за счет мигрантов, в большинстве своем не относящихся к  европеоидам. Если эта тенденция сохранится, то этническая картина Европы изменится быстрее, чем мы думаем.

 

alt- Русским националистам часто говорят, что для борьбы за власть они могут заключать друг с другом какие угодно союзы, но если власть будет ими завоевана, то они тут же перегрызутся и начнут рубить друг другу головы, как это часто происходило в истории после революций. Что  Вы думаете по этому поводу? 


- Ухудшение отношений между вчерашними союзниками, когда они приходят во власть,  характерно не только для националистов, но и практически для всех политических сил во всех странах и во все исторические периоды. 

 

Но по моим наблюдениям, как я уже сказал, нынешние националисты значительно более реалистичны и прагматичны, и они понимают, насколько сложна ситуация в стране, которую нужно еще долго восстанавливать. У них есть общие интересы и общие цели, они способны договариваться между собой и совершать совместные действия, несмотря даже на личную неприязнь. Уверен, что когда русские националисты будут у власти, - а это произойдет в обозримой перспективе, - то они смогут обо всем договориться. Что касается конкуренции за различные вакансии и портфели, то для политики это совершенно неизбежно и нормально. 


alt- В заключение - несколько слов о пресловутой «революционной ситуации» в России. Вы считаете, что она уже сложилась? Можно ли считать ее признаками открытое обсуждение возможной революции в СМИ, «разговоры о политике» в народных массах и т.д.? 

 

- Я считаю это показателем очень серьезного напряжения в обществе. Сами по себе разговоры отражают даже не состояние умов, а состояние психики граждан. Люди очень остро ощущают, что в воздухе разлито что-то очень тяжелое и дурное. Это ощущение характерно для всех слоев общества, и это ощущение нарастает. Я имел возможность разговаривать об этом с совершенно разными людьми, включая высокопоставленных политиков - это характерно для всех. 

 

В высшем политическом истэблишменте сейчас серьезно осуждается только один вопрос - «сколько мы еще сможем продержаться». Даже десятилетие для спокойной жизни в России никто из них себе не гарантирует. 


То есть эти разговоры - это отражение сложившейся ситуации. Но с другой стороны, этот «дискурс»  формирует саму ситуацию. Если люди начинают об этом мыслить и высказывать свои мысли вслух, если «революционные» настроения становятся повсеместными а убеждение в том, что Россия стоит накануне решительных кардинальных перемен - всеобщим, то значит «процесс пошел». 

 

Изменения сначала происходят в головах, и уже потом - в социальной жизни. И если в головах российских граждан изменения уже произошли -  то они неизбежно воспоследуют и в политической реальности. В  какой форме произойдут эти изменения - пока неизвестно. Но слом существующей политической системы и общенациональный кризис  неизбежен. Собственно, мы уже в него вошли, но находимся пока в начальной его фазе. 

 

 

https://www.rusimperia.info

25 июля 2011 Просмотров: 8 272